[ Разный бизнес по-любому ]

Декларирование поддержки предпринимателей на словах в России озвучивается постоянно, но практических шагов до сих пор сделано не было. После нескольких критических высказываний Президента Владимира Путина, связанных с отсутствием должной поддержки предпринимательства в стране, официальные чиновники начали активно предлагать различные варианты развития малого бизнеса. Так, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил, что правительство готовит собственную программу поддержки малого бизнеса. В Дагестане, как всегда, ждут первых шагов «старшего брата», чтобы предложить свой, «дагестанизированный» вариант поддержки малого бизнеса.

Льготная аренда

Что же можно сделать в республике в целях поддержки предпринимателей?

Предприниматели который год обращаются с просьбой в республиканские и местные власти, чтобы получить возможность пользоваться хоть какими-либо льготами, но вопрос до сих пор остаётся открытым. Какую реальную помощь могло бы оказать Правительство РД малому и среднему бизнесу? Известно, что одними из главных проблем для предпринимателей являются трудности с приобретением собственного помещения для производства и высокие арендные ставки за него. Как можно решить данный вопрос?

Мне кажется, необходимо разработать и принять республиканскую программу по предоставлению представителям малого бизнеса в аренду помещения на льготных условиях, сроком до трёх лет.

Можно применить следующую схему. Получить право на льготу предприниматели смогут, лишь став участниками открытого конкурса, где будут рассматриваться финансовые показатели, значимость выпускаемой продукции для экономики республики. Один из главных факторов на предоставление льгот – налоговая история за последние 2–3 года. Не секрет, что многие предприятия малого бизнеса работают по «серым» схемам, уклоняясь от уплаты всех положенных налогов в бюджет. Теперь у них будет стимул – покажи, что ты честно платил налоги, и государство пойдёт тебе навстречу.

Ставка арендной платы должна быть прогрессивной: в первый год, допустим, 50 % от рыночной стоимости аренды, и далее в течение трёх лет она поднимется до 100 %. Этого времени предпринимателю должно хватить, чтобы встать на ноги и работать в «обычных» условиях, предоставив своё место другому новичку.

Насколько реально это претворить в республике? Кто в условиях стремительно дорожающей недвижимости захочет добровольно выделить малому предпринимателю помещение, получая за это сущие копейки?

Выход видится в том, что государство возьмёт на себя расходы по компенсированию средств, которые теряет собственник при сдаче помещения в аренду предпринимателям.

Пример: пусть стоимость аренды помещения составляет 15 тысяч рублей в месяц. Первый год предприниматель оплачивает 7,5 тыс. рублей, второй год – 10 тысяч и т. д. В результате за одного предпринимателя за три года государство должно доплатить около 180 тысяч рублей. Если по Дагестану такие льготы предоставить 100 представителям малого бизнеса, выходит сумма 18 млн рублей на 3 года, или 6 млн ежегодно.

В масштабах республики сумма не очень большая. Её можно даже не закладывать в бюджет РД, а выделить отдельной строкой из той суммы, которая выделяется Комитету Правительства РД по предпринимательству в рамках комплексной программы по поддержке и развитию малого предпринимательства в РД (на 2006 год Комитету на данные цели было выделено 27 млн 430 тысяч рублей). Но, естественно, только на условиях проведения открытого конкурса, публикации его результатов в СМИ и строгого контроля за распределением средств. Кредит – мини, польза – макси

Другой вид поддержки малого бизнеса –микрокредитование.

Система микрокредитования давно развита во всём мире, недаром 2005 год был объявлен ООН Международным годом микрокредитования. Что же такое микрокредит? Это небольшие деньги, выдаваемые в основном частным лицам или подразделениям малого бизнеса банками или другими финансовыми структурами. Сумма микрокредита обычно рассчитывается исходя из размера среднего займа по стране. Так, в США средний размер микрокредита составляет порядка $ 40 тыс., в Западной Европе – 13 тысяч, в Восточной – 7 тысяч, в России сумма микрокредита составляет $ 1–3 тыс.

Ещё одно отличие системы микрокредитования от стандартного банковского кредита, кроме размера суммы, – сроки оформления. Микрокредит предоставляется в течение двух-трёх дней, а в качестве залога могут выступать те активы, которые не принимаются в расчёт обычными отечественными банками (известен случай, когда один международный банк, работающий в России, взял в качестве обеспечения микрокредита стадо гусей). Ставки такого кредита, как правило, составляют 3–4 % в месяц на срок от одного месяца до полугода.

