[ В «таракане» ли дело... ]

[] Как уже сообщалось, с прошлой недели резко обострилась обстановка в Южном (Иранском) Азербайджане. В городах Тебриз, Урмия, Парсабад, Зенджан и других крупных населённых пунктах прокатилась волна протеста этнических азербайджанцев против нарушения их прав иранскими властями. На улицы вышли десятки тысяч людей.

Против участников протестных шествий и митингов власти применили огнестрельное оружие. Погибли десятки и ранены сотни манифестантов. Ситуация в этом регионе Ирана по сей день остаётся напряжённой. В чём же причина столь решительных антивластных выступлений местного азербайджанского населения? Поводом для массового протеста стало появление в ежедневной официальной газете «Иран» оскорбительной карикатуры в адрес азербайджанцев. На карикатуре изображён мальчик, несколько раз повторяющий на фарси слово «таракан», пока таракан, находящийся перед ним, не спрашивает у него по-азербайджански: «Что?» Власти Тегерана сразу закрыли эту газету, а специальная комиссия по надзору за прессой обвинила журналистов в публикации провокационных материалов. И хотя Национальный исламский совет Ирана осудил этот факт, заявив, что все народы страны обладают равными правами, протестующие не успокоились. Более того, на митингах стали звучать лозунги, которые не имели ничего общего с низкопробными карикатурами, – к примеру, такие, как «Если Бабек погиб, Тебриз ещё жив», или же: «Карабах наш и будет нашим». Рука «большого сатаны»

Официальный Тегеран склонен обвинять в инспирировании массовых беспорядков спецслужбы США, Турции и других недружественных стран. Об этом, в частности, заявил президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Махмуд Ахмадинежад. «Они (американцы – А. Г.) должны знать, что им не удастся породить разногласия и распри в иранском обществе, несмотря на отчаянные попытки», – сказал он на следующий же день после закрытия газеты «Иран». Посол Ирана в Баку Авшар Сулеймани отметил, что возникшей ситуацией попытались воспользоваться некоторые люди с целью дестабилизации обстановки с помощью внешних сил. Не следует сомневаться, что Сулеймани, говоря о «некоторых людях», прежде всего имел в виду активистов из «Движения национального возрождения Южного Азербайджана» (ДНВЮА) во главе с его лидером Махмудали Чехраганлы, «внешние же силы» – это, безусловно, американцы, которые не скрывают своих агрессивных замыслов в отношении Ирана.

Последние же протестные акции этнических азербайджанцев последовали после ужесточения позиции США в отношении ядерной программы Ирана, и не только. Дело в том, что 25 мая глава Международного агентства по использованию атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи во время встречи в Вашингтоне с госсекретарём США Кондолизой Райс сообщил ей, что достигнуто принципиальное решение о прекращении обогащения урана в Иране. Г-жа Райс, будто прогнозируя подобное поведение официального Тегерана, ещё до встречи с Мохаммедом аль-Барадеи заявила, что Соединённые Штаты не предложат Ирану гарантий безопасности в обмен на его обещание прекратить ядерные разработки в этой исламской стране. «Очевидно, что помимо ядерной проблемы у нас с Ираном есть и другие неразрешённые вопросы, – сказала она. – В лице Ирана мы имеем государство, нацеленное на уничтожение Израиля. Государство, которое препятствует мирному процессу на Ближнем Востоке». Как видим, снятие Ираном угрозы создания собственной атомной бомбы, чего на словах опасались за океаном, – отнюдь не единственная причина агрессивных намерений США в отношении Ирана. Как тут не вспомнить, что и в Ираке международные инспекторы не обнаружили оружия массового уничтожения, о наличии которого всё время твердил Вашингтон. Однако это не помешало американцам развернуть военную операцию против Ирака по смене власти в этой стране. Похоже, нечто подобное мы наблюдаем и в иранской политике США. Однако Иран – это не Ирак. И военная операция США против Ирана может привести к непредсказуемым последствиям не только в регионе Ближнего Востока, но и далеко за его пределами. Посему не стоит сомневаться, что американцы поначалу постараются взорвать ситуацию внутри самого Ирана. И в этом деле без использования фактора этнических азербайджанцев не обойтись. Посему есть все основания полагать, что нынешние беспорядки в Иране организованы активистами ДНВЮА во главе с Махмудали Чехраганлы, который действует под диктовку США. Азербайджан – плацдарм против Ирана

Лидер партии «Мусават» Иса Гамбар даже заявил, что официальный Баку давно дал согласие на размещение у себя американских войск. И эта информация вполне может соответствовать действительности. Хотя бы потому, что буквально на днях Пентагон обратился в Конгресс США с просьбой о выделении $ 43 млн для модернизации четырёх аэродромов на территории Азербайджана, а также создания там противоракетной обороны и радиоэлектронной разведки. Понятно, что без заведомого согласия руководства Азербайджана на реализацию этих планов США Пентагон вряд ли предпринял бы такой шаг. Между тем властей Баку именно такая перспектива и пугает больше всего. Ведь если с территории Азербайджана будет нанесён удар по Ирану, то не исключено, что со стороны его южного соседа последует ответная реакция. Это подтвердил также министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки во время его недавней в]§[

Номер газеты