[ «Нам не нужны враги» ]

Ахмад-хаджи Абдуллаев – «Черновику» В первом номере «Чистовика» (от 31 марта 2006 г.) был опубликован материал, посвящённый инциденту (потасовке в местной мечети), произошедшему в посёлке Шамхал. С просьбой прокомментировать данный конфликт мы обратились к муфтию Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаеву, который высказал своё видение шамхальской проблемы. Предлагаем вашему вниманию полную версию интервью «ЧК» с руководителем ДУМ Дагестана. Не только о Шамхале…

– Уважаемый Ахмад-хаджи, первый вопрос о ситуации в шамхальской мечети. Как известно, в соответствии с Уставом мечети, имама выбирает джамаат. Выборы были в феврале. Пайзулла Мирзамагомедов, смещённый имам, вполне обоснованно утверждает, что на выборах в феврале этого года шамхальский джамаат не выдвинул своего кандидата и, таким образом, переизбрал его в качестве имама. Почему ДУМД не выдвинул своего кандидата в этот период? Возможно, тогда удалось бы избежать беспорядков...

– Бисмиллахи Ррахмани Ррахим, Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух... В первую очередь, хочу поблагодарить вас за такой важный и актуальный вопрос. Для того чтобы разъяснить ситуацию, связанную с фигурой бывшего имама шамхальской мечети Пайзуллы Мирзамагомедова, надо подчеркнуть, что вопрос возник не вчера и не сегодня. Если мне не изменяет память, конфликт длится около шести лет; в результате его джамаат оказался разделённым на две части. Ответственность за это разделение лежит целиком на Мирзамагомедове. Одна часть джамаата является его сторонниками и разделяет проваххабитские настроения, другая сторона – его противники, приверженцы тариката. Пять лет назад я был на пятничной молитве в Шамхале, ещё тогда на этой почве произошла стычка между обеими сторонами. Я предлагал имаму остановить смуту, добровольно отказавшись от должности имама мечети, но он отказался. С тех пор я решил не вмешиваться в дела шамхальского джамаата. «Аллах накажет этого человека, и он с позором уйдёт», – сказал я тогда. Не вмешивались мы и теперь, в феврале, потому что в выборах принимали участие только его сторонники. Противная же им сторона уже в течение нескольких лет не совершала молитву в этой мечети, люди ездили на пятничный намаз в близлежащие сёла или в Махачкалу. – Вы говорите, что Мирзамагомедов является приверженцем ваххабизма, но он утверждает обратное...

– Я не говорю. Так говорят жители посёлка Шамхал, где он работал имамом. Очень сложно оценивать человека в этом смысле, ваххабит он или нет. Имя Пайзуллы упомянуто в книге шейха Саида-афанди как мюрида, алима, к которому можно обращаться по каким-либо вопросам, т. к. он мюрид. Но затем он отошёл от тарикатского пути, чему свидетельствуют большинство жителей посёлка Шамхал. Более того, они утверждают, что он и его сторонники являются ваххабитами. В тот пятничный день, когда произошла драка, никого из работников Духовного управления в шамхальской мечети не было. Мы категорически против любого выяснения отношений в мечетях. Более того, у нас не было даже намекающей информации на то, что подобное может произойти, иначе мы бы приняли меры, чтобы предотвратить конфликт. О случившемся я лично узнал только в пятницу вечером. – Это уже не первый случай возникновения беспорядков в Шамхале. Почему раньше ДУМД не пыталось найти какой-то выход из создавшейся ситуации, может быть, даже пойти на компромисс?

– Как я уже сказал, в дела шамхальского джамаата я лично не вмешивался только из-за бывшего имама Пайзуллы. Но вы спросите у моего заместителя Курамухаммад-хаджи Рамазанова, сколько раз он рассматривал это дело, чтобы помочь разрешить проблему, не обостряя конфликта, сколько раз он уговаривал Мирзамагомедова оставить пост имама, чтобы не делить джамаат надвое. Но Пайзулла то соглашался, то отказывался и, наконец, довёл этот вопрос до нынешнего рукоприкладства. Может, кто-то оказывал на него влияние, и поэтому он менял свои ответы. Сейчас это сложно сказать, но факт, что мы вели частые переговоры с ним и много раз пытались мирно решить этот вопрос. Нынешний выход из ситуации – это решение шамхальского джамаата. – Насколько мы знаем, аналогичная ситуация складывалась в мечети по проспекту Акушинского, где также из-за имама джамаат разделился на две части. Однако в данной ситуации обошлось без драки. Как там удалось избежать конфликта?

