[ Иногда они спотыкаются ]

Кто бы вы ни были, поклянитесь говорить правду и только правду, и ничего кроме правды, когда речь идёт о балансе национальностей во власти. А если вы не сможете сделать это честно - лучше молчите. Потому что это слишком больной вопрос, чтобы мы могли позволить себе лукавить. Правила игры должны быть одинаковыми для всех! Ёто и есть справедливость. Если мы отказываемся от системы квотирования, то тогда давайте озвучим критерии, по которым вы выбираете себе людей в команду. Мы хотим быть уверенными в том, что это дееспособная, вменяемая президентская команда, а не бригада услужливых официантов. Потому что высокий профессионализм и способность подлизаться к руководителю очень редко сочетаются в одном человеке. Либо одно, либо другое. Конечно, вы можете сказать, что при прежней власти мы таких вопросов не задавали. Но тогда и диагноз был другой, а сейчас вы хотите, чтобы мы вас не только почитали, но и уважали. Мы и уважаем, но дайте шанс нам делать это осмысленно. Давайте просто пройдёмся по национальному составу правительства до последних перестановок. Он справедливо отражает этническую карту Дагестана? Какая национальность не потеряла ни одного поста? Надо же! Они что, из этого этноса все такие гениальные?

А те, кто из новых представителей национальностей-негегемонов, заняли высвободившиеся ячейки - являются ли они достаточно харизматичными? И вопрос этот для неаварцев не праздный. Мы говорим о том, что Дагестан - общий дом. Давайте сделаем так, чтобы в этом доме всем было хорошо. Если на высокий пост, к примеру, попадает человек, в своём народе не пользующийся авторитетом и не способный защитить интересы этноса, значит, эта кандидатура работает для усиления доминирующей народности. И какой у меня остаётся выбор? Крепко вцепиться и поддерживать самого отмороженного и безбашенного из наших. Чтобы у вас кровь в жилах стыла и вы даже не думали, прикрываясь демагогией о равенстве всех, втихую прикармливать своих. Потому что если мы почувствуем даже намёк на то, что кто-то воспользуется нашей готовностью принять новые правила в корыстных целях, вы уже никогда не сможете ввести их в действие, какими бы эти правила ни были справедливыми. Вы уже никогда не докажете искренность своих помыслов. А в исторической перспективе вы подарите нам обиду, которую вам не простят многие десятки поколений. И теперь скажите, есть ли что-то, за что стоило бы заплатить такую цену? Даже не сомневаюсь, что у нас есть достаточное количество высших чиновников, способных из-за должности развязать войну. А президент? Мы ведь знаем, что он благородный человек! Так что там происходит?! Кто влияет на президента? Джапарбег Шамхалов, Олег Чичварин, Алаудин Мирзабалаев - интересное решение. Но чем оно продиктовано? Интуиция? Карты? Гороскоп? Необходимость закрыть национальные ячейки? Больше никого не было? Или это продиктованный какой-то логикой выбор? Учитывая, что у нас практически нет традиции публичной политики, такие решения неплохо было бы объяснять не только самому себе, но и народу. Мы ведь тоже здесь живём. А ещё это нужно, чтобы в дальнейшем минимизировать возможность ошибок в кадровых решениях. Пример Сергея Пинхасова не может быть непоучительным.

Несомненно, что сейчас кадровый вопрос самый трудный. Ситуацию усложняет необходимость соблюдать национальный паритет. И никуда не деться от квотирования или ливанского варианта. В Ливане на законодательном уровне распределены посты в правительстве. Для них это стало гарантией от междоусобных войн. У нас легитимно сделать это нельзя, но негласно это правило, как раньше, соблюсти просто необходимо. И здесь начинаются самые заморочки. Как такового кадрового резерва не существует. Государственная система на протяжении многих лет выдавливала профессионалов и давала шанс тем, у кого были связи или способности понравиться начальству. В Дагестане во многих структурах эта ситуация - норма и сейчас. Очевидно, что президенту неприятно разговаривать с представителями старых кланов из-за их прежней близости к его предшественнику. Но есть ли сегодня у него какая-то реальная альтернатива? Позволить создавать новые? И насколько эти новые окажутся лучше старых? Уже сегодня эти тревожные тенденции налицо. Во всяком случае, копящееся недовольство в один день может вернуться в не очень приятной форме. Уже сегодня слухи о несостоявшемся союзе президента и председателя Народного Собрания говорит о том, что у даргинцев уже есть необходимость создания своего «северного альянса». Назначение Джапарбега Шамхалова до какой-то степени снимает остроту вопроса, но Шамхалов не входит в число национальных лидеров. Поэтому его назначение в глобальном аспекте мало что решает. Президент избегает того, чтобы давать шанс влиятельным в своих диаспорах людям. И вероятное возвращение в Дагестан Ильяса Умаханова никак не компенсирует потерю. Скорее наоборот. Образованный интеллектуал, но всегда держащий дистанцию и не умеющий разговаривать с людьми на их языке, он в силу ещё многих причин не тянет на роль национального лидера. Ильяс Умаханов после покушения на его жизнь подолгу в Дагестане не задерживался. Но у президента к нему очевидные симпатии. Несмотря на наличие Комитета правительства по нефтеразработкам на шельфе Каспия, именно ему поручено кураторство совместного с «Лукойлом» проекта. Трудно понять, что там на самом деле, но симпатии просматриваются очевидные. Скорее всего, президент не захотел договариваться с Магомедсаламом Магомедовым. Логика событий наталкивает на то, что у даргинских старейшин не будет выбора, кроме как настаивать на альянсе спикера с Саидом Амировым. Кто будет здесь играть первую скрипку, и кто от этого выиграет? Во всяком случае, они оба вынуждены будут поступиться своими амбициями, чтобы интересы этноса не были проигнорированы. Даже не сомневаюсь, что похожий сценарий сработает и с кумыкскими кланами, часть которых одной ногой уже в приёмной мэра Махачкалы. И ближайшие назначения либо окончательно загонят их туда, либо дадут возможность усилить в республике влияние президента. Все ждут, насколько у них хватит терпения.

