[ Из края в край ]

Стремительный марш-бросок совершил министр ВД РФ Рашид Нургалиев, начиная с воскресения, 20 августа. Так, за полтора дня министр посетил три республики Северного Кавказа: Дагестан, Северную Осетию, Чеченскую республику. Первым из этих трёх нестабильных регионов страны, где за последнее время резко увеличилась террористическая активность, Нургалиев посетил Дагестан. В Махачкалинском аэропорту министра встречала весьма внушительная делегация госработников и милицейских чинов во главе с президентом республики Муху Алиевым. Прибыв на Кавказ, министр из аэропорта направился на вертолёте в расположение 102-й отдельной бригады особого назначения ВВ МВД РФ.

Затем в интервью журналистам Нургалиев продемонстрировал, насколько он хорошо владеет статистикой, и рассказал, что, к сожалению, давая отпор окопавшимся в республике экстремистам, милиция несёт тяжёлые потери. За последние четыре года погибло около 200 сотрудников милиции и военнослужащих ВВ, при этом только в 2005 году было совершено более 100 покушений, 60 сотрудников погибли, более 120 были ранены.

По словам федерального министра, "озлобленные провалом своих широкомасштабных планов, лидеры бандформирований основные усилия направили против милиционеров. Несмотря на психологический прессинг и открытый террор со стороны бандитов, деморализовать дагестанскую милицию им не удалось. …Попытки внутренних и внешних недоброжелателей России разорвать наше государство на части столкнулись с непоколебимой уверенностью подавляющего большинства наших граждан жить вместе и вместе строить достойное современного человека общество".

Далее министр ознакомился с ходом расследования теракта, в результате которого погиб прокурор Буйнакска Битар Битаров, и покушения на жизнь министра ВД Дагестана Магомедтагирова. О том, как продвигается расследование этого преступления, докладывал дагестанский министр лично. Для прессы эта часть совещания была закрыта. Стало лишь известно, что "оперативники вышли на след причастных, а информация слишком серьёзная, так что обнародовать её пока преждевременно".

Уже находясь за пределами республики, Рашид Нургалиев сообщил, что версия, согласно которой покушение на Магомедтагирова организовали террористические группировки, не является основной, а внимательным образом рассматриваются и "другие направления работы"… Для сведения сообщим, что в "ЧК" № 32 от 11 августа в публикации "Мёртвая зона" были выдвинуты ряд версий, где наряду с причастностью к делу террористов, приводилось мнение и о возможном участии в покушении отдельных лиц из спецслужб, а также не исключалась возможность в "приложении руки" и политико-финансовых кланов республики…

Продолжил свою командировку министр, вылетев в Северную Осетию, а оттуда - и в Чечню, где был реорганизован Региональный оперативный штаб (РОШ - основная структура, контролирующая контртеррористическую операцию в ЧР. - Прим. ред). Как объявил министр, её реорганизация означает фактическое завершение контртеррористической операции на Северном Кавказе. Вместо РОШ во всех республиках Северного Кавказа будут созданы оперативные штабы. Руководить региональными штабами будет самый крупный оперативный штаб, который расположится в Чечне, во главе с самим министром Нургалиевым.

Другой важной причиной упразднения РОШа, как это приводит газета "Комерсант" со ссылкой на руководителя пресс-службы ВВ МВД РФ Василия Панченкова, стало создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Как следует из интервью с Панченковым, НАК - структура, действующая в масштабах страны, а РОШ - регионального масштаба. После создания НАКа необходимость в параллельной структуре в регионе отпала. Более того, Панченков отметил, что деятельность созданного оперативного штаба в Чечне не будет замыкаться на республике, и привёл такой пример: "Если, например, в соседнем Дагестане что-то произойдёт, то, конечно, подчинённые штабу силовые структуры не будут отсиживаться"…

…Наверное, теперь можно смело предположить, что идеи Рамзана Кадырова о возможности наводить порядок в соседних республиках имеют все шансы на успешную реализацию. Разъяснения

В продолжение приезда Нургалиева 23 августа в редакции газеты "Молодёжь Дагестана" дагестанский министр ВД дал пресс-конференцию, в которой принял участие и экс-министр ВД РД Магомед Абдуразаков. На ней Магомедтагиров сообщил, что Нургалиев был впервые в республике и рассказал о большой работоспособности федерального министра. Говорилось даже о том, что он заканчивает свой рабочий день в два часа ночи и соответственно такой же работоспособности и отдачи он требует и от своих подчинённых.

Министр Магомедтагиров подметил тот факт, что со сложившейся в республике ситуацией силами только правоохранительных органов не справиться. Нужна поддержка и помощь народа республики.

Основным вопросом, интересовавшим собравшуюся публику, всё-таки было недавнее покушение на министра, на что Магомедтагиров заметил, что "это была хорошо спланированная и продуманная операция. Среди версий о причине покушения есть и версия политического заказа. Не всем нравится то, что делается сегодня правоохранительными органами республики. Не нравится многим и наступательная работа первого президента Дагестана и его решения, которые поддерживает МВД. Правоохранительные органы должны сделать всё, что в их силах для установления порядка и борьбы с коррупцией. Министерством ведётся работа по раскрытию убийств Магомед-Салиха Гусаева, Гамида Гамидова, муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Абубакарова. Мы располагаем оперативной информацией о заказчиках некоторых из этих преступлений. Организатором убийства Гусаева так же, как и Загира Арухова, был Расул Макашарипов. По убийству муфтия тоже имеется оперативная информация на конкретное лицо. Нет информации лишь по убийству Гамида Гамидова, но работа по всем направлениям продолжится, пока не будет, найден преступник".

Отметим, что в четверг на месте совершённого две недели назад покушения на главу МВД Дагестана было обнаружено ещё одно взрывное устройство. В МВД не могут с точностью говорить, было ли устройство заложено недавно либо оно оставалось там с прежнего покушения. Хотя возникает вопрос: каким образом взрывное устройство могло остаться незамеченным на месте покушения на министра? Ведь и в тот (8 августа) и на следующий день правоохранителями проводились тщательные осмотры места происшествия с привлечением сапёров и собак…

Кроме того, вечером в среду, 23 августа, на склоне горы Тарки-Тау между милиционерами и неустановленными лицами возникла перестрелка, в результате чего один сотрудник ОМОНа получил ранение, а нападавший Рахмед Хасмагомедов, 1981 г. р., житель Махачкалы, - застрелен. ]§[

Номер газеты