– Наверное, в этой мечети имам был чуть разумнее, чем имам шамхальской мечети. Конечно, и джамаат сыграл свою роль. Не хочу сказать, что шамхальский джамаат плохой, но прихожане мечети на проспекте Акушинского с пониманием отнеслись к необходимости смены имама. А в Шамхале такого понимания не было. – Ни со стороны имама, ни со стороны джамаата?

– Да. Я сам тому свидетель. – Вы помните неприятные события прошлогодней давности – массовую драку в дербентской Джума-мечети? Тогда после встречи с шейхом Сиражудином Хурикским вы сказали, что подумаете над сложившейся ситуацией в Южном Дагестане и примете необходимое решение для снятия напряжённости в регионе. Каково же ваше решение? Какова вообще ситуация в Южном Дагестане? Каким влиянием обладает ДУМД, и есть ли у вас в Юждаге противники?

– На мой взгляд, с каждым днём отношения между религиозными лидерами Южного Дагестана и работниками ДУМД улучшаются. Если все будут правильно понимать ислам, то между мусульманами не может быть ничего неразделённого. Делить нечего, ибо у нас единая цель. Те, кому это выгодно, пытаются сеять рознь на национальной почве, таким образом разделяя верующих. К сожалению, иногда им это удаётся из-за непонимания исламских ценностей отдельными людьми. Тем не менее, на сегодняшний день отношения стабильные, алхамдулиллах, многие ребята из Южного Дагестана учатся в исламских вузах Махачкалы и Буйнакска. О дружбе в позиции

– Какие у вас отношения с шейхом Сиражудином Хурикским?

– У нас нормальные отношения. Когда есть время, я посещаю его. Когда собирается Совет алимов или проводится ещё какое-то заседание ДУМД, Сиражудин приезжает к нам. Недавно его представитель был в Махачкале по поводу открытия Исламского института. Мы благополучно решили связанные с открытием организационные вопросы, утвердили необходимый пакет документов. – Вопрос об отношениях ДУМД с суфийскими шейхами. Считает ли Духовное управление каких-то шейхов «правильными», а каких-то нет, т. е. муташейхами? Или это не исходит от Духовного управления?

– Если я сам не являюсь шейхом, как я могу оценивать, кто истинный шейх, а кто нет?! К тому же я не сталкивался с каждым, кого в Дагестане называют муташейхами. Этот вопрос не выносится на людской суд. Каждый должен сам выбрать для себя своего шейха. – То есть Духовное управление не даёт оценку шейхам?

– Нет. Мы только разъясняем, что истинный шейх – это тот, чьи действия совпадают с тем, что описано в исламских книгах. – Недавно произошло упразднение Комитета по делам религий. Каковы плюсы и минусы этого события?

– Вот уже восемь лет, как я работаю муфтием Дагестана, и всё это время Комитет вёл свою деятельность. Для того чтобы конкретно ответить на ваш вопрос, надо теперь прожить какое-то время без Комитета. – В связи со сменой руководства у вас изменилось отношение к республиканской власти?

– Не могу сказать, что раньше было плохо, а теперь будет хорошо, или наоборот. Молю Всевышнего Аллаха о стабильности, мире и покое для дагестанцев. – Ваши отношения с муфтиями России Равилем Гайнутдином и Талгатом Тажудином? Входит ли ДУМД в один из муфтиятов?

– Оба муфтия пользуются авторитетом, и обоих я признаю. ДУМД входит в координационный центр мусульман Северного Кавказа, который самостоятельно принимает решения по этому региону. – Во время избирательных кампаний зачастую прихожан просят проголосовать за того или иного кандидата. Что вы думаете по этому поводу? Имеют ли имамы на это право?

– Хорошо, что вы задали этот вопрос. Хочу обратиться со страниц вашей газеты ко всем имамам, т. к. через год будут выборы в Народное Собрание и Государственную Думу. Кандидаты в депутаты будут избираться по партийным спискам. Я бы хотел, чтобы ни один из имамов не вмешивался в выборы, не поддерживал публично ни одну из кандидатур или партий. Единственное, что они могут делать, это дуа Всевышнему, чтобы Он дал нам баракатных кандидатов. – 2–3 года назад были попытки некоторых имамов создать оппозицию Духовному управлению с целью его смещения либо создания альтернативной структуры. Тогда пришли к какому-то маслиату. Каково сегодня ваше отношение к тем имамам?

