Компания «Авиалинии Дагестана» – одно из немногих на сегодня авиапредприятий, в котором пока продолжают находиться под одной юридической «крышей» аэропортовые службы и лётный состав. Его основу составляют лётно-технический комплекс и Махачкалинский международный аэропорт, имеющий большое стратегическое значение.
За год услугами авиаторов пользуется около 120 тысяч человек. Основными направлениями перевозок грузов и пассажиров являются российские внутренние линии. В начале этого года предприятие было наконец реорганизовано из ФГУПа в ОАО, все акции которого оценены в 312 миллионов рублей и пока принадлежат государству. Цели самые благие: привлечь дополнительные денежные средства и повысить эффективность предприятия. Также неоднократно заявлялось о намерении продвигать инвестиционный проект реконструкции Махачкалинского международного аэропорта совокупной стоимостью в один миллиард двести миллионов рублей.
Речь идёт об увеличении пропускной способности аэропорта с нынешних 200–250 до 700 человек в час, обеспечении возможности приёма воздушных судов грузоподъёмностью свыше 100 тонн, увеличении количества регулярных рейсов и новых маршрутов, улучшении качества обслуживания, снижении стоимости проезда, а также техническом перевооружении аэропорта. Предусмотрено создание от 200 до 400 дополнительных рабочих мест. Платежи в различные бюджеты запланированы на уровне 116 млн рублей в год.
Планы заявлены амбициозные. Однако в силу ряда причин их реализация стала вызывать большие сомнения. И связаны они, прежде всего, с самим предприятием. Здесь есть своя предыстория, которая вполне достойна читательского интереса и к тому же позволяет понять логику происходящих событий.
Подноготная правда
Итак, до недавнего времени основу лётного парка авиапредприятия составляли четыре (а с некоторых пор – три) самолета ТУ-154. Они были получены в девяностых годах в счёт погашения бюджетной задолженности федерального центра перед Республикой Дагестан. Затем в ту пору председатель правительства РД Хизри Шихсаидов (нынче депутат Госдумы от «Единой России») подписывает Постановление № 286 от 23.12.1999 г., согласно которому указанные самолёты передаются ФГУП «Авиалинии Дагестана» на правах хозяйственного ведения (?!). Чтобы обывателю было понятно: бюджет РФ имеет статус федерального закона. В нём строго прописано, кому, сколько и на что даются деньги. Любое нарушение карается Административным и Уголовным кодексами. В данном случае федеральные средства в виде самолётов направили Дагестану – и они стали уже республиканской собственностью. С этого момента передача данного имущества кому-либо должна расцениваться не иначе как нарушение этого закона. Ещё одна деталь: термин «передача на правах хозяйственного ведения» применим к отношениям между государственной организацией и предприятием одного уровня (например, когда республиканское правительство РД передаёт имущество республиканскому унитарному предприятию) – «с баланса на баланс» – без денежных расчётов. Но не в отношениях между республикой и ФГУПом! В этом случае должны быть только отношения аренды. Тогда республиканский бюджет начал бы регулярно получать «живые» деньги. Собственно, для этого и давала Москва свои средства в виде самолётов. Постановление Шихсаидова привело к тому, что самолеты, начав летать и приносить выручку, юридически «ушли в тень», поскольку не стояли теперь на учёте ни в Москве, ни в Махачкале Они перестали существовать для федеральных и республиканских налоговиков. Стало попахивать возбуждением уголовного дела по признакам нецелевого использования бюджетных средств, а то и почище....
Не потому ли спустя некоторое время появилось другое постановление правительства РД, тоже подписанное Шихсаидовым, – № 236 от 08.10.2004 г. – о возврате этих воздушных судов в реестр госимущества РД и проведении торгов теперь уже на право их аренды?
Но по закону отменить первое постановление можно было лишь через суд. Потому Мингосимущества РД для соблюдения формальностей и подало иск в Арбитражный суд РД против Территориального управления Росимущества по РД о признании незаконным включения самолётов в реестр федеральной собственности. В результате 6 июля 2006 года такое решение было вынесено. Казалось бы, наконец-то республика вновь стала хозяйкой своего добра, а это ни много ни мало 60 миллионов «американских рублей» (по курсу до 98-го года). Но не даёт покоя мысль: куда и кому, в какой бюджет в таком случае поступали налоговые отчисления, всевозможные «амортизации», проще говоря, – на кого же работали эти практически новые самолёты, если их налоговый потенциал, по разным подсчётам, достигал ста миллионов рублей в год? И кто понёс за это уголовное или хотя бы дисциплинарное наказание?
