[ Молчание ягнят ]

Истекло полтора месяца со дня проведения всеобщих выборов мэра Махачкалы. Официальные и неофициальные (околомэрские и промэрские) лица уже высказались. Протокольные речи произнесены, дифирамбы спеты.

Мэр тоже успел инаугурироваться, выслушав попутно массу приятно ласкающих слух речей штатных льстецов о своём величии и незаменимости, о своём «перерастании» из кресла мэра, в котором он неоправданно долго засиделся, в нечто Большое и Важное. Но почему-то высокопоставленные лица – то ли в силу своей заурядности, не позволяющей познать его величие и мессианскую сущность, то ли из-за зловредности – скрывают это великое его предназначение от окружающих, отдаляя его от Большого и Важного (поста президента Дагестана или должности премьера). Таким был лейтмотив всех выступлений его подпевал в ходе выборной кампании, после выборов и на инаугурации.

Поэтому, считаю, и нам – простым гражданам – можно подвести итоги и обнародовать своё мнение.

А итог у нас печальный и достойный сожаления: выборы мэра не состоялись…

Да, да, уважаемые читатели, выборы в столице Дагестана не состоялись.

Из этого следует, что мэр у нас на сегодня нелегитимный. Но главное не в этом. Главное в том, что не я открываю факт профанации выборов – он ни для кого из дагестанцев не является секретом.

Более того, все об этом говорят. Без всякого преувеличения можно сказать, что выборы мэра даже на сегодняшний день являются самой обсуждаемой темой. Но не публично, как того требует ситуация, а кулуарно, в стиле «сов- ков», к чему мы привыкли с детства.

По действующему в нашей республике закону непременным условием признания выборов состоявшимися является участие в них не менее 42 тыс. избирателей (20% избирателей из списочного состава). По официальным данным Избирательной комиссии муниципального округа «Город Махачкала», в выборах приняли участие 185 212 человек. В дей- ствительности участвовало не более 11 тысяч человек (около 5% от списочного состава). Следовательно, данные об участии в выборах остальных 174 тысяч избирателей подтасованы. В день выборов я был на нескольких избирательных участках, интересовался тем, как избиратели выполняют свой гражданский долг. За полчаса 1–2 человека посещали избирательные участки. На участках дежурили маршрутные микроавтобусы, которые ездили за избирателями по домам. Но они возвращались почти пустыми, и поэтому переставали даже ездить, и просто стояли без дела. К стоквартирному жилому дому по ул. Хуршилова подъехали несколько маршрутных микроавтобусов с пассажирами, жителями этого дома, которые работают в бюджетных организациях. Они ходили по квартирам и уговаривали жильцов. Но никого, видимо, не уговорили, поэтому вернулись в автобусы с несколькими паспортами жильцов. В одном из районов (посёлок Семендер) муниципального округа силами профсоюза, который я возглавляю, был проведён опрос общественного мнения об участии избирателей в выборах. Так, были опрошены 236 человек, из которых только один человек принял участие в выборах. Когда мы попросили письменно подтвердить это с указанием инициалов, места жи- тельства и паспортных данных, то получили согласие лишь 80 человек (чем не синдром «Амирова»?) Эти данные прилагаются.

Вдумайтесь в эти цифры: более ста семидесяти четырёх тысяч случаев подтасовки фактов, подделки документов, фальсификации подписей в списках избирателей. И всё это только на одних выборах!

Давайте рассмотрим эти деяния «руководителей» города и их подручных с правовой точки зрения. Согласно ст. 142 ч. 1 Уголовного кодекса РФ, такие действия членов избирательных комиссий, как подделка подписей в списках избирателей и вбрасывание бюллетеней в урну, наказываются (цитирую) «…штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей… либо лишением свободы до четырёх лет». Такое же наказание преду- смотрено и за действия заинтересованных лиц из состава чиновников, направленные на фальсификацию результатов выборов. Эти действия УК расцениваются как «…вмеша- тельство в дела избирательных комиссий с целью влияния на их решения с использованием их служебного, должностного положения...» (п. 3 ст. 141 УК РФ).

