[ Студенческий набат ]

О реформе образования в последние годы не говорил разве что ленивый. Уже ясно, что нынешние вузы, за редким их исключением, не отвечают реалиям сегодняшнего дня. О дагестанской системе высшего образования разговор особый. В советские времена в республике функционировали всего пять основных вузов: университет, политехнический, медицинский, педагогический и сельскохозяйственный институты, ставшие в одночасье академиями. Сейчас в республике 96 институтов и университетов, включая филиалы российских вузов, где учатся более 105 тысяч студентов, что на 40 тысяч человек больше, чем 5 лет назад.

Вузовские лиги

Главная идея, предложенная Министерством образования РФ, - создание по футбольному принципу трёх своеобразных "вузовских лиг". В высшую войдут наиболее крупные учебные заведения, имеющие качественную профессиональную и техническую базу. Предполагается, что в когорту избранных попадут не более 20-30 вузов страны. Они-то и получат финансовую помощь из федерального бюджета в полном объёме в соответствии со своими потребностями. В первой лиге останутся "крепкие середнячки", которые смогут рассчитывать на какие-то периодические финансовые вливания. Они и "третьесортники" смогут выжить, если получат помощь из местного бюджета. Но региональные бюджеты, в частности дагестанский, не в состоянии финансировать высшее образование. Для примера: в текущем году на финансирование одного МГУ было выделено из федерального бюджета около 4 млрд рублей. Сам университет зарабатывает на платных курсах, научных грантах и исследованиях, а также на сдаче в аренду помещений, что даёт ещё около 2,5 млрд рублей. Согласно нормам закона, на 10 тысяч человек населения должно существовать не менее 170 бюджетных мест в вузах, а в настоящее время эта норма по стране значительно превышена. В Дагестане число бюджетных студентов также явно превышает норму. Кроме того, по ряду специальностей идёт перепроизводство кадров.

Количество студентов, обучающихся в вузах РД

Годы 2000/2001 2001/2002 2002/2003 2003/2004 2004/2005 2006

Всего 68,8 74,9 90,0 97,4 105,5 118

Госвузы 60,4 67,2 80,7 86,9 92,6

Коммерческие 8,4 7,7 9,3 10,5 12,9

В частности, Андрей Фурсенко так высказался по этому поводу: "Говорить о равенстве вузов с точки зрения качества предлагаемого образования нельзя.

Я уже не раз приводил пример: в спорте есть команды высшей лиги, в которые входят самые талантливые игроки, и всем понятно, что таких команд не может быть много. Есть высшая лига, есть первая лига и есть физкультура - массовый спорт. Игрок первой лиги может перейти в высшую, только приложив максимум усилий".

Речь, по мнению министра, идёт о том, чтобы определённое количество университетов являлось своеобразным "мозговым центром" для всей системы высшего образования страны. В них, помимо высокого уровня образовательных услуг, предполагается вести современные научные исследования. Даёшь мега-университет!

Что же делать в таких условиях Дагестану, в котором нет вузов, способных попасть в элиту и тем самым лишающихся бюджетного финансирования? Переводить все вузы на поголовное платное обучение? Но такой шаг может вызвать большую социальную напряжённость в обществе и чреват негативными последствиями.

Это понимает и сам Фурсенко, в частности заявив: "Если не говорить о Москве, то сегодня больше всего студентов насчитывается в самых депрессивных регионах, где выпускникам школ неясно, что делать дальше, и они идут в вуз просто чтобы "пересидеть". В той ситуации, которая сложилась в стране, это самый безопасный и, может быть, самый дешёвый способ оградить детей от асоциального поведения: наркомании, алкоголизма, участия в экстремистских организациях. Мы не можем просто так закрыть часть вузов, пока не предложим что-то взамен".

В Дагестане после озвучивания перспектив реформы высшего образования начали поговаривать о том, что настала необходимость объединения крупнейших вузов республики в единый учебный центр и придания тому статуса национального университета. После этого можно уже рассчитывать и на федеральную помощь.

Пока никто не представляет, как будет выглядеть новый образовательный центр. Но ясно одно: всё равно грядут большие сокращения как среди обучающихся студентов, так и преподавательского состава. Что делать с дублирующими друг друга факультетами различных вузов? Самыми популярными специальностями у абитуриентов в Дагестане являются "экономика" и "юриспруденция" (см. таблицу). Из всех существующих вузов этих специалистов не выпускает у нас только медицинская академия. Сократится количество заведующих кафедрами, деканов, проректоров, и - самое страшное кое для кого - ректоров. Вряд ли люди, привыкшие к власти, к лёгким деньгам, так легко со всем этим расстанутся.

И кто возглавит столь лакомое место, через которое будут проходить огромные легальные (бюджетные ассигнования) и не очень (взятки за поступление, экзамены и т. п.) потоки? Если решение о создании единого университета будет принято, то республику сотрясут войны ректоров, деканов, заведующих кафедрами - и так по нисходящей.

