[ Чьё «Небо над землей»? ]

Сначала было слово. И слово было «УКРАЛИ!» Согласитесь, когда такое говорят, то мы как журналисты должны немедленно бежать и живо интересоваться: «кто?», «у кого?» и «что именно украл?», а потом уже, всё взвесив и со всеми поговорив, – писать. Мы так и сделали. И поэтому говорим сегодня на страшно актуальную для Дагестана тему. О чужой интеллектуальной собственности и о том, можно ли её стащить без особых последствий. Как оказалось, иногда не очень получается, чтобы совсем уж без последствий. Например, ставшая достоянием общественности история с участием Тимура Темирова и Мухтара Хардаева. Вопрос стоял очень просто: чей же всё-таки этот самый хит «Небо над землёй»? С одной стороны – поёт-то Темиров, а с другой – написал его Хардаев. Кто же из них автор, кому деньги получать? Мы дозвонились до Мухтара Хардаева и попытались разобраться: что же там всё-таки произошло, с этим «Небом»? Мухтар не стал скрытничать: «Песня эта в своё время была подарена группе «Тарки-Тау» по дружбе. Тимур Темиров взял её уже от них и был даже сконфужен неловкостью ситуации и извинялся передо мной. Я не пошёл на конфликт в тот раз, хотя когда собрался ехать в Махачкалу с гастролями, то уже не мог по этическим соображениям включить эту песню в репертуар, так как она уже исполнялась Тимуром и я бы выглядел в этой ситуации как плагиатор.

Об этой истории можно было бы забыть, тем более в Дагестане рассуждать о законах как минимум наивно, если бы ситуация не повторилась. Недавно мне позвонили друзья из Махачкалы и сообщили, что Тимур в полный рост поёт на концертах ещё одну мою песню – «В южном городе». А это же вообще беспредел! Песня была записана на студии «Азамат» и вышла год назад на моём диске «Однажды», и разрешение на её исполнение я никому не давал. Хотя, было дело, Тимур просил подарить ему песню. Много раз просил, но я категорически отказывался. К тому же, отдать другому человеку потенциальный хит – это надо совсем лохом быть! Ведь теперь я элементарно не заработаю на своём же продукте».

События в изложении Тимура Темирова несколько отличаются от рассказа Хардаева: «Да, Мухтар написал эту песню («Небо над землёй». – Прим. ред.). Но в связи с тем, что именно в моём исполнении песня обрела жизнь, все авторские права за мной и закрепились. Эту песню теперь не имеет права исполнять никто, кроме меня и Мухтара. Есть люди, которые пишут песни, но не могут их исполнять, а есть, которые поют. Кто-то, допустим, написал песню, она лежала, завалялась, а я её преподнёс. Все песни, которые я исполняю, закреплены за мной, и песня «В южном городе» тоже. Закреплено именно право исполнять их на концерте. Эти песни я взял не так, чтоб без спросу, у нас с двоюродным братом Хардаева была договорённость. А как же ещё может быть? Авторская песня – святая вещь, это никогда невозможно отобрать. У нас люди не понимают, что нужны авторские права. И когда ещё это до нас дойдёт – неизвестно». Тимур Темиров также поделился с нами тем, что сейчас пытается раскрутить хит «Небо над землёй» на российской сцене. Автора! Автора!

Мы, сбитые с толку таким вопиющим противоречием двух позиций, опять принялись звонить в Москву Мухтару Хардаеву и просить его прокомментировать слова Тимура Темирова. Речь Хардаева оказалась намного более эмоциональной, чем при первом нашем разговоре: «Да он бредит! Да, Тимур действительно заплатил мне некую номинальную сумму за «Небо», правда, уже потом, после того, как стал вовсю её петь. И эти деньги были, скорее, отступными, чтобы сгладить неприятную ситуацию. Странно, как он в один момент сделался защитником авторских прав! Был даже такой случай, когда он предлагал мне подать в суд на израильских исполнителей моей песни, которые хотели снять на эту песню клип! Как будто сам лучше. В общем, что касается «Неба над землёй», для меня этот вопрос уже закрыт. Но чтоб я передал ему права на весь мой новый диск?!.. Я что, похож на умалишённого?! Я был против, а он пошёл к моему двоюродному брату просить. Он бы ещё к моей покойной бабушке обратился!» Как нам показалось, Мухтар созрел для того, чтобы отстаивать свои права на интеллектуальную собственность через суд. И, честно говоря, мы были бы этому рады. Не из-за кровожадности или плохого отношения к Тимуру Темирову, а потому что должен же, наконец, кто-то создать прецедент! Восстановить границу между своим и чужим, которая в Дагестане совершенна размыта. Что особенно приятно – это можно сделать цивилизованно. Законные основания

Существует закон «Об авторском праве и смежных правах», который говорит о том, что «для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей». При этом «автором признаётся лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения». В нашем случае существует диск «Однажды», выпущенный в 2006 году с оригинальным текстом песни «В южном городе» в исполнении Мухтара Хардаева. Он же, как автор, по закону, «при публичном исполнении аудиовизуального произведения сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения». По закону прибыль от раскрутки хита должна была распределиться следующим образом: 40 % – автору, 30 % – исполнителю, 30 % – производителю фонограммы. Сомневаемся, чтобы Хардаев когда-нибудь получил свои законные 40 % прибыли.

Статья 19 этого же закона, впрочем, освобождает от выплаты авторского вознаграждения при условии обязательного указания имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Ничего подобного также не произошло. А значит, автор вправе подавать в суд и требовать возмещения убытков за каждый случай неправомерного использования произведений. Сумма компенсации, предусмотренная законодательством, колеблется от 10 тысяч рублей до 5 миллионов. Сколько же на самом деле задолжал Темиров Хардаеву – мы можем только догадываться… ]§[

Номер газеты