По официальным данным, муниципальный округ был разделён на 107 избирательных участков. Исходя из этого, в выборах в качестве членов комиссий приняли участие более тысячи человек. Кто же они такие?

Это совсем не риторический вопрос. Именно это звено является главным в избирательном процессе, от него зависит качество самого процесса ВЫБОРА и чистота его результата. В большинстве своём – это муниципальные служащие среднего и низшего звена, которые находятся в непосредственном подчинении той власти, избрание которой они «контролировали». А также учителя, врачи, преподаватели высших учебных заведений, учёные, то есть представители интеллигенции.

В качестве представителей сил правопорядка в выборах принимали участие участковые инспекторы, сотрудники ППС и т. д. Поэтому они тоже, скорее всего, являлись очевидцами, а возможно, даже участниками происходившего на избирательных участках безобразия.

Возникает вопрос: могли бы все эти люди (члены избиркомов, работники правоохранительных органов) повлиять на избирательный процесс и обеспечить объективность результатов выборов? Конечно же, да! И для этого им не надо было быть рьяными поборниками Закона. Им достаточно было просто остаться законопослушными и добропорядочными гражданами.

Исходя из числа членов избиркомов (от 7 до 11 на избирательный участок), выходит, что в среднем каждый из них вбросил в урну не менее 180 бюллетеней и подделал столько же подписей. Сам этот факт уже о многом говорит.

Другой вопрос: нужно ли им всем это было? Неужели тысячи людей, среди которых врачи, учителя, творческие работники, сотрудники научных учреждений, как говорится, цвет нации, так горели желанием видеть своим главой Саида Амирова, что их ничто не могло удержать от соблазна совершить уголовно наказуемое деяние? Вряд ли. Ведь ответственность за такое деяние предусмотрена большая – четыре года тюрьмы или триста тысяч рублей штрафа. Что же тогда, если не безграничная любовь к персоне главы города, подвигло их на это преступление? Страх перед ним? Беспечность и легкомыслие? Духовно-моральная распущенность? Может быть, все эти негативные категории стали нормой нашей жизни?

Ещё вопрос: почему общество и государство никак не отреагировали на этот вопиющий факт? Я имею в виду органы государственной власти и средства массовой информации, ведь достаточно было к 17–18 часам зайти в избирательные участки и посмотреть на совершенно чистые (не подписанные избирателями) страницы списков избирателей. Слепы, глухи, немы…

Далее. Есть у нас такой орган государст- венного надзора за «…соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих в Российской Федерации…» (п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»). И называется он ПРОКУРАТУРА. Следовательно, святой обязанностью этого органа государственного надзора является пресечение преступлений, подобных прошедшим выборам. И общество вправе сказать руководству этого органа: «В результате вашей беспринципности и преступной бездеятельности государство, закон и власть роняют свой авторитет перед обществом и его членами. Если вы не способны защитить общество и государство от посягательств на фундаментальные принципы государственного строительства и управления, то, несомненно, вы должны уступить своё место другим, тем, кто с подобными задачами смогут справиться».

Имеется у нас и другой орган из правоохранительной системы. Это МИЛИЦИЯ. Приведу лишь один пункт из федерального Закона «О милиции». «Милиция… обязана предотвращать и пресекать преступления…» (п. 1 ст. 10 Закона «О милиции»). Тем более она обязана предотвращать преступления, совершаемые прямо на глазах её сотрудников (в момент нахождения милиционеров на избирательных участках). Не пресекая их, они совершили должностное преступление, подпадающее под действие статей УК. Исходя из этого, общество вправе адресовать те же самые претензии и руководству МВД РД.

