Поздравили детей с праздником первого сентября и подарили школе конвойное помещение и изолированную площадку для посадки и высадки заключённых. Да, именно эти здания умудрились построить во дворе школы-гимназии № 1 им. М. В. Ломоносова в Кизляре. И это в городе, где свежа память с захватом роддома, где ещё недавно были проведены две спецоперации по ликвидации боевиков, засевших в жилых домах. Нетрудно представить, куда первым делом забегут преступники, для которых невысокая стена не преграда для совершения побега, и какие требования они выдвинут, имея в заложниках сотни детей. Не хочется сравнений, но…
Землю школа получила ещё в 1979 году решением горисполкома. В 2001 году была проведена инвентаризация городских земель, занимаемых школами города, в ходе которой все земельные участки школ города были перерегистрированы на праве постоянного бессрочного пользования за городским управлением образования (ГУО). Не избежала этой участи и школа-гимназия № 1.
Ни суд, организовавший стройку, ни администрация города не посчитались с мнением руководства школы, педагогов и родителей, силами которых на данном участке были сооружены площадка для прыжкового сектора, полоса препятствий, футбольное поле, 100-метровая дорожка для бега.
Постановлением администрации городского округа Кизляр от 29 июня 2007 г. за подписью главы администрации Валерия Аржанухина и управделами Николая Кулягина данный участок перекочевал из землепользования ГУО в землепользование Федерального городского суда.
А в следующем постановлении от 29.06.2007 года земельный участок пл. 260 кв. м (часть территории школы-гимназии № 1 плюс 40 кв. м из резервного земельного фонда) администрация предоставляет «Кизлярскому городскому суду в постоянное (бессрочное) пользование (хотя в том же документе говорится об аренде) для расширения существующего здания и организации конвойного помещения, а также изолированной площадки посадки и высадки осуждённых. И ни слова об интересах школы, директора которой будут обвинять родители, если их дети попадут в руки осуждённых и сбежавших бандитов.
Таким образом, можно говорить, что администрацию Кизляра не интересует выполнение Республиканской целевой программы развития образования в Республике Дагестан на 2005–2010 годы, которая, помимо прочего, направлена на сохранение и развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений и увеличение количества учреждений системы общего образования. Не говоря уже о морально-этической стороне этого дела.
Не потрудились сообщить
Руководитель гимназии № 1 Евгений Бебех узнал об изъятии земли только 4 июля 2007 года от председателя горсуда Ларисы Судоловой. Администрация же Кизляра о принятом решении директору школы не сообщила, хотя должна была информировать землепользователей, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 31 ЗК). Более того, администрация нарушила и другой федеральный нормативный акт, а именно – постановление правительства РФ «О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования». Оно запрещает изымать земли и изменять целевое назначение земель, предоставленных учреждениям образования, без согласования с Минобразования РФ.
Евгений Бебех, являющийся, к слову, депутатом городского собрания, совместно со своими коллегами направил обращение главе администрации Валерию Аржанухину с просьбой приостановить принятое постановление и после согласования с руководством гимназии № 1 найти взаимоприемлемое решение. Однако Аржанухин на письмо-просьбу депутатов ответил так: «При принятии решения коллегия администрации руководствовалась существующим законодательством. В соответствии с ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, каковым является этот участок. Территория школы-гимназии № 1 должна быть полностью изолирована от городского суда и ГОВД (было совершено два побега через территорию школы), с этой целью в проектную документацию реконструкции здания заложено строительство капитальной глухой ограды по ул. Мичурина и глухой на всю высоту здания стены в сторону школы. Данные аргументы, по мнению администрации, достаточны для принятия такого решения». Ко всему изложенному он добавил, что при рассмотрении коллегией администрации данного вопроса присутствовал представитель МУ ГУО (управление образования). Как оказалось впоследствии, последнее обстоятельство не соответствует действительности.
