[ План пути на… ]

Политологи всея Руси на протяжении долгого времени соревновались в придумывании должности в скором безработному Владимиру Путину. Одни утверждали, что он станет главой крупнейшей международной организации стран-экспортёров газа (аналога ОПЕК), иные полагали, что он войдёт в совет директоров одной из крупнейших российских корпораций.

Второй по частоте обсуждения была тема о том, кто станет преемником и поведёт ли этот преемник «Единую Россию» на выборы. Но президент принял решение о том, что он согласен на пост председателя правительства при новом президенте, а также что только он единственный возглавит партию власти на выборах. Такое его решение и последующие за ним события, безусловно, будут вписаны в учебники новейшей истории России.

Теперь дискуссия перетекла в другое русло. Одни говорят, что для полноты власти Путину со своим будущим парламентским большинством придётся менять Конституцию, минимизировав тем самым полномочия президента до представительских. Другие – что можно поменять только федеральный конституционный Закон «О правительстве», расширив полномочия премьер-министра. Но такие комбинации с авторитарной окраской непременно отпугнули бы западных инвесторов, доля средств которых в российской экономике весьма значительна. И ещё не факт, что новый президент окажется таким уж ручным, как это предполагают Кремль и многие аналитики.

Поэтому Путину и нужна своя Дума, чтобы обезопасить себя от внезапной отставки. Поэтому он и ограничил туда вход амбициозным олигархам, которые, преследуя свои интересы, могли бы стать надёжной опорой преемника.

На наш взгляд, существует вариант, при котором ВВП может вернуться к руководству страной задолго до 2012 года. Для этого усилиями преданных Путину лиц должен произойти ряд событий. Во-первых, все недочёты политики государства, которые раньше списывались на несостоятельность председателя правительства (замороженная реформа ЖКХ, провал идеи с монетизацией льгот и т. д. и т. п.) и которых в будущем станет значительно больше, будут ставиться в вину новому президенту (по крайней мере проправительственные СМИ постараются, чтобы народ воспринял это именно так). Во-вторых, на Северном Кавказе сепаратистам будет дана свобода действий и может быть развязана третья военная кампания (на волне второй Путин пришёл к власти). В-третьих, обострение отношений с США может привести к активной «горячей» фазе конфликта на российско-грузинской (и российско-азербайджанской) границах.

Естественно, всё это силами тех же СМИ будет звучать приговором для преемника. Недовольство народа начнёт возрастать, пройдёт крупномасштабный марш-митинг каких-нибудь «наших», и российскому парламенту ничего не останется, как поставить на голосование вопрос об импичменте. А кто в это время был любимчиком СМИ и, соответственно, россиян? Естественно, ВВП. Конечно, Путин извинится за то, что не угадал с преемником, и уже через полтора-два года на досрочных выборах президента вернёт себе ещё не остывшее после себя кресло.

ЕР+СР=Л

Теперь о том, какие шаги для этого сейчас предпринимает президент совместно со своей администрацией, которая, кстати, состоит из весьма матёрых, хотя и сравнительно молодых политиков.

В первую очередь он пересажал или «отставил» тех губернаторов и мэров, которые хотя бы в малейшей степени могли помешать осуществлению его замысла, выгадав от этого двойную пользу, так как зачистка была преподнесена как борьба с коррупцией. А чтобы такая формулировка ни у кого не вызывала сомнения, под общий замес попали и высокопоставленные чиновники Счётной палаты, Госнаркоконтроля и др. С теми же из глав субъектов, в ком были сомнения, разъяснительную беседу провёл ключевой идеолог Кремля Владислав Сурков.

