[ Дагестанский суд… ]

...самый гуманный суд в мире В четверг, 18 мая, была поставлена точка в громком судебном процессе по делу группы, обвинявшейся почти во всех терактах последнего времени, совершённых бандподпольем Расула Макашарипова, в том числе и убийстве главы Миннаца Загира Арухова. 15 мая коллегия присяжных заседателей Верховного суда РД вынесла сенсационный оправдательный вердикт всем четверым обвиняемым по данным терактам.

В понедельник заседание началось с прений сторон. Речь гособвинителя растянулась на несколько часов. В ней было упомянуто о том, что в 2003 году Расул Макашарипов организовал ОПГ, специализировавшееся на совершении терактов и ликвидации сотрудников правоохранительных органов. В это бандподполье в разное время, по его версии, вошли и четверо подсудимых.

Главным обвиняемым по делу являлся Джамил Кибедов. Он обвинялся в совершении и организации порядка 10 терактов. Всего Кибедову было предъявлено обвинение по 32-м статьям УК РФ. Ещё один подсудимый – Магомедтагир Гашимов – тоже, как и Амирхан Мусаев, обвинялся в участии в преступном сообществе и подрыве прокуратуры Ленинского района Махачкалы. Четвёртый подсудимый – Исрапил Изиев – в тиражировании и распространении экстремистских листовок.

В своих выступлениях адвокаты подсудимых указывали на то, что обвинение было построено только на показаниях их подзащитных. Обвинение против Кибедова основывалось лишь на так называемых признательных показаниях. Других подтверждений его вины (документов или свидетельских показаний) нет.

Сами показания, от которых подсудимый отказался уже на суде при первом же допросе, были получены в ходе предварительного след- ствия по делу. В материалах дела есть многочисленные ходатайства адвоката Кибедова в Прокуратуру РФ и РД. В них говорится, что в период следствия при конфиденциальных беседах со своим адвокатом Кибедов заявлял, что систематически подвергался угрозам расправы со стороны оперативно-следственных работников и в отношении него применялось физическое насилие.

В ходе судебного разбирательства было допрошено 113 свидетелей обвинения из заявленных 175. При этом никто из опрошенных не дал показаний, доказывающих вину Кибедова. Единственный свидетель – сварщик – опознал Кибедова как лицо, забиравшее железные ящики, в которые позже поместили взрывные устройства, сброшенные на здание прокуратуры. По данному поводу в беседе адвокат Саида Каландарова сказала, что состава преступления в этом действии нет, а её подзащитного использовали «втёмную»: он даже не знал, для чего нужны были эти ящики.

Выступая в прениях, Каландарова говорила, что её подзащитный обвиняется в особо тяжких преступлениях. «Остаётся только гадать, на что подвигла бы фантазия органы следствия, если бы они поймали Макашарипова или Лахиялова. Создаётся впечатление, что ввиду невозможности привлечения к уголовной ответственности указанных лиц, Кибедова решили сделать мальчиком для битья или козлом отпущения, взвалив на него вину практически за все взрывы. Неужели этот мальчик, которому на момент задержания едва исполнилось 19 лет, похож на махрового бородатого религиозного фанатика, готового пойти на убийства мирных людей?» – задалась вопросом адвокат Каландарова.

Другой адвокат в своей речи высказал мнение, что «Кибедов виноват в том, что он род- ственник террориста Шамиля Кибедова. Изиев виноват в том, что он родственник Кибедова. Гашимов виноват в том, что знал когда-то террориста Махача (Ясина) Расулова. Мусаев виноват в том, что работал по соседству с Гашимовым. На их месте мог оказаться любой».

В своём последнем слове Джамил Кибедов сказал, что его вина лишь в том, что он «жил в этом доме».

Далее присяжные удалились для вынесения вердикта. В опросном листе, представленном присяжным, было 86 вопросов. Присяжные сочли доказанными в суде лишь факты преступлений – доказатель- ства участия подсудимых в этих преступлениях они нашли недостаточными.

15 мая все четверо после вынесения оправдательного вердикта были освобождены из зала суда под подписку о невыезде.

18 мая был вынесен окончательный приговор по делу. Судья зачитывал его около 10 минут. Выдержки из приговора: «Вердиктом коллегии присяжных вина всех четверых обвиняемых признана не доказанной. На основании изложенного суд приговорил оправдать обвиняемых и освободить из-под стражи немедленно». Второе оправдательное дело

Освобождением во вторник, 16 мая, из зала суда закончилось судебное разбирательство по делу Дарбишгаджи Газимагомедова, обвинявшегося в подготовке теракта в районе Гимринского тоннеля 29 мая 2005 года.

Ранее, 11 мая, в Верховном суде Дагестана коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт Газимагомедову. Он был оправдан по всем предъявленным обвинениям, кроме ч. 3 ст. 327 УК РФ «Использование подложных документов». Присяжные в своём вердикте указали, что стороне обвинения не удалось убедить присяжных не только в том, что подсудимый помогал сообщникам закладывать снаряды для подрыва дороги, но и в том, что кто-то вообще намеревался взорвать эти снаряды.

Во вторник разбирательство по делу началось с исследования документов, характеризующих обвиняемого, а именно справки МВД РД, гласящей, что у Газимагомедова нет судимостей, и справки с места жительства, характеризующей последнего положительно. Далее начались прения сторон по поводу квалификации и назначения размера наказания по последнему оставшемуся обвинению. Прокурор в прениях указал, что вина Газимагомедова в использовании подложных документов доказана, и просил суд приговорить подсудимого к двум годам исправительных работ.

Далее в прения вступил адвокат Константин Мудунов: «Мой подзащитный не отрицает, что использовал поддельные документы. Он признал свою вину, чистосердечно раскаиваясь в этом, и вопрос о доказанности преступления не должен стоять. С 29 мая 2005 года Газимагомедов был арестован и находился под следствием по обвинению, которое присяжными признано необоснованным, а значит, он находился под стражей незаконно. Кроме того, он подвергался нечеловеческим пыткам, которые применялись в средние века лишь инквизицией, и ставить вопрос об ответственности – просто нелепо».

Затем с последним словом выступил и сам подсудимый. После чего суд удалился для вынесения приговора.

После 15-минутного перерыва был зачитан окончательный приговор:

«Коллегия присяжных оправдала Газимагомедова по предъявленному обвинению за от- сутствием события преступления и признала виновным лишь по ч. 3 ст. 327 (удостоверение сотрудника ФСБ) и ч. 3 ст. 327 (подложное водительское удостоверение) к 1 году и 3 месяцам по каждому из преступлений. На основании ст. 62 УК РФ путём частичного сложения приговорить Дарбишгаджи Газимагомедова к 2 годам исправительных работ. С учётом того, что он содержался под стражей 11 месяцев, зачесть этот срок в срок, присуждённый из расчёта 1 день под стражей – 3 дня исправительных работ, и освободить Газимагомедова немедленно из зала суда».

P.S. Кроме этих двух оправдательных вердиктов, 18 мая стало известно о вынесении Хасавюртовским городским судом оправдательного приговора правозащитнику Осману Болиеву, обвинявшемуся по ч. 1 ст. ст. 222 УК РФ. Прокурор, представлявший дело, просил у судьи приговорить Болиева к полутора годам колонии поселения. ]§[

Номер газеты