[ Кадры решают всё! ]

Этот май-чародей, этот май-баловник всех порадовал множеством фото... О трёх фото-выставках – под впечатлением от последней и влиянием наступившей жары.

Кадр первый.

Случайный.

22 мая в Республиканской библиотеке открылась фотовыставка Юлии Дорышевой, дагестанки, эмигрировавшей в США. Свои 29 работ, сделанных во время первого за 30 лет приезда на родину, Дорышева назвала «Земля лакцев». Поэтому будто притянутыми за уши оказались несколько снимков из Дербента. Заботливые библиотекари или добрые организаторы, а может, и те и другие решили исправить эту оплошность и назвали экспозицию по-родному просто и без выкрутасов: «Дорога, ведущая к очагу». Таким названием одинаково удачно можно было бы обозначить выставку детского рисунка, конкурс национальной песни или поэзии или показ традиционной одежды. Это как «Страна гор», только ещё банальней. Впрочем, экспозиции оно подходит больше изначального. И вот почему...

Говоря о профессионализме выставленных автором работ, нужно отметить, что фотографией Дорышева занимается в свободное от работы время, а по образованию она биолог. Правда, иной раз совсем не образование определяет творческий потенциал. И тут уж если сам человек не может трезво оценить содеянное, то хотя бы его окружение должно вовремя подсказать: либо данное произведение (какого угодно искусства) – для семейного архива, либо – для широкой публики. «Земля лакцев», несмотря на свой невысокий художественный потенциал, стала-таки достоянием общественности. И не простым таким достоянием, а довольно разрекламированным. Милые пейзажные и портретные фотографии, сделанные милым фотоаппаратиком, теперь висят как некий дар великого земляка бывшим соплеменникам.

На самом же деле такое ощущение, что Дорышева и не уезжала никуда на эти долгие 30 лет, а всё это время снимала. Не так чтобы часто, – пару раз в году. Выезжая с семьёй на маёвку. Американской свободы, дагестанских традиций или ещё каких-либо отличительных черт в этих фотографиях нет и в помине. Однако можно догадаться, за что они так приглянулись организаторам. Ещё бы: «Это ж вам не ‘’Бубль-гум’’!». Американка! И в истории это не первый пример. Другой дагестанский эмигрант – Биньямин Шалумов, – как-то, приехав в очередной раз навестить родных, нафотографировал Дербент и написал с этих фотографий картины, а потом издал один весьма пафосный альбом. Так же, как Дорышева, выпустил произведения, предназначенные для семейного просмотра, в массы.

Кадр второй. Правильный.

Тремя днями позже, 25 мая, библиотека приютила ещё одну фотовыставку. Называлась она «Дети одного дома». Организовывал её Международный общественный фонд Расула Гамзатова при участии различных министерств и ведомств республики. Экспозицию из 50 профессиональных и не очень фотографий приурочили к Международному дню защиты детей. Поэтому на снимках, как вы уже догадались, были дети. Суть выставки вице-президент фонда Габибат Азизова разъясняла многочисленным журналистам так: «Было много замечательных работ, но перед нами стояла непростая задача – из 500 отобрать только 50. Нашей целью было показать, что дети Дагестана очень талантливы. Поэтому выбор пал на те, что лучше раскрывают внутренний мир, особенности дагестанской жизни. И не случайно в начале экспозиции мы поместили несколько фотографий детей Беслана. Мы не смогли их защитить, и теперь должны сделать всё, что в наших силах, чтоб уберечь всех остальных детей». Девизом выставки стали гамзатовские строки «Чтоб они жили сердце к сердцу, как дети дома одного».

На стенах экспозиции мирно соседствовали любительские снимки из семейных фотоальбомов и работы профессиональных фотографов республики – Камиля Чутуева, Хаджи-Мурада Зургалова и других, может, чуть менее известных.

Камиль Чутуев, разглядывавший фотографии из дальнего угла зала, по нашей просьбе поделился своими впечатлениями от увиденного: «В Махачкале это уже третья фотовыставка за месяц. И это очень хорошо, что фотографии уделяют столько внимания. Снимки детей все рассматривают с восхищением. Дети есть дети, и даже непрофессиональный снимок с их участием смотрится хорошо». Мы попросили показать лучшие, на его взгляд, работы выставки, чтобы тем самым обозначить для себя некие ориентиры, точки опоры. Фото из семейного альбома участника конкурса «Полёт сокола» полюбилось одному из лучших фотографов республики за живость в передаче эмоций. А мы бы выделили работу и самого Чутуева: детей, так картинно плескавшихся в горной реке.

