[ Швейный вопрос ]

Какие отрасли экономики станут приоритетными в наступающем году? Пока основной упор делается на гидроэнергетику, пищевую и перерабатывающую промышленность; в далёких перспективах видится освоение нефтегазовых месторождений; эфемерные надежды возлагаются на туризм. А ведь ещё не так давно в республике активно развивались и другие отрасли. Свои предложения по возрождению в Дагестане лёгкой промышленности "Черновику" излагает заведующий кафедрой лёгкой индустрии Дагестанского государственного технического университета Рамазан Уруджев. - Так ли велик потенциал дагестанской лёгкой промышленности? Ведь эта отрасль практически нигде не называется в числе тех, на которые делается "ставка" в новой экономической политике Дагестана… - В 80-е годы в Дагестане работало 62 предприятия лёгкой промышленности, из них 21 текстильное, 38 швейных и 3 обувных фабрики. В 1984 году в республике было произведено и поставлено промышленности 12,8 тыс. тонн шерсти, около 200 тыс. шкур крупного рогатого скота, более 1,3 млн штук меховой, шубной и кожевенной овчины. По нынешнему курсу рубля в стоимостном выражении объём этого сырья составляет около 512 млн рублей. Однако, если сырьё перерабатывать на месте, стоимость конечной готовой продукции может составить около 3,8 млрд руб. При этом можно рассчитывать на создание около 10 тысяч новых рабочих мест; в бюджет республики поступит около 570 млн рублей, а предприятия будут иметь более 900 млн руб. чистой прибыли ежегодно. - Что же мешает достижению таких результатов? - В первую очередь, отсутствие перерабатывающих предприятий. Сейчас дагестанское сырьё отправляется в различные города России, а также в Турцию, Италию, другие страны. Там из него шьют шубы, куртки, дублёнки, которые возвращаются в Дагестан в виде готовой продукции и по баснословным ценам. Кроме того, получается, что самая трудоёмкая работа выполняется у нас, а новые рабочие места создаются за пределами Дагестана. Следует отметить, что попытки создать собственную перерабатывающую базу предпринимались и раньше. Вопрос был настолько важным, что Правительство России было вынуждено дважды (в 1993 и 1998 годах) принимать соответствующие решения. Согласно им, переработка шерсти и кожевенно-мехового сырья должна была занимать ведущее место в экономике Дагестана. Согласно этим же решениям, в Дагестане построено и оборудовано два крупных промышленных комплекса - "Адам Интернешнл" и "Агродаг". Однако ни эти, не ранее существовавшие фабрики в Махачкале, Хасавюрте, Буйнакске, Кизляре в настоящее время не работают. Среди многих причин наиболее существенная - нехватка рабочих кадров и организаторов производства. Другая причина - те, кому достались предприятия лёгкой промышленности, используют их не по назначению.

- Для чего годится местное сырьё? Соответствует ли оно по своим характеристикам для изготовления высококачественных изделий?

- В своё время мне пришлось заниматься организацией экспериментальной производственной базы при ОАО "Адам Интернешнл". Изготовленная на этой базе одежда из дагестанской меховой овчины на конкурсе "100 лучших изделий России" получила серебряный приз. Следовательно, у нас имеется качественное сырьё и возможность его переработки. Но хочется, чтобы единичные успехи стали массовыми. В стране сейчас насчитывается 60-62 млн голов овец, на Северном Кавказе - 15-16 млн, а в Дагестане - 3-3,3 млн.

По моим расчётам, если всё местное сырьё пустить на переработку в Дагестане, то стоимость готовой продукции составит 3,8 млрд рублей вместо 512 млн руб, которые могут получить животноводы в результате реализации указанного количества сырья (табл.2). При подсчёте использованы максимальные размеры цен на первосортное сырьё. Однако работа по съёмке и первичной обработке животноводческого сырья в республике поставлена плохо, поэтому на переработку поступают, как правило, низкосортные виды. Потери из-за снижения сортности сырья составляют в среднем около 50 млн рублей ежегодно. В случае переработки всего сырья и реализации готовых изделий республика получит серьёзные доходы . Переработка животноводческого сырья внутри республики позволит увеличить валовой доход. Кроме этого, решаются такие важные проблемы, как повышение поступлений в республиканский и местные бюджеты, создание накоплений для дальнейшего развития сферы производства . Из данных, приведённых в таблице, следует, что валовой доход от реализации готовых изделий из дагестанского животноводческого сырья после местной переработки в 7,5 раза превышает стоимость самого сырья. В бюджет и на социальные и пенсионные отчисления ежегодно будет поступать 575,6 млн рублей, сами предприятия получат чистую прибыль в сумме 907,5 млн рублей, что позволит в установленные сроки обеспечить окупаемость затрат на организацию производства и его последующее расширение. Из затрат на переработку сырья в сумме 1818,9 млн рублей примерно 40 % падает на долю расходов по заработной плате. Следовательно, при среднемесячной зарплате 8 тысяч рублей в создаваемых предприятиях будет организовано около 10 тысяч новых рабочих мест. - Реализация такой программы потребует довольно больших средств. А где их взять?

