[Проигрышные ставки] Есть маленькие государства. Есть и большие. Так уж повелось с давних пор, что первые всегда находятся под прямым и косвенным протекторатом вторых. Обе стороны имеют и положительные, и отрицательные дивиденды от такого симбиоза.
Притом последних становится на порядок выше, если правящая элита большой державы не может понять глубинную суть собственных интересов, что наиболее наглядно и проявляется в современных российско-грузинских взаимоотношениях. Но это не проблема сегодняшних дней, так как всё началось ещё с перестроечной эпохи. В 1991 году первым президентом постсоветcкой Грузии стал покойный Звиад Гамсахурдиа. Время было переломное, смутное. Естест- венно, Россия никак не могла влиять на политику соседнего государства. Сам Гамсахурдиа на посту руководителя проявил себя лишь как ярый грузинский национал-шовинист.
В 1992 году на смену Гамсахурдиа при явной и латентной поддержке России пришёл политик советской закваски Эдуард Шеварднадзе. Через несколько лет стало понятно, что ставка поставлена не на тот кон. При Шеварднадзе межнациональные проблемы в Грузии достигли накала вооружённого противостояния. Он превратился в открытого проводника интересов США в собственной стране. Хотя помощь Белого дома обычно ограничивалась советами, а от северного соседа Грузия получала (и получает) миллиарды долларов в виде газовых субсидий и денежных переводов. Сама сложившаяся ситуация при умелой дипломатии создавала почти идеальные условия для формирования чётких пророссийских ориентиров Грузии, но Москва в отличие от Вашингтона почему-то всё пустила на самотёк. Именно плоды такого бездействия и пожинает сейчас Россия.
Вспомним хотя бы, как протекала «революция роз». В Тбилиси планомерно готовится государ- ственный переворот. Вскоре Шеварднадзе заставляют уйти в отставку, а его место занимает амбициозный Михаил Саакашвили. Даже тогда не нужно было быть дельфийским оракулом, чтобы разобраться в его симпатиях и антипатиях. Саакашвили большую часть сознательной жизни провёл за пределами отечества: учился в магистратуре Колумбийского университета США, долго работал в крупной адвокатской конторе Нью-Йорка. Супруга – гражданка Голландии Сандра Руловс. Конечно, для такого человека США и Запад – это всё, а Россия – «двухсотлетний угнетатель свободолюбивого грузинского народа».
А ведь у Саакашвили была альтернатива – руководитель Аджарии, верный союзник Москвы Аслан Абашидзе, который был довольно-таки популярен в Грузии. Мне кажется, что правильная и энергичная политика Кремля помогла бы ему занять кресло очередного лидера закавказской республики, но в истории мало места сослагательному наклонению. Поэтому президент Грузии – ставленник США. И нет никакого сомнения, что расплачиваться за провокационные вызовы Кремлю лично Саакашвили и его команде не придётся – счёт по полной программе будет предъявлен сотням тысяч простых грузин.
И не только. Не исключено, что нынешний кризис очень быстро отразится на всех «инородцах», в том числе и на дагестанцах. Но это уже другая история. ]§[