Если вся реформа образования в Дагестане сведётся к тому, чтобы посадить нужного человека на хорошую вновь образовавшуюся должность, то ни о каком прогрессе в этой области не может идти и речи. Как быть с Медицинской и Сельскохозяйственной академиями, которые в силу своей специфики стоят особняком от других вузов, располагают большой практической и технической базой для обучения?

Экономика и менеджмент 26,5%

Юриспруденция 25,3%

Гуманитарно-социальные специальности 19,7%

Здравоохранение 8,6%

Технические специальности 7,5%

Естествознание 7,2%

прочие 5,2%

Предпочтения родителей абитуриентов при поступлении в дагестанские вузы. Данные агентства "Медиафакт". Мысли вслух

Своими мыслями по поводу предстоящей реформы образования поделился ректор Дагестанского государственного института народного хозяйства (ДГИНХ) Гамид Бучаев: "Сейчас пять дагестанских государственных вузов и полсотни российских филиалов, расположенных в республике, финансируются из бюджета. ДГИНХ со дня основания функционирует на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления, не получая из бюджета ни рубля. Для других госвузов из федерального бюджета на каждого студента выделяется около 90 тысяч рублей, а на одного студента МГУ - 230 тысяч рублей в год. Разве это справедливо: другим государство выделяет огромные средства, а нам - ни рубля! Студенты вузов, которых содержит бюджет, гораздо обеспеченнее наших. Чем провинились дети, которые у нас учатся? Государство не только не выделяет им деньги, да ещё заставляет платить за своё обучение.

По Закону об образовании, вузы, прошедшие государственную аккредитацию, должны автоматически включаться в бюджетное финансирование. ДГИНХ трижды аккредитован. Мы просим финансировать нас так, как другие вузы, - ни больше. Как можно конкурировать с теми, которым государство выделяет сотни миллионов, а нам - ни рубля? Где справедливость?"

Касаясь возможности объединения вузов в единый национальный университет, Гамид Бучаев сказал: "Дагестанские вузы никогда не объединятся в один единый центр, это пустые хабары. Да и зачем? Другое дело, что факультеты-клоны должны быть приведены в порядок, и с реестром специальностей надо разобраться. Мы же - ректора, руководители, дагестанцы - должны не "ерепениться", а работать засучив рукава 24 часа ради Дагестана, а не ради себя. А всё остальное - спекуляции, отсебятина". А как у них?

Передовые вузы страны, согласно плану реформирования, предполагается сделать своеобразными научно-исследовательскими центрами. Не секрет, что сегодняшнее высшее образование оторвано от реалий рыночной экономики. Выпускники вузов, даже из того числа, кто исправно посещал лекции, получают лишь знания по принципу "всего понемногу", а не по конкретным направлениям.

В большинстве зарубежных и некоторых крупных российских вузов ситуация совсем иная. Студенты старших курсов уже выбирают себе конкретную специализацию и определяются, чем они будут заниматься по окончании института. В свою очередь, желая заполучить себе перспективного специалиста, компании ищут среди студентов выпускников по профильным дисциплинам и заключают с ними договора. Таким образом, за год-два до окончания вуза студент уже представляет, где он будет работать, чем заниматься, сколько получать.

Подобная практика в Дагестане не развита (не считая единичных случаев направления на учёбу по письмам предприятий). Почему бы бизнес-структурам не подыскивать себе будущих работников не по объявлениям или среди знакомых, а среди студентов? Во время каникул или практики те могли бы пройти стажировку, узнать всю "кухню" изнутри и по окончании учёбы определиться в выборе. То же в отношении госструктур и органов власти. Объявленный администрацией президента РД набор специалистов сигнализирует о том, что министерства и ведомства РД испытывают дефицит в квалифицированных кадрах. Не нужно никаких дополнительных финансовых расходов, чтобы присмотреться к толковым студентам и взять их на заметку.

Есть и другой вариант. Не желая ожидать, когда найдётся именно тот молодой специалист, который им нужен, не зная уровня его подготовки в вузе, многие крупные зарубежные, а с недавних пор и российские компании осознали, что намного дешевле и выгоднее потратить средства на подготовку конкретного специалиста, чем заполучить свежеиспечённого выпускника. Некоторые крупные корпорации даже создают свои собственные "курсы ускоренного обучения". Один из таких известных корпоративных университетов - "Motorola University". Специалисты компании подсчитали, что каждый доллар, вложенный в образование, приносит не менее $33 прибыли.

Такие "курсы повышения квалификации" призваны дополнить полученное высшее образование конкретными навыками и знаниями, которые будут нужны на конкретном участке работы.

