[ Очумел от того, как меня встретили… ]

Главный тренер калининградской «Балтики» Леонид Ткаченко – «Черновику» Всегда приятно принимать гостей, особенно если приезжает человек, с которым связывают дружеские отношения. Удивительно, но всего лишь семь месяцев работы Леонида Ткаченко с «Анжи» оставили в душах махачкалинских болельщиков яркий и запоминающийся след. Короткое «Иваныч! С приездом!» сопровождало нынешнего наставника калининградской «Балтики» практически все два с небольшим дня его пребывания в Махачкале. Ну, не могли мы пройти мимо этого приезда и поговорили с Иванычем по душам…

Махачкала – Калининград – Махачкала

– Ну что, Иваныч, с приездом! Приятно ещё раз вернуться в Махачкалу?

– Я здесь чувствовал себя комфортно, даже при всех тех негативных моментах, с которыми пришлось столкнуться. Приехал вроде с Нового года начинать, а воткнули сразу в пекло, самую гадость, нарушив условия договора. Когда команды, по сути, не было. И тем не менее за короткий срок удалось приобрести поддержку ребят, которые понимали, чего я хочу и для чего, собственно, сюда приехал. Что приехал не просто заработать деньги, а что-то команде дать. И с удовольствием продолжил бы: очень быстро я оброс здесь и хорошими друзьями и знакомыми и, самое главное, взаимопонимание было полное. Когда я с «Соколом» сюда приехал, честно скажу, очумел от того, как меня встретили. Да и болельщики тепло приняли. Думал: посыпятся банки, склянки, мат-перемат, а народ даже после поражения их команды приветствовал меня – всё это для тренера не забывается, ведь, как бы там ни говорили, основная масса тренеров больше получает отрицательного заряда от своей работы, нежели положительного. Ведь, как правило, первые, вторые, третьи места разделяют большие команды. Во всех остальных либо требуют, чтобы они там были, либо вырываются оттуда. – Вы всегда отличались своей честностью и порядочностью. Секрет успеха, того, что у вас в любой команде легко налаживаетсяконтакт с футболистами, заключается именно в этом?

– Думаю, да. Основная составляющая, наверное, в этом. У меня принцип такой. Если я и терплю футболиста и какие-то его проказы, значит, он должен быть на голову сильнее других и необходим команде. И то при условии, что я с ним смогу найти общий язык. Даже сейчас, взгляните на мою команду, нет ни одной знакомой фамилии, и вряд ли узнаете, где они себя проявили. Разве что Дуюн – чемпион России, но, извините, это когда было, он был тогда совсем ещё мальчиком. Поэтому требовать от них чего-то запредельного невозможно. Требую я только потрясающей самоотдачи и игровой дисциплины. А что ещё? Да не будут они отдавать этот пас как… ну, наш друг этот, вечно с улыбочкой играющий… – Роналдиньо?

– Да! Но извините: тот где и мы где. – То есть, в любом случае вам тяжелее было бы поработать в каком-нибудь топ-клубе, а не, предположим, в команде, составленной из средних игроков?

– Не знаю. Единственное, что я могу сказать, наверное, мне было бы сложно. Почему? Взять, к примеру, ситуацию, произошедшую в московском «Динамо», когда Коштинья встал там в позу: «Не буду, потому что мне бутсы не помыли!», – и Сёмин его сразу в шею. Я всё-таки контакт с футболистами нахожу средством убеждения, слов. Ну, что бы я смог этому португальцу сказать? Ну разве что послать… Сами знаете куда. Поэтому, думаю, трудновато мне пришлось бы там… – Вы не один год проработали с командами в Первом дивизионе. Скажите, он меняется в лучшую сторону или же стоит на месте?

– Если говорить конкретно об этом сезоне, то я не смогу на него ответить по одной простой причине: прошло только пять туров, и я ещё не видел целой группы команд, чтобы иметь возможность сравнивать, к примеру, с тем же прошлым сезоном. Мне кажется, что лидеры – те же «Терек», КАМАЗ, с которыми нам довелось уже встретиться, – и в этом году поборются за призовые места. Вторые, кстати, мне понравились больше, хотя игра на игру не приходится: «Терек», говорят, в Астрахани попросту разорвал «Волгарь», хотя слышал я и другое – что грозненцы, помимо всего прочего, прибегли и к… (пауза), но я в это не верю. Вряд ли имеет смысл, начиная с третьего тура, заниматься этими вещами. – И всё равно ваши команды практически всегда во встречах с лидерами умудряются преподносить сенсацию. Скажите, только ли в настрое здесь дело или же, кроме психологии, есть что-то ещё?

– Думаю, в большей степени всё же умение настроить команду психологически. Не скрою, у меня это неплохо получается, и я уделяю этому особое внимание. Ну и, конечно, без тактики не обойтись, потому что сегодня просто бежать – невозможно. Это как в нашей игре с «Содовиком». Тоже вроде и настрой был, и желание, но сыграли 0:4 – понеслись в атаку, а попали в плен… (смеётся). При равной, надо сказать, игре. И такое бывает. Что нынче?

– У «Балтики» есть план, к примеру, четырёхлетней работы: повторить успех 95-го года, попробовать закрепиться в классе сильнейших. Вы сейчас следите за Премьер-лигой?

– Да, конечно. – Если говорить о Премьер-лиге времён выступления там «Анжи» и нынешней, то качественный рост, безусловно, налицо. Причём пропасть между двумя лигами становится всё более очевидной…

– Согласен. – Рассчитывать, как вы понимаете, только на отечественного производителя – невозможно. Как область к футболу относится и собирается ли она вообще делать команду? Является ли футбол для неё каким-то значимым явлением?