Кроме них, у нас есть ещё и третий орган государственного надзора, который несёт прямую ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Это ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ Республики Дагестан. Она должна по своему статусу следить за исполнением и соблюдением законодательства в этой сфере и нести прямую ответственность за его нарушение. Как она выполняет свои прямые функции государственного надзора, мы воочию увидели на примере этих «выборов»…

Но только правоохранительными органами общество и государство не ограничивается. Есть и другие структуры: политические партии, например, общественные объединения, духовенство, прежде всего мусульманское, представительные органы, – из которых хочу выделить парламент республики. Какую же позицию они заняли в этом жизненно важном, общественно значимом вопросе, в котором молчание подобно предательству?

Говоря о политических партиях и их лидерах, хочу подчеркнуть, что в следующем году им предстоят серьёзные политические баталии за места в парламенте республики. Хотя бы по чисто прагматическим соображениям им необходимо было бдительно следить за прошедшими выборами и принять всевозможные меры для пресечения на корню действий, подобных тем, что происходили 12 марта в Махачкале. Надо было бить в набат, устроить большой политический скандал вокруг этого беспредела. Надо было добиться от соответствующих органов проведения тщательной проверки результатов выборов. Но никто не позволил себе даже публично высказаться по этому поводу. Между прочим, это показатель их несостоятельности. Если им не хватает принципиальности в отстаивании своих собственных интересов, то как же они будут защищать интересы народа, который они намерены представлять? О каких морально-этических принципах, которых они якобы придерживаются, отстаивают и пропагандируют, можно говорить? Прежде всего я имею в виду лидеров КПРФ, Народной партии, Аграрной партии и т. д. Может быть, за молчаливое согласие с беспределом они надеются получить свои крохи с барского стола? Сценарий будущих выборов?

Что касается партии власти «Единая Россия», представителем которой был Амиров на этих выборах, она хорошо обкатала собственный сценарий будущих выборов. Она на деле продемонстрировала и себе, и власти республики, и народу, что никто даже пикнуть не посмеет, если разговор идёт о тех, кто представляет власть и сращённый с ней политический криминал. Поэтому притязания «Единой России» на стопроцентное вхождение её представителей в парламент более чем обоснованы. Об этом на очередной конференции «единороссов» красноречиво высказался заместитель главы администрации города Абдурахман Гусейнов, который поделился «ценным» опытом, набранным на «выборах» мэра, со своими единомышленниками. На этом форуме, как сообщали СМИ, этот «опыт» «с удовлетворением был принят» и предложен для воплощения на предстоящих выборах…

Говоря о духовенстве и его руководителях, хочу сказать, что этот общественный институт последние 15 лет занимает под- чёркнуто нейтральную, даже можно сказать, отстранённую (в смысле: наше время ещё не наступило, нам пока нужно наращивать массу и накачивать мускулы) или же враждебную ко всему светскому образу жизни (ваххабитское течение) позицию. Создаётся впечатление, что им выгодно долгое нахождение общества на распутье, чтобы в удобный момент самим выйти на политическую авансцену с предложением единственного, как они считают, пути развития общества – шариата...

Правда, ради справедливости надо отметить, что в период правления «величайшего» и «мудрейшего» дагестанпаши любое публичное высказывание духовных лиц о негативных процессах в обществе (о взяточничестве, коррупции, беспределе власти, беспомощности народа и т. д.) воспринималось как притязание ислама на власть.

Но ведь сегодня в обществе совсем другой климат. Сегодня же никто не запрещает им называть Зло и Добро своими именами. Почему же они этого не делают?

