[ Шахматы по переписке… ]

Балитиновский турнир как катализатор обмена мнениями Опять, скажете, «Черновик» гонится за «жареными фактами». Скандалы раздувает на пустом месте… Не поверите, мы их не ищем. Они нас сами находят. Так, между прочим, случилось и в этот раз. Второго октября в республиканском Доме шахмат завершился традиционный Турнир памяти Балитинова. Ровно через неделю в нашу редакцию обратилась с открытым письмом одна из участниц этих соревнований. Ниже приводим полный текст этого послания. По словам самого автора, причиной, побудившей её написать письмо, послужили организационные моменты в проведении соревнований. Мы, конечно, не могли не дать возможность высказаться по этому письму всем, кому оно было адресовано.

Шахматный клуб захватывают нелюди…

Дорогие шахматисты (профессионалы, любители)! В чьи руки вы доверили организацию и проведение турниров? Как вы позволяете, чтобы такие как Ахмед Хасбулатов (президент шахматной Федерации города Махачкалы. – Прим. «ЧК»), Александр Лаштаев (главный судья турнира. – Прим. «ЧК»), Ярослав Гаджиев, Тата Бариев (участники турнира. – Прим. «ЧК») свободно дышали?

С вашим вечно ничегонеделанием вы можете придти к тому, что в одно прекрасное время шахматный клуб превратят в «третий» рынок, где Ахмед будет скупать ваши голоса, а попробуйте не согласиться – дорога на турнир для вас закрыта.

Мы добились сильного скачка вперёд в развитии шахмат, но с помощью Джавада (Джавад Гаджиахмедов – президент шахматной Федерации РД. – Прим. «ЧК»). Именно с его усилиями к нам приезжали такие видные деятели, как Анатолий Карпов и др. Благодаря ему проводятся такие соревнования, как турнир на призы главы администрации г. Махачкалы Саида Амирова с крупным денежным призом.

А что делает эта персона «нон грата», Ахмед? Да практически ничего. Последний турнир памяти Балитинова, во что они его превратили? Где организация (не была обеспечена компьютерная жеребьёвка, т. е. не исключены махинации)? Что за судейство? Играются лидирующие партии – их окружают со всех сторон посторонние, друг другу комментируют, как будто играющие лишены слуха, а судья с порядком справиться не может.

О составе организаторов турнира – что за сброд?! Что среди них делает этот Ярик (Ярослав Гаджиев. – Прим. «ЧК») – «базарная баба»?!

Так вот, если вы хотите вернуть шахматному клубу его шахматный облик, следует в первую очередь избавиться от Ахмеда и не подпускать его к мероприятиям крупного масштаба. А свой личный турнир (чемпионат города) – пусть делает как душе угодно будет.

А сделать это должен ты, Джавад. Извини, конечно, но ты занял позицию страуса, спрятав голову в песок. Поведение, не свойственное дагестанцу. За «своё» – надо бороться до конца, а не отдавать в руки язвенника; тем более вся интеллигенция на твоей стороне. Стоит лишь немного пошевелиться, и Ахмед будет закопан в его же собственном ГОРКОМЗЕМе!

Амина Абакарова – участник турнира Без слов…

Ахмед Хасбулатов – президент Федерации шахмат города Махачкала Отказался давать комментарии. Обо всём вкратце… Джавад Гаджиахмедов – президент Федерации шахмат РД О турнире…

– Турнир этот считается республиканским. И проводит его из года в год Федерация шахмат республики. Проходил он под моим личным контролем. С солидным призовым фондом благодаря спонсорам, которых я находил лично. Но в этом году Федерация шахмат города решила провести турнир в обход Федерации РД. Воспользовавшись моим отсутствием (я находился некоторое время в отъезде), они и провели его. Хотя турнир этот по своей сути и содержанию является республиканским. Они не имели права его проводить. Раз уж Хасбулатов взял на себя такую ответственность, то он и должен был обеспечить порядок.

Касаясь лидирующих партий, затронутых в письме…

– Если такие моменты действительно имели место быть, то я полностью согласен с автором этого письма. Во время проведения любых партий, не только лидирующих, в зале должна быть мёртвая тишина. Видимо, эти моменты не были соблюдены, если кому-то из участников пришлось обратиться в газету.

О призовом фонде турнира…

– Призовой фонд турнира был тоже небольшой. Насколько мне известно, они в этом году наскребли в общей сложности 20 тысяч. Для сравнения, в прошлом году призовой фонд турнира был где-то 70–80 тысяч рублей.

О том, что на турнире традиционно называют победителей среди мужчин, женщин и ветеранов…

– Это не так. В Балитиновском турнире принимают участие лишь мужчины. Ветераны здесь не участвуют: у них есть свой турнир. А здесь определяют строго троих победителей.

О ситуации с объявлением перед началом турнира победителя среди женщин….

– Наверно, так и было. Скорее всего, случилось это потому, что призовой фонд турнира был небольшой. То есть они выступили в роли болтунов. Сделали рекламу, объявили на открытии о том, что назовут лучшую среди женщин, но ответить за слова не смогли из-за нехватки денег.