Похожая история и с лакскими назначениями, так как кандидатура министра сельского хозяйства не пользуется большим авторитетом у диаспоры. Аналитикам президентской администрации следовало бы обратить на это более пристальное внимание. В противном случае нынешняя власть получит такую оппозицию, что хасавюртовские митинги будут детскими играми. И тогда сама фраза о дагестанском единстве будет звучать комично. Во всяком случае, сегодняшнее развитие событий другого выхода не предполагает.

Когда нет другого выхода, нужно работать с теми, кто в состоянии это делать, даже если тебе этот человек и не нравится. И здесь мы подходим к обещанию говорить только правду. Всегда ли вы сможете сдерживать это обещание? Всегда ли вы сможете быть справедливым и, выбирая между другом и профессионалом, объективным? Если нет, то не стоит нарушать сложившегося равновесия ради удовольствия увидеть слаженную работу бригады официантов. Иногда они спотыкаются.

P. S. Случившийся в среду визит президента к мэру Махачкалы всех окончательно запутал. Что это было? Официально озвученная версия убеждает только тех, кто очень хочет в неё верить. Человек, который избегал просто вероятности даже рядом оказаться с мэром, вдруг переходит через площадь! Наверное, я бесконечно испорченный человек, но мне кажется, что для того, чтобы напомнить о долгах города Чубайсу и поговорить о земельном вопросе, есть много других чиновников. Скорее всего, обсуждалось что-то более серьёзное. Возможно, возвращение в Дагестан Ильяса Умаханова. Становится всё страшнее и интереснее.

P. Р. S. У меня чисто человеческие симпатии к президенту. И он этого заслуживает. Но профессия обязывает говорить и писать, принимая во внимание всю информацию, даже ту, источники которой не имею права называть. Как реагировать на прочитанное - дело ваше, но очень хотелось бы, перечитав статью, по прошествии времени сказать: я ошибся! Мы тоже иногда спотыкаемся! Комментарий «ЧК»

На наш взгляд, автор данной публикации апеллирует к давно устаревшим принципам и терминам. Во-первых, представители какого-либо этноса в Правительстве РД реально не отражают и, в принципе, не должны отражать интересы какой-либо национальности. Прерогатива заведования интересами всех наций Дагестана должна находиться у президента РД. Именно Муху Алиев является, к примеру, выразителем интересов лакцев, добившись у Германа Грефа продолжения финансирования программы переселения данного этноса из Новолакского района. Остальные его креатуры в Администрации (не города) либо правительстве свои потуги должны устремлять на реализацию решений президента. Если подходить объективно, разве, например, вице-премьер Гитинамагомед Гаджимагомедов или глава МВД РД Адильгерей Магомедтагиров являются выразителями интересов своей нации, в данном случае аварцев? Однозначно - нет. И будучи верховными чиновниками, в принципе, не должны тратить свои усилия на это. Первый должен заниматься развитием экономики, а второй - профилактикой преступности в РД. И не нужны нам никакие харизматики, тем более в правительстве. Сколько проблем от харизматичных до ужаса глав администраций! Время харизматиков приходит во время революционных свершений или войны. На данном этапе, если мы не хотим потрясений для себя и республики, то нам, президенту нужны пунктуальные исполнители, и желательно, не пользующиеся большим авторитетом у диаспоры. ]§[

Номер газеты