– Не могу назвать этих людей оппозицией, т. к. все они со мной в хороших отношениях, может, были небольшие разногласия, но я считаю это нормальным явлением среди разумных людей. Небольшие дискуссии только сплачивают нас. Тарикат – это ислам

– Мусульманин обязательно должен быть в тарикате?

– Тарикат – это ислам, ислам – это тарикат, что означает вопрос, обязательно ли быть в исламе? Каждый из нас имеет душевные болезни: гордость, высокомерие, амбиции. У этих болезней есть предназначенный Всевышним лекарь – шейх, духовный наставник. Вы слышали о каком-нибудь спортсмене, который стал чемпионом без тренера? Конечно, это неудачный пример, нельзя сравнивать спорт с тарикатом. Но даже чемпионом нельзя стать без учителя, а чистым от пороков, совершенным в своей вере мусульманином покинуть этот мир тем более невозможно без духовного наставника. Есть определённые люди, которые не нуждаются в шейхе. Их Аллах приближает к Себе и даёт очищение без тариката, таких людей называют маджзубами. Маджзубов в мире может быть всего несколько человек. – Говорят, что шейх является посредником между мусульманином и Всевышним. Насколько это правда?

– Вы где учились? – В университете.

– Ваши учителя тоже являются посредниками для получения вами знаний. Шейх учит упоминать Аллаха. Он не говорит, чтобы мы ему поклонялись, а лишь делится опытом, советует, как решать наши проблемы. Разное

– Недавно в мире прошли митинги мусульман по поводу публикаций в западной прессе карикатур на Пророка (мир ему). Одновременно в дагестанском селе Новосаситли произошло осквернение Корана. Каково ваше мнение по поводу этих событий?

– Если корреспонденты «Черновика» лично видели осквернённый Коран, это очень прискорбный факт. Так нельзя поступать. Человек, совершивший подобный поступок, получит наказание от Всевышнего. И тот, кто способствовал этому, будет наказан. Мы направили наших представителей Умарасхаба Умалатова – имама города Хасавюрт и Ахмада Гунашева – имама Хасавюртовского р-на – посмотреть на этот Коран, но местные жители отказали им в этом. Отправили их повторно, но опять им было отказано в показе осквернённого Корана. – Мы слышали, что вам была прислана видеокассета со съёмкой этого Корана.

– Да, кассета есть. Но каков смысл того, что нашим алимам сам Коран не показали, а прислали кассету? Кто гарантирует, что это именно тот Коран? – Но Марко Шахбанову показали осквернённый Коран. Фотографии, опубликованные в «ЧК», были сделаны им лично на месте событий.

– Что бы они ни делали – одним показывали Коран или скрывали от других – факт остаётся фактом. Повторяю, от наших алимов они скрыли осквернённый Коран. Если бы эти алимы видели тот Коран, они могли бы свидетельствовать содеянному злу и тогда, согласно полномочиям ДУМД, мы бы написали в своей газете, что такие-то люди поступили скверно и они будут наказаны Всевышним. – Часто ДУМД критикуют за то, что неугодных ему людей оно обвиняет в ваххабизме. Так ли это?

– Подобный обвиняющий сам является ваххабитом, иначе он не построит вопрос таким образом. Ни одного человека, не являющегося ваххабитом, Валлахи, мы не называем вахабитом. Нам не нужны враги. Один враг – это тоже много для Дагестана. Но вещи своими именами называть мы будем. Всем должно быть известно, что нельзя бояться называть ваххабита ваххабитом ни ради родственных отношений, ни ради чего-либо другого. Мирские отношения – это явление временное. Зачем же ради временного лишать себя покоя в вечном мире! Кто-то может подумать: что я могу один? Это неправильно. И один человек, придерживающийся истинного пути, достаточен для целого села. Только у этого человека должно быть мужское сердце, как у мюридов имама Шамиля. – Как вы можете прокомментировать итоги минувшего хаджа?

– С каждым годом заметно улучшается обслуживание паломников. После минувшего периода хаджа мы традиционно обсуждаем его проблемы. Может, и нескромно нахваливать своих работников, но считаю, что обслуживание прошло удовлетворительно. Такую оценку дали и многие паломники. Иншаалах, если будем живы в следующем году, хадж пройдёт ещё лучше. ]§[

Номер газеты