Состоявшийся визит президента России Владимира Путина в Объединённые Арабские Эмираты был посвящён развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества.
Обсуждали нефтегазовый сектор, энергетику, металлургию, транспортную инфраструктуру, внедрение передовых российских технологий, военно-техническое сотрудничество, космос, туризм и культурную сферу. Традиционно не остались без внимания проблемы безопасности в зоне Персидского залива, а также ситуация в Ираке, Иране и на палестинских территориях. В свою очередь, руководство ОАЭ назвало визит российского президента «выдающимся историческим событием», которое «окажет огромнейшее воздействие на дальнейшее развитие привилегированных отношений, связывающих две дружественные страны и их народы». Тем более что весьма к месту было объявлено и о погашении накопившегося долга. Словом, арабы были приятно удивлены! Таким образом, Путину удалось достичь цели – укрепить и расширить влияние России в регионе. Включение в состав российской делегации президента Дагестана Муху Алиева тоже, видимо, было неслучайным. С кем же ещё «развивать привилегированные отношения» братскому «эмиратскому» народу, как не с самым южным, ближе всех к нему расположенным, к тому же мусульманским регионом России. Только что мог предложить искушённым арабам дагестанский президент? Ни космосом, ни передовыми технологиями Дагестан ведь похвастать не в состоянии. Есть, правда, какая-никакая транспортная инфраструктура и человеческие ресурсы. Впрочем, для «друзей» из Эмиратов неплохо уже хотя бы то, что не надо будет привыкать к непривычным именам, ведь каждый второй дагестанец – или Магомедов, или Магомед. Более того, «наши» и сами уже вполне комфортно чувствуют себя среди дубайских небоскрёбов.
Это сладкое слово «загранка»
Пример тому – вполне успешная предпринимательница из Махачкалы Марина Хайбулаева. Интервью с ней состоялось в духе времени – при помощи электронной почты. Итак:
– Каково вам, гражданке России, дагестанке, мусульманке, наконец, живётся в ОАЭ?
– В принципе, неплохо, даже очень хорошо, но пять дней в неделю – это работа с утра до позднего вечера. Я занимаюсь недвижимостью, поэтому общаюсь с людьми со всех концов света, в том числе и в выходные дни.
– Как вы вообще там оказались?
– Я училась на отделении востоковедения исторического факультета ДГУ, стажировалась в Египте. Окончила университет на красный диплом, а потом и аспирантуру. Защитила кандидатскую диссертацию, работала преподавателем в одном из вузов Махачкалы. Но однажды мои друзья, которые давно живут в Эмиратах, пригласили меня в эту страну. Конечно, я согласилась.
– Чем занимается ваша фирма, кто её владелец?
– Я работаю в «Голден Сэндс Реал Эстейт» – одной из ведущих компаний на рынке недвижимости в ОАЭ. Её владелец – мистер Аднан Аль Али, араб, родом из Дубаи, очень известен и уважаем в своём бизнесе и, кстати, неплохо говорит по-русски. Наша фирма имеет своих представителей в разных концах света – от Америки до Японии, но в последнее время ориентируется и на русскоязычный рынок.
Храните деньги... в Эмиратах
– Что сейчас происходит в экономике ОАЭ?
– Власти страны полтора года назад разрешили продажу недвижимости иностранцам. За это короткое время цены на неё выросли здесь более чем в два раза. Кроме того, взят курс на уменьшение зависимости экономики от нефтедобычи и на превращение страны в один из крупнейших финансовых центров планеты. Этот процесс идёт уже несколько лет. Иностранцы вкладывают сюда деньги потому, что здесь безналоговая зона, оформляются визы для проживания, легко получать деньги и удобно их платить.
– Как обычно проходит ваш день?
– Он начинается в половине десятого, когда я завожу машину и еду на работу. Затем пятиминутка с менеджером, на которой обсуждаются текущие новости и распивается утренний кофе. Далее – проверка электронной почты, заказы, звонки, встречи, презентации… Ты никогда не знаешь, когда закончится твой рабочий день. Иногда клиент спрашивает совета, в какую школу определить детей, где лучше выбрать мебель, чтобы обставить своё новое жильё. Мы с удовольствием помогаем, советуем, переводим. В итоге становимся просто хорошими друзьями. В этом, наверное, и заключается специфика сервиса в Дубаи.