Когда стало очевидным, что выборы фактически не состоялись и Амиров незаконно занял свой пост, попирая закон и права граждан, духовные авторитеты и словом не обмолвились. Будто не дагестанскому народу навязана эта нелегитимная власть, а каким-то инопланетянам…

Вместо того чтобы говорить на пятничных проповедях о недопустимости подобных вещей, имамы мечетей почти всегда говорят об отвлечённых от насущных проблем общества вещах. Мне совершенно непонятно, как, живя в этом смердящем болоте беззакония, можно спокойно делать вид и внушать своим прихожанам, что у нас всё прекрасно. Кругом убийства, взяточничество, казнокрадство, грабёж, обман, принуждение, притеснение, унижение, насилие, бесправие, судейский и чиновничий произвол и т. д., которые в исламе объединяются под общим понятием «зулм». А в это же самое время верующим внушают мысль (как это было на одной из пятничных молитв) о том, как важно после трапезы облизывать посуду… Парадокс какой-то…

Что касается позиции парламента и его членов, скажу, что для них, видимо, это уже порядок вещей, установившаяся нравственная норма, которой им самим неоднократно приходилось пользоваться для получения мандата «от народа». В этой связи достаточно сказать, что в парламенте более 12 человек имеют мандаты депутатов, будучи в то же время руководителями органов исполнительной и муници- пальной власти, что категорически запрещено законом. А протест прокурора республики по этому поводу, направленный в парламент для рассмотрения ещё года два назад, так и пылится на канцелярских полках без реакции… Тест для власти

Многим покажется, что я напрасно возвёл в разряд из ряда вон выходящих событий такое рядовое, уже успевшее стать нормой общественной морали, явление. Скажут, что так было и будет всегда – и Амиров не исключение. Это одна из обычных форм вхождения во власть сильных мира сего. Да, так было. Так было все эти последние 15 лет правления Магомедали Магомедова. Но «амировские выборы» произошли после вступления в должность нового руководителя республики, после принятия нашим президентом Муху Гимбатовичем клятвы о том, что он будет (цитирую): «…уважать и охранять права и свободы человека и гражданина…». Поэтому такое беспардонное искажение результатов выборов и незаконный захват власти выглядит как вызов новой власти, как издёвка над всем тем, что декларирует новый глава республики. И это никому не должно быть позволено. Иначе всё, что декларирует новая власть, не будет иметь никакого значения. Эти «выборы», их результат и незаконный захват власти Амировым – это, если хотите, тест на состоятельность новой власти, тест на её решимость защищать приоритет закона перед властью. И его надо обязательно пройти.

Сегодня со сменой руководства республики и в связи с первыми шагами президента РД у людей появился хотя и небольшой, но шанс на будущее. Общество стало постепенно выходить из летаргического сна, в котором находилось последние 15 лет. А махачкалинские выборы показали всем, что их мечты напрасны, что ещё рано просыпаться… Нам всем продемонстрировали, что исполнение и соблюдение законов, о которых так много говорит наш президент, – это удел подчинённых, а не правителей. Это ложное, вредное и опасное представление о взаимоотношениях народа и власти во что бы то ни стало надо отвергнуть. Притом демонстративно. Вот почему несостоявшимся выборам 12 марта необходимо дать соответ- ствующую правовую оценку. Резюмируя всё изложенное, хочу сказать следующее:

1. Саиду Амирову нужно, осознавая свою ответственность за содеянное, отказаться от должности главы муниципального образования и подать в отставку. А потом на повторных выборах через Городское собрание повторно избираться на пост главы муниципального образования. Это единственный путь его легитимации. Иначе в течение 4-х лет мы будем иметь незаконную власть в городе.

2. Если этого не будет сделано, соответствующим органам государственной власти (прежде всего прокуратуре республики и Избирательной комиссии РД) необходимо провести расследование по данной публикации.

3. В целях опровержения данной публикации опубликовать в СМИ списки избирателей с результатами их участия в них, где каждый избиратель мог бы видеть свою роль в этих выборах. Если это будет сделано, я готов нести за публикацию любую ответственность, вплоть до уголовной.

4. Во избежание подобных результатов выборов, таких как эти, Правовому управлению при президенте РД предлагаю рассмотреть вопрос о внесении в избирательное законодательство поправок, которые предусматривают обязательную публикацию результатов участия избирателей для всеобщего обозрения. Тогда мы сумеем избежать подобных манипуляций. ]§[

Номер газеты