[ видео ]

[Что есть настоящий журналист] Жанр: драма Режиссёр: Джордж Клуни В ролях: Дэвид Стрэтэйрн, Патришиа Кларксон, Джордж Клуни

«Доброй ночи и удачи», – так прощался со зрителями в 1953 году ведущий телеканала CBS Эдвард Р. Мэрроу. Удача требовалась и ему самому, ибо он решил подкопаться под главного охотника на ведьм сенатора Маккарти, вступившись за приверженца левых идей. Телеведущий Эдвард Мэрроу – не профессиональный манипулятор, а честный журналист и бескомпромиссный член американского общества, пример для подражания: все его фразы взвешены, отфильтрованы и транслируются «нужным» тоном. Именно об этом чёрно-белый номинант на «Оскара» – картина Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи».

Клуни сделал эту картину на основе собственных впечатлений. «Я вырос в окружении тележурналистов, – рассказывал режиссёр на премьере в Венеции 2005 года. – Телеведущий Эдвард Мэрроу был частью моей юности. Мой отец сам был телеведущим в Цинциннати, всю жизнь вещал людям новости, и мальчишкой я не вылезал из телестудий. В меня с детства вошла убеждённость, что долг масс-медиа – информировать людей и вселять в них чувство ответственности за происходящее. Это основа журналистики, вся жизнь моего отца была этому посвящена. В ту пору телеведущим верили, и репутация Мэрроу была безупречной, а его авторитет был непререкаем для всей Америки. И я хотел своим фильмом напомнить о правах и обязанностях СМИ. Информация – это четвёртая власть, и её задача – контролировать три остальные. Её обязанность – докопаться, к примеру, кто сотворил документ, согласно которому Саддам Хусейн пытался купить уран. Теперь мы знаем, что это ложь, но кто за ней стоит? Когда я обнародовал свои взгляды на войну в Ираке, меня назвали предателем. Но с пугающей регулярностью каждые тридцать лет мы пытаемся ограничить наши гражданские свободы. И всегда для этого используем массовые страхи. Я знаю две журналистские акции, которые повлияли на всю американскую историю. Это когда Уолтер Кронкайт, которому доверяла вся Америка, вернулся из Вьетнама и заявил, что эта война была ошибкой. И когда Эдвард Мэрроу назвал Маккарти преступником. Кто станет третьим?»

Фильм полностью стилизован под киноизделия середины прошлого века: он создаёт атмосферу, быт и облик 50-х с романтичным обаянием ушедшей эпохи и фактурой чёрно-белой ретро-фотосессии. В этом углу курят, в том женатая парочка шепчется, а прямо на входе вас встречает афроамериканка, исполняющая джаз в режиме нон-стоп под аккомпанемент живого бэнда.

Актёр Клуни подносит зажигалку к сигарете Эдда из телевизора, потому что режиссёр Клуни хочет указать на факт взаимоуважения в связке «начальник – подчинённый». Персонажи Роберта Дауни мл., Джеффа Дэниелса и др. хотят и любят работать в дружном коллективе день и ночь, засучив рукава. Они – одна команда, «несколько хороших парней», объединённых общим делом. Они верят в свободу слова, в сильную личность Мэрроу, в мужество и честь так же, как Клуни верит во всё это сейчас. Он снимает своё кино на свои деньги, сам пишет сценарий, выявляет параллели прошлого и настоящего, лишний раз доказывая, что ничего вокруг не меняется: властьпредержащие заняты собственной паранойей, а светящийся ящик формирует общественное мнение. Потом находится революционер, выражающий принципиально иную точку зрения, и люди понимающие, но малодушные, радуются его здравомыслию, а сытое большинство пробуждается от «сна разума, рождающего чудовищ». И занимает позицию по другую сторону пресловутого барьера.

Нас давно испортили не только квартирный вопрос, но и индустрия развлечений – поэтому серьёзное полотно о репрессиях давно минувших лет в далёкой Америке можно рекомендовать тем, кто любит думать и на сеансе, и после. Остальным – «Другой мир» и «Американский пирог». ]§[

Номер газеты