Скорее всего, инициаторам реформы предстоит задуматься о том, так ли востребовано наше "классическое" образование, которым мы гордились десятки лет. К сожалению, приходится констатировать, что когда российский специалист приходит с такими знаниями на зарубежный рынок, то он оказывается совершенно беспомощным. Кроме того, отсутствие межгосударственных договоров с большинством европейских стран о признании российских дипломов мешает трудоустройству наших выпускников, хотя спрос на них есть - взять тех же программистов.

Такой пример: в международном образовательном рейтинге PISA Россия занимает 32 место между Словакией и Турцией. Одна из причин, по которой мы занимаем столь низкое место, - неумение применять знания, выходящие за рамки классического образования. У нас много учат на примерах классической литературы, но в жизни, кроме этого, приходится читать и понимать деловые и правовые документы, банковские счета.

В свою очередь, дагестанские вузы в общероссийских рейтингах занимают 30-40 места из 70-80 тестируемых. Количество без качества

Получают дагестанские студенты качественное образование или нет? Для того чтобы это выяснить, следует определиться, что мы понимаем под термином "качественное образование". Возможно ли в республиканских вузах получить такие знания, чтобы без протекции устроиться на хорошую, высокооплачиваемую работу? В 2006 году дагестанские вузы закончили около 18,5 тысяч выпускников, что на 5 тысяч больше, чем в позапрошлом году. Но такого количества рабочих мест в республике попросту нет. Наиболее грамотные выпускники, которые могли бы принести пользу экономике Дагестана, уезжают в другие регионы страны и за рубеж.

Согласно исследованиям, проведённым агентством "Медиафакт", если в 1985 году потребность в выпускниках вузов составляла 6 тысяч человек при имеющихся 4,2 тысячи, то на данный момент для экономики республики вполне достаточно 4 тысяч окончивших вузы вместо нынешних 18 тысяч (см. график).

Два года назад агентство "Медиафакт"проводило анкетирование среди студентов вузов (см. "Черновик" № 31 от 24.09.2004 г.) . Были составлены вопросы для инженеров и математиков, медиков и химиков, филологов-журналистов, экономистов, географов и юристов. Вопросы представляли собой несложные задачи в большинстве своём из школьного курса на логику. Ни один студент не смог в заданное время дать правильного ответа даже на половину вопросов! Комментарий "ЧК"

Как же реформировать высшее образование? Все государственные вузы должны пройти общественную аккредитацию. Это не что-то новое и особенное. Термин "общественная аккредитация" прописан в ст.10 Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и гласит: "Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций. Общественная аккредитация не влечёт за собой финансовых или иных обязательств со стороны государства".

Теперь, если мы действительно хотим выпускать толковых и востребованных экономикой Дагестана специалистов, президенту РД Муху Алиеву следует поручить начальнику Управления по кадровой политике Давидбеку Черкесову создать комиссию, которая будет заниматься общественной аккредитацией вузов. Комиссию должны возглавить или сам Давидбек Уллубиевич, или другие люди в аппарате президента, пользующиеся его доверием. В комиссию войдут представители Минобразования, профильных бизнес-структур, СМИ, общественных организаций, преподаватели вузов.

Как будет работать комиссия? Её члены приходят в один из вузов во время сессии (не информируя об этом заранее) и присутствуют при сдаче экзамена студентами. Говоря выше о том, что в состав комиссии войдут преподаватели вузов, имелось в виду профильных факультетов других вузов. К примеру, при проверке экзамена на экономическом факультете ДГУ присутствует преподаватель-экономист, допустим, Дагсельхозакадемии и наоборот.

Начать такую работу следует уже сейчас, чтобы к середине октября был сформирован состав комиссии и принято положение о её работе, а к декабрю, когда начнутся сессии в вузах, она смогла бы начать деятельность. После полугодовой сессии комиссия представит Управлению по кадровой политике первые данные о качестве образовательного процесса в инспектируемых вузах. Окончательные результаты будут ясны после годовой сессии и вступительных экзаменов, где в обязательном порядке будут присутствовать "комиссары".

Вердикт комиссии должен быть озвучен во всех СМИ и желательно из уст президента РД. "Ну и что? - скажет кто-то в руководстве вуза. - Что даёт эта общественная аккредитация? Жили и будем жить без неё. Никаких последствий для нас это не повлечёт".

Чтобы повлекло, "Черновик" предлагает следующее. Для всех, в первую очередь для экономики и будущего Дагестана, будет самым оптимальным вариантом, если Муху Гимбатович выступит с такой речью: "Такой-то вуз, к сожалению, не прошёл общественную аккредитацию. Согласно Положения "О работе комиссии по общественной аккредитации вузов РД" и её выводам, я не рекомендую принимать на работу в органы власти и государственные учреждения РД выпускников данного вуза". И всё.

Что это даст? Резко сократится приток студентов в "залетевший" институт, ведь никто из поступающих не захочет после его окончания лишиться возможности устроиться на престижную работу. Ректоры мигом начнут приводить в порядок учебный процесс, сократится число тех, кто сдаёт экзамены за взятки. ]§[

Номер газеты