Администрация чётко уловила царящие в стране настроения. В списки партии № 1 не пропустили тех, кто не ассоциировался у российского народа с «народным избранником». Практически всем олигархам было предложено сделать выбор: власть или бизнес. Естественно, что те остановились на втором. В списки же попали учёные, артисты и даже космонавты – люди любимые, уважаемые и, самое главное, контролируемые. Ещё на мартовских региональных выборах была успешна опробована вторая партия власти – «Справедливая Россия». Которая своей основной задачей ставит построение РУССКОГО социализма «версии 3.0». Давний друг, соратник и земляк Путина Сергей Миронов настолько вошёл в роль лидера оппозиционной партии, что порой позволял себе отпускать не совсем корректные высказывания в адрес «ЕдРа». Но всё-таки главную свою задачу «СпРос» выполнил: переманил в свои ряды значительное число харизматичных активистов КПРФ и, соответственно, солидную часть электората коммунистов. На пользу же «СпРосу», как мы полагаем, сыграл и факт перехода Путина в «ЕдРо»: партия Миронова ещё больше стала оппозиционной в лице своих избирателей. Таким образом, в активе президента – национал-патриотическая «Единая Россия» и социал-националистическая «Справедливая Россия». Следует добавить к этому социал-демократических «Патриотов России», к которым ВВП в последнее время благоволит и которые должны сменить не справляющуюся со своими задачами ЛДПР. Получается отличный задел для того, чтобы ближайшие 10–12 лет оставаться у власти, опираясь на сформированную своими же руками политическую элиту и не боясь обескровленной оппозиции. Классический двухпартийный (на деле – однопартийный) парламент с аппендиксом в виде ничего не решающих коммунистов.

Что же касается смены премьера в самый канун выборов, то, не придумав ничего нового, администрация президента идёт по проторённой дорожке. Так, аккурат в канун переизбрания Путина на второй срок был отставлен Михаил Касьянов с комментариями ВВП: «Я хочу, чтобы народ знал, какое правительство будет, если меня изберут». Так же получилось и с Фрадковым. Сделав его козлом отпущения по многим вопросам, используя его как мешок для сбора негативных «антисионистских» настроений большей части российского населения, начиная от претензий пенсионеров (удержание на своём посту Михаила Зурабова) и заканчивая недовольством русских националистов именем и отчеством Грефа (Герман Оскарович), Путин делает классический PR-ход для укрепления собственных позиций у населения. Он всех троих отправил в «запас». Используется так называемая ротационная стратегия по «выпуску пара». Когда на смену плохому премьеру приходит хороший, но и тот в нужный момент становится плохим.

Непонятно только, какая идеология была до сих пор у «Единой России», если сейчас она называется «План Путина». И если этот план разрабатывает и приводит в исполнение один лишь Путин, тогда зачем содержать на народные деньги 450 депутатов, которые всецело с этим планом согласны?

Посторонним в…

«Я принял решение не выставлять свою кандидатуру на пост председателя Народного Собрания. Вместе с президентом Дагестана мы пришли к мнению, что на этом этапе целесообразно БЫЛО БЫ использовать мой потенциал на федеральном уровне. Мне такое предложение было сделано (баллотироваться в Госдуму от «Единой России». – Прим. ред.), я посчитал его достойным».

Эту речь полгода назад произнёс тогда уже бывший спикер НС РД Магомедсалам Магомедов. Но обратите внимание на слова «было бы». Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Прилюдно обещанная президентом поддержка, казалось, должна была бы стать проходным билетом в нижнюю палату Федерального Собрания для Магомедова-младшего. Но сначала он не попал в праймериз, а потом и в итоговый список партии. Связано ли это с политикой Путина по чистке рядов, когда он избавляется от личностей, хоть в малейшей степени дискредитировавших своё имя и не пользующихся популярностью в народе? Тогда Магомедов виноват лишь в том, что приходится сыном своему отцу и у народа ассоциируется не иначе как представитель клана. Поэтому упрекать Муху Алиева в том, что он не сдержал обещание, было бы не очень правильным. Хотя нельзя не учесть, что такой поворот событий вполне устраивал дагестанского президента. Во-первых, руками главы государства, который, как говорят в Кремле, лично проверял списки, он избавился от наследия Магомедали Магомедова. Во-вторых, выгадал ещё одно кандидатское место для одного из своих протеже.