На Западе получение микрокредита помогает необеспеченному человеку пережить временные финансовые катаклизмы: потерю работы, болезнь, вступление в брак, рождение детей, крупные неотложные покупки. Однако в нашей стране подобная система кредитования пока ещё недостаточно развита, хотя потенциал у данного сектора экономики большой, в том числе в такой сфере, как кредитование индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Так, по данным Российского микрофинансового Центра, потребность российского малого бизнеса в микрокредитах составляет около $ 5 млрд.

Почему же в России не обращаются за микрокредитами? Причин здесь несколько. Самая главная проблема – отсутствие законодательной базы и налоговых льгот, которые позволили бы банкам снизить процентные ставки по кредитам. Пока микрокредиты предоставляются, в основном, за счёт зарубежных донорских программ и доступны лишь в немногих российских регионах.

Рынок микрокредитования в Дагестане практически не освоен. Существенную поддержку в этом вопросе могли бы оказать республиканские власти, создав единый центр микрокредитования, в состав которого можно было бы включить два-три надёжных банка, уполномоченных вести работу в этом направлении.

К примеру, большие перспективы у микрокредитования в сельском хозяйстве: многие фермеры остро нуждаются в небольших средствах в период посадки и выращивания сельскохозяйственной продукции. Здесь можно было бы в качестве обеспечения кредита использовать предстоящий урожай по заранее фиксированным ценам или имеющийся крупный и мелкий рогатый скот.

Посмотрите, что творится возле «Россельхозбанка», который монопольно занимается выдачей кредитов сельхозпроизводителям: толпятся огромные очереди, для оформления кредита необходимо принести кучу бумаг и различных согласований, и это ещё не гарантирует его получение. Поговаривают, что за ускоренное и положительное решение вопроса – за предоставление кредита – в данном банке посредники берут от 10% от его величины.

Тысячи людей в Дагестане занимаются челночным бизнесом, торгуют различной продукцией на рынках. Большинство из них крайне нуждаются в оборотных средствах. Получение микрокредита в сумме до нескольких тысяч долларов на срок в 3–4 месяца было бы весьма кстати для многих «челноков», занимающихся доставкой и реализацией товара из различных регионов страны и из-за рубежа на дагестанские рынки. В своей беседе с корреспондентом «Черновика» Зарема Рабаданова, «челнок» с многолетним стажем, в частности рассказала: «Когда я еду за товаром, то часто приходится искать, где занять деньги. Занимаешь, как правило, в разных местах. Пока реализовываешь товар, приходится частями возвращать долги. Потом, когда наступает время новой поездки, всё начинается сначала. Если бы государство создало централизованную структуру по выдаче небольших кредитов, то многие предприниматели с удовольствием воспользовались бы этой возможностью. У всех всегда есть в наличии товар, который можно было бы предложить в качестве залога. Продавцы заинтересованы в быстром обороте средств, и, по моему мнению, такой фонд, или как его там назовут, сам получил бы за наш счёт немалую прибыль». Другая точка зрения

Расул Хайбуллаев

Малый бизнес в Дагестане выжил и развивается (да ещё как!) вопреки действиям нашего государства в лице его вездесущих чиновников, но благодаря природной предпринимательской жилке дагестанцев. Не беда, что львиная часть бизнеса работает полулегально. Главное – кормит людей, снимает социальную нагрузку с государства, и главное, формирует класс ЧЕЛОВЕКОВ, граждан своей страны. Может быть, пока основная масса предпринимателей ещё не осознаёт, что именно им предстоит стать основой гражданского общества республики, ответственными не только за свою лавку, но и за личную «правильную» позицию в обществе.

И не нужно никаких сложных схем «по поддержке». Всё опять сведётся к откатам и злоупотреблениям. Надо не создавать, а уменьшать количество структур «по поддержке малого предпринимательства». Радикально бороться с асоциальным игорным бизнесом, который высокими арендными платами вытесняет мелких предпринимателей из раскрученных «точек». Бороться с коррупцией, так как реальные предприниматели не в состоянии конкурировать там, где в сомнительный с точки зрения экономики аналогичный бизнес происходит вброс огромной массы «тёмных денег». И главное, поддерживать малый бизнес должно не государство, а бизнес более высокого уровня (банковский, например). Государство должно лишь обезопасить предпринимателей от своих органов. ]§[

Номер газеты