– Что нравится в Эмиратах, а что раздражает?
– Нравится, что здесь представлены разные страны, национальности и религии. Очень нравится, что законы изданы для того, чтобы их соблюдали абсолютно все! Получить хорошую работу можно благодаря личным качествам, независимо от того, какой ты национальности, чей ты родственник и сколько у тебя в кармане денег. Очень нравится защищённость жизни, трудовой деятельности и бизнеса. Это, наверное, и привлекает крупнейшие компании мира, которые открывают здесь свои офисы. А вот что раздражает – так это пробки на дорогах! Но недавно была введена система платных дорог, и сразу стало легче. К тому же готовятся к сдаче в 2009 году скоростное метро и сеть водных такси, которые охватят весь Дубаи.
– Есть ли отличия в том, как работают или отдыхают в ОАЭ по сравнению с Дагестаном?
– Здесь каждый понимает, что если не будет трудиться как можно лучше, никто его на этой работе держать, платить зарплату и улыбаться каждый день не станет! Замену найдут очень быстро. Но это не значит, что в любой момент ты можешь потерять работу. Есть законы, которые чётко определяют права и обязанности работников и работодателей. Что касается отдыха, то отсюда в любой конец света можно вылететь за вполне приемлемую цену, не говоря уже о том, что местные отели и пляжи – одни из лучших в мире.
– Наверное, вас можно отнести к «среднему классу». Есть ли у вас машина, как одеваетесь? Вообще, существует ли там такая дифференциация?
– Зарплата у меня неплохая, есть две машины: служебная и личная. На работу предпочитаю надевать строгий костюм. Дифференциации такой, как у нас, не наблюдается. Конечно, везде и во все времена встречали и продолжают встречать по одёжке, однако здесь чаще, чем в Махачкале, провожают по уму.
«С чего начинается родина...»
– Как часто удаётся бывать дома, что при этом бросается в глаза?
– Побывать дома в силу своей занятости удаётся два-три раза в год, что, конечно, мало. А разница действительно бросается в глаза! И, к сожалению, она не в пользу Дагестана. Начиная со старенького здания аэропорта, развороченных улиц, потухших уличных фонарей, беспорядочно снующих автомобилей. В домах дефицит воды. Задумываешься: там люди живут в пустыне, а проблем с водой не знают! Обидно, почему мы так не можем жить?!
– Легко ли добираться на родину?
– Как верно заметил один из пассажиров рейса Шарджа–Махачкала, недельный отдых в Дубаи «рушится», как только подходишь к кассе за билетом домой. Рейсы в Дагестан только чартерные. Офиса «Дагестанских Авиалиний» в ОАЭ нет вообще. Есть агенты, которые торгуют билетами. Непосредственно при покупке их стоимость почему-то подскакивает с 550 долларов до шестисот… На вопрос «почему?» следует бормотание: «Ну, топливо дорожает…». Многочасовое ожидание вылета, духота, отвратительный «обед»… И за такой «сервис» мы платим 600 долларов! На эти деньги можно слетать в Манчестер на недельку отдохнуть! Не менее интересные «сюрпризы» ждут в Махачкале. Видимо, у аэропорта «нет средств» на покупку нормальной линии по выгрузке багажа. Наши сумки буквально вышвыриваются, на них летят тяжёлые ящики с запчастями, колёса для иномарок. Толкотня и ругань! Но и это не всё: в Махачкале на весы ставят даже ручную кладь и дамские сумочки. И надо платить снова! Глядя на толпу измученных, нервных людей, никак не скажешь, что они возвращаются на Родину после отдыха за границей. Скорее, они походят на беженцев!
В Эмираты я возвращалась ровно через неделю. В билете было указано: «время вылета – девятнадцать часов», но улетела я лишь в половине третьего ночи...
Да, что называется, намаялась наша землячка. Но хоть родню свою проведала. А как быть, если вдруг эта «бодяга» ей надоест? Не приедет в следующий раз, да ещё и домашних туда вывезет? С кем тогда президенту Алиеву поднимать экономику республики? Надо исправлять нашу жизнь и растить собственный «средний класс», пусть и на чужой пока почве. И потом… просто ему не мешать. Он всё сделает сам. ]§[
- 1 просмотр