[ Как украсть миллион ]

Кизлярский район дал Дагестану невиданный прецедент. У нас в газете мы не раз о нём писали, в т. ч. и в предновогоднем выпуске, №51 от 30.12.05 г. Введём читателя в курс дела.

В апреле 2005 года район стал ареной столкновения двух политических лагерей: местного «Белого дома» и т. н. «Северного альянса». Фишка выборов – главой района должен быть русский. Способ выборов – всенародно или Райсобранием. Действующий глава Еремеев, ставленник Махачкалы, как атрибут отсутствия перемен в республике должен был «повторить номер»/ Вячеслав Буров, в противовес ему, представлял «свежую кровь». Всенародных выборов с обкатанными технологиями у Еремеева не получилось: Райсобрание посчитало, что само решит, кому быть «головой» муниципального образования. В апреле 2005 депутаты «назначили головой» Бурова. Следующий этап – это наём по конкурсу главы местной администрации. Конкурсная комиссия должна состоять из 9 человек: 6 от МО и 3 от Махачкалы. «Надутый» Госсовет троих своих посланцев в комиссию так до сих пор и не назвал. Де-юре – в районе нет главы администрации. Де-факто – им остался незаменимый (или незаменяемый) Еремеев. Все финансово-хозяй- ственные ресурсы по-прежнему у него в руках. Приставка «и.о.» перед его фамилией и должностью давно потеряла былую свежесть. Новое в лице Бурова с трудом пробивает ростки через распластавшиеся, проникающие как будто бы повсюду, путающиеся друг о друга корневища старого гнилого дерева. В ситуации постоянного поиска выхода приходится мобилизовать не только могучую силу и волю. Здесь нужно нечто большее – способность к «скоростному» самосовершенствованию, ловкость ума. Таких людей у нас мало. При всей неоднозначности фигур министра финансов Абдусамада Гамидова и председателя комитета по малому бизнесу Магомеда Шабанова надо отдать им должное – они в ряду руководителей с большим резервом профессионального роста. Эволюция «до» и «после» в их случае колоссальная. Буров уже доказал свою отнесённость к такому типу личностей. Он возглавил район чуть более полугода назад. Но понимание истоков проблем, видение путей их решения, сопутствующий этому альтруизм оформили в нём ядро неотъёмлемых качеств умелого администратора. Интервью так и выстроилось не то в форме монолога, не то диалога, следуя логической цепи «отрасль – проблема – своё видение». Забота о детях

– Часто слышим о том, что 80–90% бюджета РД – это социальные расходы. Как глава района, можете рассказать, чем обо- рачиваются на местах «социальные расходы»?

– Могу рассказать на частном примере. Ещё до моего вступления в должность главы МО в бюджете РД заложили средства на строитель- ство двух школ в Кизлярском районе. Вроде бы проводился тендер на выбор подрядчика. Рассматривались 2 варианта: обычное капитальное строение и сборное, т. н. щитовое по канадской технологии. Щитовые строения отличаются низкой стоимостью, быстро возводятся, соответствуют всем требованиям безопасности. Потому и остановились на втором варианте.

Сам тендер тоже прошёл весьма интересно. Провели его на республиканском уровне; администрация Кизлярского района никоим образом в нём не участвовала. Здесь надо принять во внимание одну очень важную деталь. Финансирование должно проходить через администрацию Кизлярского района, которая и должна быть заказчиком. Далее участникам таких тендеров выдвигают требование встать на учёт в местной налоговой инспекции, чтобы и налоги от строительной деятельности пополняли районный бюджет. А у нас в Кизлярском районе финансирование идёт по-особому. Школу строит завод «Дагэлектроавтомат», который не заключил с нами договор. Его финансируют прямо из Махачкалы. Зарегистрирован завод в Кизилюртовском районе, и потому налоги платятся там же. Наш район, таким образом, теряет налоги от проекта сто- имостью 15–20 млн рублей, не говоря о рабочих местах и прочих сопутствующих выгодах!

Я пытался разобраться, так мне говорят: «Тебе школа нужна? Нужна, вот и молчи». Но не это страшно. Пусть Кизилюртовский район получит налоги, а «ДЭ» заработает деньги.

