[ Падение футбола… ]

Куда идут «Анжи» и «Динамо»? Перед последним махачкалинским дерби болельщики шутили: «Битва за пятнадцатое место». Прошло всего два спаренных тура – и борьба между дагестанскими клубами переместилась на строчку вниз. Не борьба даже, а некое мучительное перемещение двух вымотанных боксёров в двенадцатом раунде, когда нанести удар уже нет сил, а вся стратегия поединка сводится к бесконечному вису на плечах визави. Футбол в республике продолжает деградировать на всех направлениях… Разорванные цепочки Как бы ни убеждали самих себя болельщики того или другого клуба в том, что и «Анжи» и «Динамо» – это разные команды, проблемы их абсолютно идентичны и носят скорее системный, нежели спонтанный характер.

И имя этой проблеме – разорванные цепочки вертикали власти в клубе, то есть отсутствие некоего иерархического симбиоза «президент-деньги-тренер-игроки». Причём и «Анжи», и «Динамо» имели в своей истории работающий и в какой-то степени отлаженный по этой схеме механизм, который приносил клубам результат. На начальном этапе построения каждой из команд она прогрессировала. И «Анжи» с тренером Гаджиевым при президенте Шихсаидове, и «Динамо» с тандемом Назаренко–Кадиев. В обоих случаях главной составляющей была постановка дела, исходившая от тренера. Не менее главной была и восприимчивость к этой постановке со стороны президента. А дальше разрывы этих цепочек дали старт «цепной реакции», которая не могла не привести к нынешнему положению дел. Общие проблемы

На сегодня, что удивительно, и в «Анжи», и в «Динамо» сложилась такая ситуация, в которой имеется довольно много общих проблем:

1. Некий разнобойный набор футболистов, привлекавшихся в команды по остаточному принципу. Совершенно невозможно дать точный анализ индивидуальных возможностей того или иного футболиста или группы игроков в преломлении через игровые модели команд.

2. Неудачный подбор тренеров в обоих клубах. Замена Галямина на Маркарова (на фото) в «Анжи» выглядит странно: они совершенно разные по восприятию футбола люди. И тренерские концепции у них тоже разные. В «Динамо» же проблема тренерская, скорее, завязана на финансовом благополучии клуба. А значит, приходится довольствоваться тем, что есть.

3. Удивляющее олимпийское спокойствие президентов клубов. Обе команды явно нуждаются в некоей встряске, которая должна исходить от руководства. Стоит отдать должное Осману Кадиеву, который в одиночку тащит на себе команду и умудряется держать её на плаву довольно продолжительное время. Понятно, что процесс этот не может быть бесконечным с психологической точки зрения. И рано или поздно чёрная полоса (в 9 играх – семь поражений) настигла бы «бело-голубых». Но не вмешаться в ход событий президент клуба не может. У «Анжи» ситуация немного другая. Пожаловаться на отсутствие финансов и наработанной за прошедшие годы базы клуб не может. Однако удручающая игра команды и не совсем понятные тренерские решения тоже, скорее всего, требуют вмешательства Магомед-Султана Магомедова. Ну, не имеет право говорить тренер о том, что не он набирал футболистов в команду! Неужели, принимая приглашение на пост тренера, он не удосужился даже взглянуть на заявочный лист команды?! Да и проведённые тренером закупки футболистов, откровенно говоря, ничуть не лучше тех, которые были в обойме до него! Есть ли рецепты?

По заведённой в нашей республике привычке набивать себе шишки на лбу, забыв о пре- дыдущем неудачном опыте соседа, можно констатировать, что искать рецепты для исправления ситуации вряд ли будут. Хотя рецепты искать нужно! Надо! Хотя бы ради тех немногочисленных болельщиков, которые всё ещё ходят на трибуны стадиона!

Для каждого из тренеров (будь то Маркаров или Заздравных) настаёт момент истины. Обоим придётся изыскивать внутренние резервы. Что это значит? Это значит, что, например, Маркарову придётся понять, что архаичный футбол, сориентированный только на атаку, которому он обучает «Анжи», нужно отложить в долгий ящик и бросить все свои тренерские возможности на отладку игры в обороне. Не может команда, находящаяся в стадии реконструкции, тасовать количество защитников от игры к игре, играя при этом в атаке в стиле «кто в лес – кто по дрова». Команда просто должна проявить характер на каком-то более-менее длительном отрезке сезона и стараться играть через «не могу». На постановку игры и налаживание связей между линиями нужно определённое время, которого, к сожалению, у команды нет. И ей придётся грызть зубами землю, практически начиная со следующей игры и заканчивая последним туром.

А вот рецепт для Заздравных кроется, скорее, в реанимировании воли команды. Воли, которой у «Динамо» было в прошлом году хоть отбавляй. От мини к макси?

Вероятность того, что описанные в предыдущем абзаце рецепты будут воспроизведены в командах, близка к минимальной цифре. Не потому, что это тяжело сделать, а скорее потому, что мы не верим в наличие желания это сделать. Ведь вся эта ситуация очень сильно напоминает падение мини-футбольного «Каспия», которое закончилось фактическим распадом клуба и команды. Именно «Каспий» как никто другой олицетворял суть наших жизненных футбольных притязаний. Когда вроде как можем, но не хотим. Или хотим, но не можем. То есть когда наши желания не совпадают с нашими возможностями.

Большой футбол держится на плаву более продолжительное время, чем его мини-брат. Держится потому, что более близок к большим кабинетам с золотыми табличками. Закрылась дорога к обитателям этих кабинетов – и футбол стал превращаться в надоевшую игрушку, мода на которую проходит. Отдать игрушку кому-то другому – вроде как и хочется, и колется. Хочется потому, что здравый смысл подсказывает – потеряешь игрушку рано или поздно. А колется, потому что боишься, что у нового хозяина игрушка будет выглядеть более привлекательно и интересно. Хотя найти нового хозяина – тоже ой как непросто. Говорить при наличии денег, что ты любишь футбол, – это все могут. А вот не пожалеть денег и доказать свою любовь делом – тут смелости не хватает. Ну, нет у нас в Дагестане искренне любящих футбол богатеев. А может, и есть. Прячутся просто, видимо… ]§[

Номер газеты