О жеребьёвке…

– Компьютерная, не компьютерная – я не знаю. Если человек, который это пишет, говорит, что жеребьёвка была неправильно проведена, значит, вся вина ложится на организатора турнира, президента Федерации города, который должен был всё взять под личный контроль: и жеребьёвку, и судейство, и церемо- нию награждения… Обо всём подробно…

Александр Лаштаев – гл. судья турнира О турнире…

– Турнир Балитинова проводится уже 7-й год. Он носит статус республиканского, но проводится Федерацией города. Она и занимается поиском спонсоров и определением призового фонда. Надо сказать, на всех без исключения турнирах призовой фонд постоянно менялся. В этот раз был довольно приличный – 20 тысяч рублей. До этого были и три тысячи, и шесть, и восемь – они менялись всё время. Судейская коллегия, как обычно, была составлена мной как главным судьёй. Отсудили вроде неплохо. Гладко, естественно, ничего не проходит: кто-то доволен, кто-то – нет. Раньше все турниры проводились вручную. На этот раз попытались, как и на предыдущем турнире, воспользоваться компьютерной системой, но снова накладочка вышла – пришлось всё делать вручную.

О жеребьёвке…

– Компьютерную жеребьёвку мы проводили уже дважды. На первенстве города и детском турнире – мемориале Гамзатова. Дело в том, что на диске, который мы привезли из Москвы, не учтён цвет. Участник, как известно, должен играть не более двух партий подряд чёрными, чего мы не учли. Там ведь как: идёт очковая зона, потом цветовая, а у нас получалось так, что некоторые ребята играли по три партии одновременно чёрными. Поэтому и вернулись к ручной. Как только Федерация шахмат получит новый диск, мы вернёмся к ней. А вообще компьютер очень облегчает работу.

О регламенте соревнований…

– Шахматный турнир, в котором участвуют больше 15 человек, проводится по швейцарской системе, и она определяется количеством участников. Если участников больше 30, то проходит он в 9 туров – это самый оптимальный вариант. Играют по классической системе, то есть полтора часа каждому участнику на партию, итого 3 часа. Запись партии необязательна – это не регламентируется. По классическим шахматам определяется и рейтинг. По окончании турнира мы продолжаем подсчёт рейтинговых очков. Каждый шахматист имеет свою индивидуальную колонку. Благодаря этому рейтингу он может подниматься или опускаться в турнирах. Обновляется рейтинг по окончании турниров. В этом году у нас участвовали один мастер спорта СССР (у него рейтинг под 2400), мастер ФИДЕ (тоже под 2400) и кандидаты в мастера спорта и перворазрядники. Состав очень сильный был. Что касается возраста участников – это от 8 до 70 лет.

Перед началом турнира объявляется призовой фонд. Далее спонсоры или спонсор (если он один) должны определиться с выигрышем. В принципе, так было сделано и на этот раз. Но учитывая предыдущий опыт, мы были вынуждены пойти на небольшую хитрость. Некоторые, узнавая, что там всего три приза, начинали бросать играть. Мол, так и так не попадём в призёры. Поэтому мы с президентом Федерации города до последнего держали это в секрете. А вообще эти 20 тысяч были распределены на 8 человек. Победителями в итоге были, как и планировалось, объявлены трое плюс поощрительные призы. Изначально объявили о том, что наградим ветеранов и женщин. Но не сделали этого всё по той же причине. Объяви мы о том, что женщины, к примеру, остаются за бортом призёров, стали бы они тогда играть? А нам нужно рейтинг посчитать. А сдавать или сплавлять партию для нас неприемлемо. Победительницу среди женщин мы даже не определяли. Комментарий «Pro-спорт»

Вот, откровенно говоря, непонятная для нас лично ситуация. Вроде турнир не в первый год проводится, а призовой фонд гуляет туда-сюда, так же как и категории награждаемых. Спору нет – Балитиновский – вещь весьма нужная для шахматного мира республики. Но постоянный высокий статус надо подкреплять ежегодно, а не время от времени. Чёткой структурированности в турнирах тоже не просматривается – какие-то проводятся Федерацией шахмат РД, какие-то берёт под себя городская Федерация. Возникающая в результате путаница приводит к скрытым или явным противостояниям, взаимным обвинениям и пикировкам. Ну, выиграла молодая девчонка женский раздел турнира. Почему бы её не наградить? Тем более что с самого начала гово- рилось о том, что призы девушкам давать будут. Да и странными выглядят, на наш взгляд, формулировки типа «Объяви мы о том, что женщины, к примеру, остаются за бортом призёров, стали бы они тогда играть?» Если в турнире нет соревновательной и поощрительной части, то это и не турнир вовсе. Стимулом для участия как раз и является приз. А если призами обеспечить нет возможности, то к чему тогда всё это? Все эти хождения по спонсорам с просящей рукой… Не легче ли просто учредить вместо нескольких маленьких турниров один большой с солидной поддержкой в лице того же «Дагэнерго», вклад которого в развитие шахмат в республике, пожалуй, трудно переоценить? Ведь наибольший призовой фонд турнира, проходившего на территории Дагестана (по словам Лаштаева), был установлен на детском турнире (порядка 130 тысяч рублей, не считая подарков) – при непосред- ственном участии именно Гамзата Гамзатова и Тимура Гамзатова.

Разобраться же в ситуации можно просто и без затей – сесть всем вместе и поговорить… ]§[

Номер газеты