Жертвами «чистых» выборов пали Сулейман Керимов (как и многие его соседи по рейтингу «Forbes») и Гаджи Махачев. Но интересы обоих были учтены – в списках депутатов значатся фамилии их ставленников. Вероятно, что и усилия этих двоих будут направлены на проведение в Думу своих креатур.

Ещё одним неудачником гонки за попадание в заветный список можно считать Ахмеда Билалова. Активный депутат, участвовавший в общественно-политической жизни Краснодарского края (откуда был избран в в 2003-м), он даже числился в предварительных списках «Единой России» вместе со своим братом. Но, видимо, переизбрание человека с именем Ахмед от исконно русской Кубани не входило в план Путина.

Собрать и поделить

Прежде чем приступить к обсуждению заявленных в списке кандидатов, следует объяснить немного сложную, но тем не менее интересную методику распределения мандатов. Итак, согласно закону о выборах, общее число проголосовавших за все партии делится на 450 (количество мест в Госдуме). Получаем первое избирательное частное. Затем на это число делится общее количество голосов, отданных за конкретную партию. Результат – это количество мандатов, которое получает партия. Затем, чтобы определить, сколько мандатов получит региональный список той или иной партии, сумма голосов, отданных за партию в регионе, делится на количество мандатов, которые эта партия получила, за вычетом тех, что были отданы федеральной тройке. (Но в «Единой России» в неё входит один Путин, и мандат ему не нужен; получается, что никаких вычетов для этой партии не будет.) Полученное число – это второе избирательное частное. Опять же количество голосов, поданных за партию в регионе, делится на второе избирательное частное. Результат и будет количеством мандатов для региональной группы. Для наглядности приведём формулу. Допустим, что на выборы придут 60 млн человек; за «Единую Россию» отдадут голоса 40 млн, а в Дагестане за неё проголосуют 800 тыс. человек.

60000000/450=133333 (первое избирательное частное)

40000000/133333=300 (общее количество мандатов для «Единой России»)

40000000/300=133333 (второе избирательное частное)

800000/133333=6 (количество мандатов для «Единой России» от Дагестана)

Данные подгонялись под обоснованный прогноз самой партии получить не менее 300 мандатов.

Таким образом, отметаются все вопросы по поводу того, почему по Дагестану и, например, по Московской области партия выставляет по одному списку. Чем больше избирателей проголосует за «ЕдРо», тем больше мандатов получит регион, не распыляя голоса на несколько округов.

В ролях:

