[ Все на выборы? ]

[Все на выборы?] Мы почти вернулись к ситуации советских лет, когда в партийных кабинетах составлялись безальтернативные списки кандидатов «нерушимого блока коммунистов и беспартийных» и мы все, дабы никто не заподозрил нас в нелояльности режиму, должны были почти со стопроцентной явкой единогласно проголосовать «за».

В 90-е годы мы впервые получили право на Выбор. Я полагал тогда, что для развития и укрепления подлинно демократических принципов формирования государственных органов власти и повышения их эффективности необходимо как минимум: а) сильная, нейтральная по отношению к кандидатам и независимая от действующей власти система избирательных комиссий; б) независимые суды, в которых можно было бы оспорить факты нарушения избирательного законодательства; в) и главное – развитие в стране цивилизованной системы политических партий, реализующих свои программные цели, получив на то мандат избирателей.

Что мы имеем на практике? Про суды и особенно про избирательные комиссии говорить по меньшей мере несерьёзно. А вот о системе политических партий и избирательном законодательстве стоит сказать отдельно.

Когда Путин впервые заговорил о необходимости перехода к формированию законодательных органов исключительно по партийному принципу, я ему по наивности своей поверил и предстоящим реформам обрадовался.

На деле за период после 2000 года не только не сформировалась система имеющих чёткую идеологию и ответственных перед избирателями политических партий, а ровно наоборот – были уничтожены зачатки этой системы. Администрация президента взяла под контроль весь процесс партстроительства в стране. Принято законодательство, позволяющее административно-бюрократическими мерами сорвать регистрацию любой неугодной политической партии. А зарегистрированные партии рискуют превратиться в крошечные маргинальные структуры, если не будут демонстрировать лояльность исполнительной власти и согласовывать с ней списки кандидатов.

В результате партии у нас играют роль имитаторов многопартийности. Кстати, это уже нонсенс. Во многих странах человек считается принадлежащим к той партии, за которую он голосует на выборах. А у нас в стране, оказывается, можно не только выдвигаться от партии, но и даже возглавить список партии, оставаясь беспартийным. То есть президент даёт знать, что избираться от партии он готов, но нести ответственность за её политику – нет.

Этому есть одно объяснение: у нас на самом деле нет партий. Мы все, включая президента и глав субъектов, которые возглавляют региональные списки партии власти, действительно беспартийные. Ибо структуры, которые называются политическими партиями и допущены к участию в выборах 2 декабря, на деле есть просто инструменты для продвижения в законодательную власть угодных исполнительной власти людей.

Реально в каждом субъекте один избиратель – глава региона. В некоторых субъектах, как, например, в Дагестане, есть ещё второй избиратель – столичный мэр. Они свой выбор уже сделали. Без нас. А у меня, как у гражданина, есть только один способ высказать своё мнение – не идти на выборы.

]§[

Номер газеты