Борьба за земли пригородов Махачкалы обостряется с каждым годом. В прессе всё чаще мелькают заметки о столкновениях по поводу спорных участков, которые больше напоминают криминальные сводки или военную хронику. Кто победит в неравном бою: власть или народ, корысть или справедливость?
Вы любите читать увлекательный детектив? Или смотреть триллер, держащий в напряжении весь зрительный зал? Если ответ положительный, то вам, без сомнения, будет интересна эта публикация. Ведь если не удаётся сорвать маску с мистера X – ждите сиквела, т. е. продолжения. Именно к такой категории относится наша история.
Кто мы? Твари дрожащие?
Начнём по порядку. Всем известно, что земля в центре Махачкалы непомерно дорогая и купить её можно только при значительном денежном вливании в карман не столько продавца в лице муниципалитета, сколько чиновника. Как говорят, дешёвую землю можно найти теперь только в тысяча девятьсот девяносто мохнатом году. Дефицит земли обусловил уплотнение города и погоню за землёй подешевле.
Теперь же борьба ведётся за земли пригородов Махачкалы (Ленинкент, Новый Хушет, Семендер, Богатырёвка и другие). И с середины 90-х жители посёлков в этой борьбе терпят поражения, причиной которых является не только прогнившая от коррупции система, но и пассивность общественности. На площади города тысячи людей сегодня собираются лишь посмотреть на заезжую «звезду», а ни в коем случае не для отстаивания своих прав и установления справедливости. Мы забыли, что такое воля народа. Забыли, кто мы.
Такая безвольность на руку властям города. Бросая на растерзание жителям, как кость, нового главу администрации посёлка, мэрия столицы умывает руки. Народ доволен и даже не задумывается, что ещё ни один управленец не решил их проблемы с землёй. И не решит. Потому что назначается и подотчётен. Потому что имеет свой интерес.
Поле битвы – земля
Земли посёлков Ленинкент, Новый Хушет, Семендер, Сулак поистине стали полем битвы между коренным населением с одной стороны и местной администрацией в тандеме с покупателями выделяемой ею земли – с другой. Всё чаще слышатся (а в отдельных случаях претворяются в жизнь) призывы к решению спора насильственным путём. Не за горами тот день, когда перекрытие улиц и жалкие митинги покажутся руководству города лёгким весенним ветерком. Пока же властям, хорошо усвоившим поговорку «Если мёда нет в горшке, то он должен быть во рту», со скрипом, но всё же удаётся удерживать ситуацию в разумных рамках. Но так будет не всегда, и руководству республики (а может быть, и страны, кто знает?) впору задуматься: а не стоит ли встряхнуть устаканившуюся за годы «правления» Саида Амирова систему? Набраться смелости и провести масштабную чистку своих рядов. Но затевать перемены ради перемен без чёткого осознания, что именно нужно поменять, по-видимому, не стоит.
Вот такой круговорот
Пока же всё остаётся по-старому. Старые проблемы и неурядицы. Те же конфликты. И те же способы их решения. В основном, конечно, безрезультативные.
Так, споры по поводу земель пригородов Махачкалы, ведущиеся не один десяток лет, до сих пор не решены. И решены вряд ли будут. Почему? А потому что предмет спора, т. е. земля, представляет собой такую значимость, что некоторым гражданам, особенно по долгу службы имеющим рычаги влияния на её распределение, очень тяжело с ней расстаться.
Наглядным примером являются уже упоминавшиеся земли пригородов столицы.
Участки коренным ленинкентцам были выданы в 1994 году. А споры по поводу их выделения начались в 1995 году с назначением на должность главы администрации посёлка Атая Казаматова. Жители посёлка обвиняли Казаматова во взятках и махинациях с землёй. Итог – освобождение от должности Казаматова. Но это не решило земельный вопрос.
Назначенный Амировым на вакантное место Алимпаша Магомедов тоже проблему, по-видимому, не решил. Конфликт разгорелся с новой силой. Некоторых жителей посёлка во главе с представителем общественности (которого, как стало известно, жители не выбирали) политика нового руководства не удовлетворила. Как утверждали ленинкентцы, Алимпаша Магомедов вместе со своим заместителем и участковым милиционером незаконно распределяли и продавали земельные участки. Мэр города снова освобождает от должности главу посёлка. Теперь уже Алимпашу Магомедова. Проблема земли опять-таки не решена.