«В ответе на посланный мною запрос в МУ ГУО начальником Управления образования г. Кизляра РД Татьяной Гридиной было мне сообщено, что ни её, ни её заместителя на заседании коллегии, где рассматривался вопрос об изъятии земельного участка у гимназии № 1 в пользу городского суда, не было. Кроме того, стена, о которой упоминает Арджанухин, ниже на 2 метра здания, а планируемая глухая ограда по ул. Мичурина в случае постройки будет закрывать вход в школу. Также считаю, что коллегия, на которой приняты данные постановления, является совещательным органом и не правомочна принимать данные решения», – говорит директор гимназии. В дальнейшем Бебех, помимо письма главе МО «г. Кизляр» Вячеславу Паламарчуку, на которое, следует отметить, ответа получено не было, направляет обращение в прокуратуру г. Кизляра. Прокуратура в ходе проверки установила, что постановления администрации города в отношении участка территории школы не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит отмене. В частности, помимо всего прочего, были выявлены следующие нарушения: в постановлении администрации нет обязательной в таких случаях ссылки на то, что изъятие участка производится на основании заявления землепользователя (т. е. школы) об отказе от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренных ЗК РФ; не указано также, что земельный участок предоставляется для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Более того, администрация не приняла и самого решения о согласовании размещения объекта.
«Куда они денутся?»
Последовавшие события удивляют как самоуверенностью городских властей, так и слабостью федеральных служб Дагестана. На протест прокуратуры на постановление об изъятии земельного участка в администрации города заявили, что все замечания и требования учтены, надлежащим образом изучены и приняты к сведению, но при этом в ответе не говорится о том, что незаконное постановление отменено и приняты меры к устранению нарушений закона. Не ответила администрация и на запрос прокуратуры о предоставлении копии протокола заседания коллегии, на которой рассматривался вопрос об изъятии участка. Таким образом, администрация Кизляра проигнорировала требования прокуратуры.
Складывается впечатление, что в администрации считают: «Куда они денутся? Построим, а со временем всё уляжется». Вместе с тем стройка, ведущаяся «стахановским способом», близится к завершению, а прокуратура ограничивается бесконечными напоминаниями и протестами, которые либо игнорируются, либо просто «принимаются к сведению». ФЗ «О прокуратуре» же говорит (ст. 22 «Полномочия прокурора»), что прокурор вправе в случае признания акта противоречащим закону обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании такого акта недействительным. Но тогда складывается интересная ситуация. А в какой суд обращаться представителям прокуратуры? Не в тот ли, что по ту сторону забора?
В администрации школы считают постановление ненормативным, а согласно ГК РФ (ст. 13) ненормативным признаётся акт, не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Такой акт может быть признан судом недействительным. Кроме того, по мнению директора школы, строящееся здание следует признать самовольной постройкой, которая подлежит сносу осуществившим её лицом.
По словам директора школы, этот случай не единичен. Так, например, был изъят участок на территории школы № 5. «Данный участок был передан частному лицу. Его огородили, и что там теперь строят, я не знаю», – говорит директор гимназии.
Подведём итоги
Слабость позиции школы как субъекта права объясняется следующими причинами.
Во-первых, по словам заместителя прокурора РД Гюляйбат Ибрагимовой, на сегодняшний день почти у всех школ республики нет статуса юридического лица. Это значит, что у школ нет надлежащим образом оформленного самостоятельного баланса или сметы, расчётного счёта, либо вообще отсутствует факт регистрации юридического лица. Это означает, что без статуса юридического лица школы фактически не существует и она не может от своего имени осуществлять свои права.
Во-вторых, земля, предоставленная образовательному учреждению, является землёй целевого назначения и должна использоваться строго по назначению.
В-третьих, образовательное учреждение само распоряжается своим имуществом на праве оперативного управления и имеет право владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначения.
Это только два случая распоряжения администрацией города землёй, закреплённой за ГУО. Но факт перерегистрации земельных участков всех школ города на праве постоянного бессрочного пользования за ГУО позволяет администрации беспрепятственно распоряжаться принадлежащими школам участками и фактически оставляет простор для чиновничьего произвола.
Время идёт, а стройка продолжается. Попытки прокуратуры восстановить справедливость успехом пока не увенчались. И это, к сожалению, не удивляет. ]§[
- 5 просмотров