[ видео+библио ]

[Фильмы не пахнут] «Das parfum – Die Geschichte eines Morder» Страна: Франция, Испания, Германия Режиссёр: Том Тыквер В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикмен, Рейчел Херд-Вуд Продолжительность: 147 мин. Год создания: 2006 П. Зюскинд «Парфюмер. История одного убийцы» Издательство: «Азбука-классика», СПб Год издания: 2006 Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как пахнет любовь? А ненависть? А радость, горе, смерть, вдохновение, грусть, счастье или отчаяние? С тех пор, как Патрик Зюскинд поднял эту тему на страницах своего романа «Парфюфер», прошло уже более 20 лет, но за это время никто так и не придумал ничего лучше. Запах остался ароматом духов или вонью городских свалок, и совсем даже не покорил мир. Если, конечно, не брать в расчёт победу знаменитого аромата «Шанель № 5» над женскими сердцами. Но что значит эта победа в масштабах мировой революции? Да и кто пойдёт за «Шанель» убивать людей?

Герой романа Зюскинда и фильма Тыквера «Парфюмер» – незаконнорождённый Жан-Батист Гренуй – человек без свойств и без запаха. Это и определяет его дальнейшую жизнь, которую он проводит, гоняясь за тем, чтобы заполучить, наконец, собственный запах. Но постепенно погоня эта превращается в историю убийств с элементами частичного покорения мира, а запах становится главным действующим лицом.

Патрик Зюскинд 15 лет отказывался от экранизации своего бестселлера, хотя интерес к роману проявляли в своё время такие мастодонты киноискусства как Ридли Скотт, Тим Бартон и Мартин Скорсезе.

В итоге «Парфюмер» был экранизирован, наверное, самым многообещающим из молодых европейцев – Тыквером («Беги, Лола, беги!»), заплатившим за эту возможность гонорар в 10 млн евро. Не отступив от романа ни на слово, Тыквер очень по-кубриковски наплевал на его смысл: облёк в зюскиндовские слова совершенно свою историю. Его Гренуй не человек без свойств, а человек особого свойства. Парфюмер в исполнении Уишоу вызывает не отторжение, а скорее сочувствие, сожаление о том, что столь талантливая натура не смогла обойтись в своих изысканиях без отъёма человеческих жизней. Характер же Гренуя, его становление, развитие, мотивация, харизматичность натуры изложены настолько выпукло и рельефно, что симпатия к нему заслоняет чудовищность совершённых деяний. Создатель же первого «Парфюмера» совершенно сознательно изобразил сверхчеловека практически по Фрейду и, не выказывая явного сочувствия к нему, заострил внимание читателя на потребности толпы в кумире, независимо от того факта, что становится конкретной причиной его вознесения. Жан-Батист Гренуй, способный не меньшим образом повлиять на окружающее его человечество, нежели более известные исторические личности, тоже носящие сверхчеловечес-кие черты, отказался от лавров наперсника Бога. Быть может, он просто был недостаточно жесток.

Фильм, призванный стать теле-книгой, может, и не злонамеренно, но от этой книги в корне оторвался. Хотя кто сказал, что экранизация обязательно должна точь-в-точь копировать книгу? В лучшем случае отснятый на плёнку литературный шедевр становится самостоятельной ценностью, каковой стала, например, «Война и мир» Бондарчука, в худшем – просто забывается. Что произойдёт с «Парфюмером» – сказать пока трудно. Его ещё не отсмотрели все, кому надо было отсмотреть, и поэтому окончательного приговора пока не прозвучало. Подробное следование режиссёра инструкциям романиста не даёт возможность ощутить эффект новизны при общении со знакомыми героями, что позволит обладающим хорошей памятью читателям погрузиться в атмосферу книги, всем остальным же придётся довольствоваться иллюстрациями к зюскиндовскому шедевру. Потому что именно как иллюстрация выглядит тыкверовский фильм. И это было очень хорошо, если бы местами иллюстрации не рисовались в манере кубизма или сюрреализма, подменяя символами пусть и художественную, но всё же реальность. Однако нельзя не отметить одну совершенно очевидную заслугу режиссёра – Том Тыквер подобрал действительно хороших актёров, способных изобразить мельчайшие оттенки состояния и мотивации героев, а его Жан-Батист Гренуй, по моему мнению, ну просто оправдал ожидания большинства читателей. Именно таким я его себе и представляла. Радует ещё и то, что актёр, исполняющий главную роль – Бен Уишоу – в кино совершенный новичок, его лицо не вызывает ассоциаций, а это именно то, что нужно для роли человека без свойств.

Некоторые критики всерьёз высказывали сомнение в успехе фильма ещё и потому, что зритель в зале просто не сможет ощутить запах, а он-то является главным действующим лицом. «Но ведь книги тоже не пахнут!» – сказал по этому поводу друг писателя и продюсер фильма Бернда Айхингер. И это хорошо, что кино и книги не имеют запаха. Вполне достаточно его иллюзии. Необязательно же по-настоящему убивать человека на экране, чтобы получился хороший фильм? ]§[

Номер газеты