В настоящее время исполняющим обязанности главы администрации посёлка назначен уроженец Ленинкента Аташ Казиев. Но не успел новый назначенец толком приступить к выполнению своих обязанностей, как всплыл опять ОН – земельный вопрос. Жители снова недовольны главой. Причина та же – земля. Согласитесь, эта ситуация поразительно напоминает (прямо мистика какая-то) то, при каких условиях пришли к власти предыдущие главы посёлка (недовольство населения земельной политикой), чем их работа сопровождалась (тоже недовольством) и как всё закончилось (отстранением от должности и отсутствием решения главной проблемы – земельной). Из чего можно предположить, что Казиеву, по-видимому, тоже недолго осталось пировать.
Возникает вопрос: неужели все кандидаты на должность главы посёлка не учитывали (-ют) опыт своих предшественников? А мэрия Махачкалы, соответственно, не учитывает свои ошибки при назначении глав посёлков.
Вывод напрашивается сам собой: если никто не виноват, то должность главы администрации посёлка Ленинкент, похоже, проклята.
Проблема пригородов
Ситуация, схожая с ленинкентской, наблюдается сегодня в большинстве пригородов нашей столицы. Так, например, наглядной и во многом показательной является борьба, которая ведётся не первый день жителями Нового Хушета с главой администрации посёлка Патимат Хваджаевой, которая выделяет землю для строительства зданий (как оказывается впоследствии) во всех мыслимых и немыслимых местах. Все о нарушениях вроде бы знают, но ничего поделать не могут. Хваджаева же, действуя от имени Амирова (как она говорит), продолжает руководить посёлком в свойственной ей манере. Похожие случаи наблюдаются в Семендере, Богатырёвке и других посёлках.
Основной проблемой пригородов представляется система назначения глав администраций посёлков мэром столицы.
Вывод: земли пригородов Махачкалы кому-то явно мешают спать. Конечно, можно валить вину на потусторонние силы или, в крайнем случае, на корысть дорвавшихся до власти бесконечно сменяющих друг друга чиновников. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. «ЧК» же здесь видится совсем другой расклад.
Упал, отжался
Как известно, структура местного самоуправления в Махачкале по сути своей является трёхуровневой, состоящей из администрации города, администрации района (Кировского, Советского, Ленинского) и администрации посёлка. Глава администрации посёлка назначается мэром столицы, и о проделанной работе он отчитывается перед ним. Тогда стоит задать вопрос: почему Амиров постоянно назначает таких людей, которые не могут справиться с поставленной работой? А потом, после волны протестов, как мессия, спускается с небес и снимает с должности неугодного народу управленца, им же, кстати, и назначенного. Все довольны, а мэр вроде бы тут и ни при чём.
Такой способ, по мнению «ЧК», явно проигрывает прежней процедуре, когда глава администрации посёлка выбирался самими жителями, которые знали специфику проблем посёлка изнутри, а кандидатов на должность главы – лично. Сегодня же, к сожалению, руководство администрации Махачкалы зачастую просто закрывает глаза на творящееся в пригородах беззаконие.
Главы же посёлков, в принципе, весь удар практически берут на себя. Далее можно пофантазировать и выдвинуть следующую схему. Представьте себе, что главы посёлков могли проводить все эти махинации специально, так как им нужно выполнить волю одного человека и рассчитаться с ним впоследствии, т. е. попросту «отжаться». А иначе – «прощай, работа»! Конечно, случись такая система, поселковой администрации тоже что-то перепало бы. Побыл главой, собрал деньги – отставка. И всё по следующему кругу. Никакой новый глава администрации посёлка в этом случае не поможет. Потому что, как уже говорилось, назначается и имеет свой корыстный интерес.
Одно можно утверждать наверняка: такая сложная, удлинённая вертикаль власти не способствует возможности населения влиять на орган местной власти, так как в случае чего низшее звено описанной выше системы – глава администрации посёлка – просто-напросто прямо прикрывается именем мэра столицы и, мол, действует по его (мэра) поручению. Ну, а в момент наивысшего напряжения и накала страстей, вызванных махинациями с землёй, Амиров, направляя народный гнев в нужное ему русло, освобождает от должности главу администрации посёлка. И опять чист. Как говорится, ПОРОЧНЫЙ круг. ]§[