- Естественно, для переработки такого количества шерсти и шубно-меховых овчин требуется создание крупной базы. Средства для этой цели сегодня найти трудно. Поэтому в первую очередь необходимо создать небольшую экспериментальную производственную базу, в которую будут входить:

- швейная фабрика со всеми экспериментальными участками;

- шубно-меховое предприятие;

- прядильное предприятие;

- ковровое производство ручной работы. Только после налаживания работы этих предприятий и оценки выбранного направления использованного сырья следует разрабатывать программу переработки всех его видов. Ничего оригинального придумывать не нужно. Для развития лёгкой промышленности на базе переработки собственного животноводческого сырья уже созданы соответствующие научно-технические предпосылки. В частности, изучены состав и строение более 20 растительных красителей, в прошлом используемых для крашения ковровой шерстяной пряжи; разработана технология крашения кожевой ткани шубной овчины и мехового велюра в процессе дубления растительными танидами; существует технология безотходной обработки меховой овчины. Как-то приезжал в Дагестан директор одной из меховых фабрик из турецкого города Измира. Ему порекомендовали меня как специалиста, с кем можно поделиться опытом. Я спрашиваю: "Чем вы проводите мягчение кожи?" И что же? Оказывается, у них, как у нас сто лет назад, мягчение проводят собачьими экскрементами. Я был удивлён и сказал ему, что здесь, в Институте питательных сред, любые ферменты могут изготовить, зачем так мучиться? Так после этого он туда и помчался. Будет готовая продукция - будет и высокая финансовая отдача. Приведу такой пример. Несколько лет назад я познакомился с работником ЮНЕСКО, англичанином, который изучал производство ковров. Он мне рассказал, как одна богатая американка просила его достать оригинальный ковёр, который был бы изготовлен по старинным рисункам и на натуральных красителях. Он нашёл такой ковер в Туркмении - и она, не торгуясь, купила его за $ 1 млн. А ведь наши ковры ничем не хуже, а применяемые растительные красители поистине уникальны, некоторые из них возможно производить только в Дагестане. - А где брать кадры для работы на таких предприятиях?

- Переработка животноводческого сырья связана с использованием сложных химико-технологических процессов. Поэтому даже рядовой рабочий должен иметь элементарную химическую подготовку. Качественную начальную подготовку он должен получить в школе, но этого чаще всего не происходит. Ввиду этого выпускники школ не могут получить инженерную подготовку в вузе. Вот главная задача, которую в данное время надо решать. На кафедре технологии лёгкой индустрии ДГТУ около 10 лет мы ведём подготовку инженеров, конструкторов, модельеров для предприятий лёгкой промышленности. Но, к сожалению, выпускники не находят здесь работы и уезжают в другие города страны. Если программа по возрождению лёгкой промышленности будет принята, следует разработать систему подготовки кадров, начиная с ПТУ, которые можно будет открыть в различных горных районах республики. Чтобы показать, насколько высок потенциал местной лёгкой промышленности, я готовлю специализированную выставку, где будут выставлены ковры, трикотаж, одежда из кожи, меха и овчины. Причём экспозиция планируется как поэтапная. Вначале будут представлены необработанные изделия, затем обработанные и покрашенные шерсть и шубно-меховая овчина и, наконец, готовые изделия, которые, по моему мнению, ни в чём не уступают лучшим зарубежным образцам. После этого наши чиновники, которые, надеюсь, посетят выставку, пусть делают выводы: нужна Дагестану лёгкая промышленность или нет. Комментарий "ЧК"

Попытаться воссоздать в республике целую отрасль - дело благородное, но одновременно хлопотное и тяжёлое. Имеется ли у нас в достаточном количестве сырьё подходящего качества, как будет осуществляться его сбор, хранение и переработка - вопросы ещё остаются. Но, пожалуй, главный вопрос - даже если удастся наладить выпуск продукции, как и где будет организован сбыт, сумеем ли мы выдержать конкуренцию с китайсскими и турецкими изделиями, заполнившими местный рынок? Существуют ли маркетинговые исследования по этой теме? Рамазан Уруджев в беседе признаётся, что в лёгкой промышленности ощущается острая нехватка кадров. Автоматически встаёт проблема обучения и подготовки специалистов нужного уровня и квалификации - начиная от рабочих, и заканчивая технологами и менеджерами высшего звена. (О проблемах профессиональной подготовки специалистов читайте на стр.27). И самое главное - финансы. Кто будет вкладывать деньги в дагестанскую местную промышленность? Уроки "Дагтекстиля" и "Адам Интернешнл", куда были вложены многие миллионы бюджетных средств, но не было никакой существенной отдачи, могут отпугнуть потенциальных инвесторов. Если вспоминать все возможные проблемы - то их масса. Но иногда благодаря таким энтузиастам и удаётся непостижимым образом перепрыгивать через всевозможные барьеры. Выйдет ли на этот раз - посмотрим. ]§[

Номер газеты