Турецкая борьба
Практически сразу после прихода к руководству Мирзы Омариева началось противостояние авиакомпании и некоторых республиканских турфирм в борьбе за деньги «челноков», летающих в Турцию и Эмираты. В год таких набирается до одиннадцати тысяч человек, и каждый везёт не менее десяти тысяч долларов США. Вот вам и цена вопроса!
Главный оппонент Омариева – директор турфирмы «Сириус» Магомедхан Арацилов – прямо заявляет, что авиапредприятие использует свои возможности монополиста и фактически занимается туроператорской деятельностью, практически подмяв под себя этот сегмент туристического бизнеса в республике.
Тактика ОАО «Авиалинии Дагестана» проста. Его руководство, используя дилетантизм несведущих и попустительство посвящённых, по сути, чартерный рейс в Турцию объявляет регулярным. По правилам, регулярные рейсы должны выполняться в первую очередь, а чартерные, то есть наёмные рейсы, – если они не мешают выполнению регулярных. Такая нехитрая юридическая казуистика позволяет отказывать турфирмам, желающим нанять самолёт. В результате их клиенты, которым, по большому счёту, всё равно, в качестве кого лететь до турецких базаров, оказываются в «жарких объятиях» упомянутого ОАО. Уже в Стамбуле «челноков» встречают представитель партнёра авиапредприятия – фирмы «Сетенай – Туризм» Нина Камполат и теперь уже бывший официальный представитель «Авиалиний Дагестана» в Турции, двоюродный брат Омариева – некто Гасан Алиев. По словам Арацилова, Алиев действует как классический туроператор: размещает туристов в «своём» отеле, доставляет к «своим» торговцам, а затем и отправляет их багаж, практически всегда со значительным перегрузом, обратно в Махачкалу (надо полагать, что делается это вовсе не из одной лишь любви к землякам). Что касается турецкого партнёра, то «Сетенай – Туризм» даже не зарегистрирована в своей стране как турфирма и не имеет туроператорской лицензии. Тем более удивительно, что с ней заключён чисто «технарский» договор на наземное обслуживание самолётов из Махачкалы. Типичная для Стамбульского аэропорта «Сабиха» картина: человек из «Сетенай – Туризм» стоит рядом с родственником гендиректора «Авиалиний Дагестана» и взимает с каждого пассажира теперь уже по пять долларов сверх официально установленной таксы за каждый килограмм багажа.
Хочешь лететь – плати! И люди платят. И летят со значительным перегрузом, надеясь на Аллаха… Было время – Арацилова поддерживала и местная антимонопольная служба, обязав авиапредприятие в короткий срок устранить нарушения. Однако тогда же, в 2006 году, помощник генерального директора «Авиалиний Дагестана» Иосиф Лихтман вновь озвучил позицию своего начальника: «…ФГУП не намерено предоставлять свои самолёты для выполнения чартерных рейсов в Турцию ни ООО «Сириус», ни другим турфирмам, в том числе и потому, что приступило с конца мая 2006 года к выполнению регулярных международных рейсов в эту страну...».
Но ведь с фактами, Иосиф Петрович, не поспоришь! Итак, следите за датами: а) тогда ещё ФГУП «Авиалинии Дагестана» получило лицензию № 03 1233 на регулярные международные перевозки пассажиров на линии «Махачкала – Стамбул» 31 апреля 2005 г.; б) статус назначенного перевозчика присвоен в конце 2005 года (письмо Минтранса РФ № 01-123156 от 06 декабря 2005 г.); в) официально заявило о начале их выполнения лишь в конце мая 2006 года. В то время как рейсы в Турцию выполнялись годами и фактически являлись чартерными.