Нужная эта выставка – «Дети одного дома». И необходимость в данном случае никак не определяется значимостью темы и уж тем более сентенцией «Дети – цветы жизни». Гораздо легче её определить интуитивно, не прибегая к формулам и расчётам КПД. Если вас что-то задело или развеселило, да что уж, просто запомнилось, – значит, экспозиции быть!

…Зрители как один вздыхали над фотографиями бесланских детей, умилялись снимку крошечного малыша, а улыбчивая рыжеволосая девочка охотно позировала журналистам на фоне своей фотографии, где она была со скрипкой и очень серьёзная.

Кадр третий. Решающий.

В тот же день в выставочном зале Союза художников состоялось открытие персональной выставки работ Виктории Ивлевой, журналиста и фотографа «Новой газеты».

«Апофеоз войны» – так собирательно назвала свои работы, сделанные в период с 1992 по 2005-й год, Виктория Ивлева. Более 30 огромных чёрно-белых фотографий экспозиции, составляющих лишь малую часть её архива, сняты в Таджикистане, Конго, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Афганистане, Уганде и других странах африканского континента. Смелостью Виктории можно только восхищаться: в 91-м она была единственным журналистом, снимавшим на Чернобыльской АЭС, а в 93-м в Таджикистане единственной, кого взял с собой Красный Крест.

Василий Верещагин апофеозом войны вывел гору черепов. Для Ивлевой война заканчивается по-другому. А иногда и не заканчивается вовсе. На одном из снимков темнокожая женщина без ноги вспахивает сухое и, кажется, совершенно безжизненное поле. На таком поле просто не может ничего вырасти! Подпись к фотографии многое объясняет: «30 % территории Анголы заминировано. Мирные жители постоянно становятся жертвами противопехотных мин. Эта женщина потеряла одну ногу, подорвавшись на такой мине». На других фотографиях – дети. Воюющие дети. Ивлева говорит, что «Россия наряду с африканскими государствами входит в 17 стран мира, где есть дети-солдаты. Это ужасно и просто не может не касаться меня». Серия фотографий из Уганды: «Почти 20 лет на севере Уганды действует так называемая Армия Сопротивления Господня, которая ворует детей и насильно заставляет их воевать, убивать и грабить. Опасаясь нападения солдат этой армии на деревни, дети убегают в города, где они более защищены. Но ночевать там очень часто приходится на улице…». На этих фото запечатлены истощённые, голодные дети. На другой – почти одинаковые женщины в ожидании гуманитарной помощи. Серия фотографий беженцев Таджикистана и неожиданно – кладбище рядом с огромными радиоантеннами, а ещё ангольские дети, сделавшие из танка площадку для игр, – всё это равновесие нападает на зрителя как хищник, душит... Строгие рамки не выдерживают напора, и чёрно-белое горе вываливается на тебя с каждой фотографии. Чёрно-белое? Да! Горе не может быть цветным!

Ивлева немногословна. Чувствуется, что она уже достаточно сказала своими фото. Выложилась, что называется. Но её короткой двухминутной речи, однако, хватило бы по содержательности на два, а то и три заседания НС РД: «В моей жизни было три заветных места, куда я мечтала попасть. Одно из них – Дагестан. …Меня часто спрашивают, почему я не снимала в Чечне. Говорить об этом сложно, но единственное, что я знаю, – Чечни нет, потому что нет. То ли я её обошла, то ли она… По-моему, Дагестан ничем не отличается от Чечни. Простите, что я так говорю, но мне показалось, Махачкала – не бедный город, а заходишь сюда (в выставочный зал Союза художников. – Прим. ред.) – и эти стены такие… кажется, что будто в Грозном после бомбёжки. Это показывает отношение властей к культуре… А если культуры не будет, то мы все недолго протянем. Спасибо». И фотограф с заглавной буквы «Ф» и всех остальных не менее выдающихся букв словно бы спустилась к немногочисленному зрителю, приветливо улыбаясь и охотно отвечая на все, даже самые бредовые вопросы.

Министр культуры и туризма Зумруд Сулейманова тем временем поспешила сообщить всем присутствовавшим, что к выставке она не имеет никакого отношения и на ней только гость. Да и кто бы стал в этом сомневаться! И в самом деле, како е отношение министр культуры Дагестана, спонсирующий проекты «Бродяг», может иметь к фотовыставке? Причём фотовыставке столь высокого уровня. ]§[

Номер газеты