Теперь всё-таки перейдём непосредственно к списку. Как и в большинстве национальных республик, дагестанский региональный список возглавил руководитель субъекта. Муху Алиев – это явный «паровоз», таким же он был на мартовских выборах в Народное Собрание. Но вот почему в списке появился председатель правительства РД Шамиль Зайналов? Некоторым может показаться, что он тоже «паровоз» – для сбора кумыкских голосов… НО! Почему тогда он не исполнял эту роль на тех же выборах в региональный парламент? Ведь он давно связан с дагестанским отделением «Единой России». Вполне возможно, что Зайналов созрел для отставки, и тут подвернулась возможность отправить его в Думу. А на его место пришёл бы вице-премьер Мурат Шихсаидов. Тем самым не вызывая напряжение в вопросе о двух высокопоставленных кумыках в правительстве. При таком раскладе Хизри Шихсаидов остаётся при своих, то есть при своей Счётной палате. Если же всё-таки премьер-министр – «паровоз», то Шихсаидов стоит на вполне проходном месте при учёте наших расчётов, согласно которым Дагестан получит от трёх до шести мандатов. Вопрос вызывает и кандидатура Мусы Манарова на третьем, самом проходном месте. Доселе политических амбиций он не испытывал и к власти не стремился. На первый взгляд Манаров – «паровоз» для сбора лакских голосов. Но существует и космический вариант, который подтверждается планом Путина по заполнению парламента честными, по-настоящему народными избранниками. Но если это так, то на заведомо обречённом на провал месте в списке стоит Ризван Исаев, с лёгкой руки которого Дагестан должен получить «Немецкую деревню» и новых инвесторов. В последнее время президент Дагестана сблизился с предпринимателем из Краснодара. Ходили разговоры о том, что он займёт второе место в дагестанском списке «Справедливой России». Получается, что либо это просто шанс молодому бизнесмену засветиться в большой политике, пусть и не проходя в Думу, либо Манаров – действительно «паровоз» или, пользуясь другой терминологией, «искусственный спутник» Исаева. На четвёртом, тоже проходном месте списка расположился ген. директор «Дагнефти» Адам Амирилаев, который не рассматривался аналитиками в качестве кандидата в Госдуму. Но, видимо, это выдвижение было предложено Махачевым (Амирилаев – его близкий родственник) как альтернатива своего непопадания в список. Человек № 5 в списке, Гаджимет Сафаралиев не вызывал нареканий ни у кого. Он активный депутат, не связан с криминалитетом, не олигарх, да к тому же учёный – идеальный образ депутата для идеального парламента Путина. На первый взгляд, Магомед Гаджиев стоит в списке далеко. Но если его место окажется непроходным, то вполне возможно, что кто-то из проходных откажется от своего мандата в пользу генерала Гаджиева. Чтобы получить высокий процент голосов, да ещё и «обеспечить» явку избирателей, Муху Алиеву не обойтись без помощи столицы. Саид Амиров – это фактический контроль над четвертью голосов республики. Поэтому если ещё до выборов станет известно, что 8-е место его родственника – депутата Госдумы Магомедкади Гасанова – непроходное, столичный градоначальник начнёт оказывать поддержку не «ЕдРо», а СПС, «Яблоку» и «Гражданской силе». И ситуация с Гасановым тоже говорит о Манарове как о «паровозе». Ну а кому действительно не повезло, так это Асанбубе Нюдюрбегову. Только чудо, такое, как отказ двоих-троих кандидатов от мандатов, может провести его в ГД.

Роли также исполняют:

Как мы и предполагали, список «СпРоса» в Дагестане возглавил Абдулгамид Эмиргамзаев. Кто-то может подумать, что он появился на политической арене, когда прошёл в первой тройке «СпРоса» в Народное Собрание, а впоследствии отказался от мандата в пользу Николая Покорского (тот шаг ещё должен принести ему дивиденды в виде голосов по Каспийску на декабрьских выборах). Но это не так. Ещё до того он организовал для своего брата победоносную кампанию по выборам главы МО «Курахский район». В Южном Дагестане он серьёзно поборется за голоса с Сафаралиевым и Нюдюрбеговым. Кстати, вторым в списке идёт родственник и креатура Сулеймана Керимова Руслан Гаджиев.

Президент в преддверии кампании, вероятно, чувствует себя не очень уютно. Конечно, у него есть шикарный инструментарий (ИК РД, МВД, прокуратура), но всё же главы МО – реальные хозяева голосов. И сегодня на северо-западе республики всё не так уж гладко в этом плане. Даже полагаться на своих земляков-хунзахцев ему как-то неудобно. В депутаты он провёл всего одного из них, хотя гунибцев, например, там аж 4 человека. А ведь именно Хунзахский район дал чуть ли не самый высокий результат на тех же выборах. Именно поэтому, на наш взгляд, в принципе проходное первое место в региональном списке ЛДПР досталось хунзахцу Гаджимураду Омарову.

Что касается КПРФ, то партия сосредоточила свои силы в Дагестане, поставив во главу списка сразу двух депутатов ГД РФ: Решульского и Махмудова. У Махмудова ситуация схожа с Нюдюрбеговым в «ЕР», а вот Решульский, как нам кажется, это реальный претендент на мандат. При таком раскладе от Дагестана может пройти от трёх до семи человек. Но для решения всех этих задач Дагестан, как это обычно делается, должен затянуть оглашение результатов до самого последнего срока, предусмотренного законом. ]§[

Номер газеты