И ещё: «Авиалинии Дагестана» не являются членом ИАТА – Международной ассоциации авиаперевозчиков, а это обязательное условие для допуска к выполнению регулярных международных рейсов! Не потому ли следственным отделом Махачкалинского ЛУВДТ было возбуждено несколько уголовных дел, только по одному из которых ФГУП «Авиалинии Дагестана» подозревалось в незаконном извлечении дохода в размере более 110 млн рублей?! Особо отметим, что эта практика продолжается и сегодня. Арацилов располагает нотариально заверенными переводами бумаг Министерства транспорта Турецкой Республики, касающихся деятельности «Авиалиний Дагестана». В них прямо указано, что рейсы, которые осуществлялись компанией на линии «Махачкала – Стамбул – Махачкала» с марта по октябрь 2006 года, являлись «летними туристическими чартерными полётами». А в качестве лицензированного туроператора-фрахтователя (обязательное условие оформления чартера: без этого полёт просто невозможен) втайне от самого Арацилова была указана его турфирма «Сириус»! Однако нельзя сказать, что ничего не изменилось: теперь в полётную документацию вписывают лицензию другого дагестанского туроператора – фирмы «Изумруд»…
Магомедхан Арацилов практически единственный, кто пытается бороться за свой бизнес. Государство бросило его на произвол судьбы. Хождение по судам отнимает силы, портит нервы. Только в уходящем году состоялось три арбитражных процесса. В Махачкале взяли сторону авиакомпании, в Ессентуках признали правоту Арацилова. В Краснодаре, как считает директор турфирмы, снова одержал верх финансовый ресурс Омариева. Но борец, призёр Олимпийских игр Магомедхан Арацилов сдаваться не намерен! В январе предстоит ещё один суд. Теперь уже в Москве.
Чёрная дыра в небе Дагестана
С предысторией, пожалуй, всё ясно. Самое интересное только начинается! Информацию о том, что «Авиалинии Дагестана» создают в Москве дочернее предприятие с базированием в аэропорту Внуково, нам на условиях анонимности согласился прокомментировать один из руководящих сотрудников авиапредприятия:
– Никто никаких юридических документов не видел, но есть разговоры, что это действительно так. То называют филиалом, то предприятием – как в данный момент выгодно. На сегодняшний день затребовать из бухгалтерии предприятия какие-то документы не представляется возможным. Потому что есть указание генерального директора не показывать их никому! Практически все реальные ресурсы предприятия, вся документация, связанная с финансово-хозяйственной деятельностью, переправляются в Москву. Что происходит – непонятно. Вполне возможно, что республиканские власти и даже учредители не в курсе происходящего! На сегодня у нас шесть самолётов, принадлежащих республике. В начале года предприятие купило ещё два самолёта и два взяло в аренду. Но где тогда выручка, прибыль? Увеличение самолётного парка абсолютно не отразилось на показателях предприятия. Наоборот, принесло убытки! Новый заместитель генерального директора по стратегическому развитию Александр Иванченко, а по совместительству ещё и директор московского филиала, известен как «обанкрочиватель авиакомпаний». Он пришёл в «Авиалинии Дагестана» из авиакомпании «Карат», которая обанкротилась. До этого он работал в «Черномор-авиа», «Кавминвод-авиа», которых тоже постигла та же участь. Иванченко создал «красивую» схему увода денег из республики, которую неспециалисту не понять. Внешне предприятие выглядит процветающим, а если изнутри посмотреть – оно на грани банкротства. Например, наш основной доход – от продажи билетов. Деньги за проданные билеты должны приходить к нам. Для выплаты налогов, зарплаты, развития производства. Но сегодня поступает команда перечислять их в Москву. А куда они пойдут потом – не знает никто.
Накануне прошла информация, что планируется увольнение пятисот человек. Республика рискует потерять узких специалистов, которых надо выращивать годами. Только за последние месяцы штатное расписание предприятия было перекроено два раза! Складывается ощущение, что за счёт ресурсов «Авиалиний Дагестана» возрождается ранее обанкроченная авиакомпания «Карат». Иванченко, лётчики, бухгалтерия и даже самолёты – все оттуда! Фактически республика стоит на грани того, что под мнимым предлогом повышения коммерческой эффективности её могут лишить своей авиакомпании. Об этом говорится в нашем письме на имя президента Дагестана.
Понимаете, при таких показателях, о каких говорит наше руководство, мы должны быть сказочно богаты. Взять, к примеру, налоги. Их платят раз в год, и то после того, как «наварятся» на хадже. А в остальное время куда уходят наши деньги? Ведь самолёты летали и приносили доход!
– Я должен задать этот вопрос: знает ли о происходящем генеральный директор?
– Никто не поверит, что он не знает. Это нереально! ]§[
- 8 просмотров