– А у нас ведь ничего больше и нет. Немножечко борьбы – и всё. Больше ничего. Несмотря на то, что министр спорта у нас – бывший хоккеист (Ирек Гимаев), народ ориентирован, прежде всего, на футбол. И я больше чем уверен, что на следующий год стадион наш будет заполняться битком, как в старые добрые времена. – Но у вас, наверное, есть какие-то футбольные традиции? Количество доморощенных футболистов, поигравших в клубах Премьер-лиги, тоже вроде имеется…

– Их не так много. – Мы не имеем в виду игроков уровня клубов-грандов, речь идёт об игроках уровня команд второго эшелона…

– Здесь нужно говорить об игроках, которые к нам пришли. Для примера: в 98-м году, когда мы вылетели, у меня не осталось ни одного не востребованного футболиста. Порядка десяти человек продолжили карьеру в клубах Премьер-лиги: два Аджинджала, Низовцев, Малай, Новоченко, Даев, Баранов чуть раньше. Но это были футболисты не калиниградской футбольной школы. Они пришли кто из второй лиги, кто ещё откуда-то. Это потом уже обтёртыми они оказывались в командах Премьер-лиги, в чём, безусловно, и наша тренерская заслуга. – Согласитесь, было бы неплохо, если бы «Балтика» нашла нишу по обкатке и поставке уже готовых футболистов. Вы же Баранова в Белоруссии нашли?

– Да.

– Потом Василий приезжал на сборы, «убивал» ежедневно бутылку водки и бегал на следующий день как угорелый…

– Легко причём! Как олень! Правда, и после меня были футболисты, которых Калининград открывал, – те же Шацких, Погребняк. Сезонные работы

– Сейчас команда в Первом дивизионе, и, в принципе, вылететь вы, наверное, не вылетите?

– Не хотелось бы… – А в прошлом году во второй лиге как было?

– Я уже после трёх недель сборов понял, что мы выиграем вторую лигу. Зона «Запад» была в экономическом плане одной из слабейших. Подбор игроков, которых я пригласил именно на решение данной задачи, соответствовал самым высоким задачам, что они и сделали, причём с большим отрывом. А дальше я получил подтверждение своим словам: ни один из футболистов, выставленных нами на трансфер, не попал в первую лигу. НИ ОДИН! Включая хорошо знакомого вам Швореня. – А с ним-то что?

– Он очень сильно сдал по сравнению с тем, каким я его видел при Назаренко. Плюс амбиции парня, которые ничем, кроме своего «Я», не подкреплены. А так, чтобы доказать их на деле – ничего этого я не увидел. – Для себя вы уже определились, что с имеющимся в вашем распоряжении подбором игроков вам по силам решить поставленную перед командой задачу?

– Я брал за основу 95-й год, когда мы прошли сезон с 20-ю футболистами, не испытав никаких затруднений. Можете себе представить такую ситуацию? У меня в команде 24 футболиста. В протокол на матч записывается только 18. Премиальные получают 11 плюс четыре выходящие. И то, если ты выедешь на 10-15 минут, $ 50 всего полагаются – смешно, согласитесь? А шестеро остаются на голодном пайке. Что с ними делать? Возить с собой, чтобы эти 45-минутные тренировки проводить, – это ерунда. Оставлять их там с тренером работать, когда команда на выезде, – кто они тогда? Поэтому я планирую работу на три месяца. Через три месяца – дозаявочная компания. Я всегда смогу найти одного-двух футболистов, если у меня кто-то выпадет из-за травмы на долгое время. После остаются три месяца до конца чемпионата. Поэтому 20 футболистов вполне хватает. – Предположим, вы решите задачу. Улучшится финансирование и будете иметь возможность собрать команду для решения задачи чуть выше той, что стояла перед ней в этом году. Вы её где будете собирать? По обычному стандартному пути (здесь возьмём, там урвём) или же, как в 95-м, сделаете ставку на игроков, собранных в той же Белоруссии, Украине?

– В принципе, мы и сейчас не прекращаем думать об этом. Жить надо настоящим, а думать наперёд. Однозначно, я буду ориентироваться только на игроков ближнего зарубежья. Почему? Я уже высказывал свою точку зрения на сей счёт. Конечно, такого футболиста, как Бианг, будь он чуточку помоложе, я бы взял. Он русский знает как я, плюс ещё четыре языка. И без проблем. Это же не Билонг, который, извините, мозги нам морочил четверо суток, на шести языках подписал контракт, а на следующий день уехал в Японию. Ну, это разве нормальный человек? – А селекционная служба какая-то у вас сейчас есть?

– Нет. – То есть полностью в минимум сели?

– Да. Мы сами всё это осуществляем: я и мои тренеры. – Тех ребят, которые сейчас имеются в наличии, сами подбирали?

– Процентов на 90 – да. – То есть вы не сторонник того, когда на сборы привозят скопом человек 30–40 для отбора?

– Я терпеть не могу этого. – Ну и напоследок, Иваныч. Откровенно. «Балтика» – последний этап вашей тренерской карьеры?

– Этого никто не знает, даже я сам. Но цель моя как тренера – я бы сказал, она для меня глобальная – ещё раз повторить успех 95-го года, когда вывел «Балтику» в высшую лигу, где она задержалась на четыре сезона. ]§[

Номер газеты