[ Боевые собаки Дагестана ]

Собачьи бои в России, особенно на территории Северо-Кавказского региона, приобретают всё больший размах. Запреты никого не смущали и не смущают до сих пор. В настоящее время многие люди построили на этом целый бизнес. В стране вот уже несколько лет собачьи поединки вполне официально проводятся не только в Коломне и Смоленске, но и в Дагестане. Существует формальный орган, зарегистрированный в Министерстве юстиции республики: Кинологическая федерация Дагестана, в которой работа ведётся по правилам, разработанным «Европейской ассоциацией любителей отечественного волкодава». Она объединяет около 15 регионов России, в неё входят Украина и Молдавия.

Собачьи бои у нас считаются региональными и проводятся с привлечением судей местного и общенационального уровней. При нормальной организации поединки проводятся в вечернее время. Перед битвой собаку дважды моют – в молоке, чтобы снять, например, тяжёлые металлы, и в воде. Правилами предусмотрено, чтобы во время этой процедуры хозяева собак ненадолго обменивались своими питомцами. Та собака, которая зарычит или огрызнётся на чужого человека, в том числе и на судью, официально дисквалифицируется. Кроме того, специальная подобного рода проверка на дальнейшую способность защищаться и драться – она называется «скрейтч» – проводится и во время боя. Участников поединка растаскивают или просто разводят по разным углам специального ринга. В этом случае одному из бойцов надо действовать на опережение: перебежать ринг и вцепиться в соперника. Собака, отказавшаяся это сделать, будет считаться проигравшей. В случае же, если обе собаки отказались покинуть углы ринга, объявляется боевая ничья.

Несмотря на всяческие усилия отдельных граждан, сегодня собачьи бои в Дагестане ведутся на любительском уровне. Кандисты (хозяева бойцовых собак. – Прим. авт.) материально более обеспечены за пределами республики, чем здесь. Примечательно, что внешне очень схожих с кавказскими овчарками азиатов – на родине, в Туркмении, их ещё называют «алабаями» – объявили национальным достоянием, и эти собаки (ни много ни мало) находятся там под защитой государства.

В Дагестане же племенные собаки буквально на грани исчезновения. Например, проводить необходимые боевые тестирования породистых псов у государства, оказывается, нет возможности. А ведь появление дагестанских любителей-кандистов на кавказском собачьем ринге сыграло такую стабилизирующую роль, что последние несколько лет чемпионами становятся исключительно наши собаки. К тому же, бои с участием наших волкодавов зачастую не такие кровожадные и смертоносные, как поединки питбультерьеров. Последние, по всей вероятности, были выведены дурным воображением человека для его кровожадных прихотей и, по заверению специалистов, уже давно утратили инстинкт самосохранения, в то время как, например, кавказские овчарки-кутанки издревле служат человеку в различных благородных целях: охраняют овец, коров, жилище и т. д.

Кандисты Дагестана убеждены: в настоящее время их общая задача заключается в том, чтобы очистить и впредь защищать национальную генетику от инородных, лишних вливаний. Недаром стоит только дагестанской овчарке истинно показать свою силу и мощь во время поединка, как тут же любая другая собака опускает хвост или начинает зубоскалить – а это, как правило, два верных признака поражения. Помимо превосходных боевых качеств, она очень приспособлена к рельефу местности, отдельной похвалы заслуживает неимоверная выносливость...

Стремление культивировать родных кутанок должно быть понятно каждому. Ведь дагестанская овчарка грядущего столетия – это настоящая гордость и по сути национальное достояние республики и страны в целом!

Алаудин Ярахмедов ]§[

Номер газеты