А как мы примем школу в эксплуатацию, если Кизлярский ОКС (отдел капстроитель- ства – прим. ред.) не следил за ходом строительства? Я как-то побывал на стройке и не заметил, например, чтобы деревянное чердачное перекрытие школы обработали спецсоставом, дабы оно не горело. Понимаете, в чём казус? Наш ОКС не контролирует строительство, потому что договор с подрядчиком мы не заключали. Нам обещали к 1 сентября школу подготовить, а там действительно за три месяца можно её собрать. Стройка продолжается целый год. Тендерная комиссия капитальный проект забраковала, потому что дорогой (так, сегодня цена щитового проекта потихоньку приближается к стоимости кирпичного строения).

Недавно шеф этой организации обратился ко мне с просьбой выделить средства на завершение работ. Их прекратили финансировать, а они, по его словам, кредит брали. И вот так большинство программ. Налоги и прочее

Бюджет района в этом году составил почти 200 млн, из них 25 – это собственные доходы, остальное – дотации. Из этих 25 млн львиная доля приходится на налоговые отчисления от зарплат бюджетников. Есть небольшие поступления от налога на имущество физических и юридических лиц, плату за аренду земли тоже очень слабенько собираем. Но это уже наша вина.

Бюджетообразующих организаций у нас нет. Есть те, которые временно осуществляют деятельность на территории района. Сегодня узнаю о том, что некая организация из Новороссийска, строившая газопровод через территорию Кизлярского района, по неофициальной информации, не заплатила налогов в бюджет района на 100 млн, вместе с пенями и штрафами.

– Сколько дотаций вам выделят на следующий год?

– Пока не знаем, потому что цифры до нас не доведены.

– Почему, если бюджет РД принят?

– Да, принят. Пока его не приняли, мы не могли приступить к разработке своего. Никого из уполномоченных структур в республике не интересует, сколько мы у себя закладываем. Сколько в Махачкале дадут – столько и будет. Определила нам республика на 2005 год 25 млн собственных доходов – и всё тут. Мы заявляем, что можем собрать лишь 19, ан нет: надо 25. Знаем, на 2006 год накажут 33 млн собрать, каждый год надо же расти.

Уменьшилась ли, увеличилась за год налоговая база, насколько она реальна – такой анализ не делается ни администрацией района, ни в сельских поселениях. Ответ на простые вопросы: «сколько земли, в каком состоянии и у кого?» – это тайна, покрытая мраком. У нас все руководители хозяйств теряются, чтобы не рассказать, что всю землю сдали в аренду бахчевикам. По 8–10 тысяч рублей за гектар получают, а через кассу намного меньше пропускают, или вообще не пропускают.

В целом по району при правильном финансировании строительства социальных объектов за счёт республики, при улучшении ситуации с арендной платой за землю, если не в 2 раза, то на уровне 40–45 млн своих доходов собрать можно. Берег Терека

– Берегоукрепительные работы по Тереку проводятся?

– Их проводят, но расходы не соответствуют действительности.

– Вы хотите сказать, что завышают объём работ?

– Нет, работы ведутся. Вот прорвало берег. Приехал «КАМАЗ», высыпал грунт – его смыло; приехал второй «КАМАЗ», высыпал грунт – опять смыло. Как посчитать, сколько грунта высыпано, а может, не сыпали вообще? Прокуратура пришла, посчитала: «Извините, как вы могли 100 машин туда засыпать? Нет там столько. Ах, вы высыпали и смыло! Это другой разговор». Прокуратура и так может поставить вопрос и эдак. Есть очевидцы, которые рассказывают о случаях, когда пустая машина туда-сюда по берегу Терека ездит – якобы берег укрепляет. Об истории с переводом 6, 15 млн рублей на берегоукрепление несуществующей фирме я уже рассказывал вашей газете.

– А значит, не машинами надо, а как-то иначе?

– В 2003 году было сильное наводнение. Тогда многие предприятия Кизляра взялись за укрепление береговой линии. Скинулись, кто чем мог. В основном, это строительные организации выделяли стройматериалы. После они собрали комиссию для подсчёта размера компенсации понесённых расходов. В Москве утвердили итоги её работы. Так из этих сумм 5 млн до сих пор недодали! Об особом статусе

У нас есть земли отгонного животноводства – 1000 га. Вообще, это – уникальная ситуация. Земля Кизлярского района постановлением Правительства РД передана в собственность республике. Это нарушение федерального законодательства. Как земли на территории одного района могут быть переподчинены другому? Ну, да ладно. Понимаем: условия, пасти баранов надо. Арендная плата где? На этот год она должна была делиться 50% на 50% – нам и в бюджет республики. Не было ни одной копейки. Как собирать арендную плату? Да очень просто! Если правительство не может вопрос решать, оно может передать его на местный уровень. Пусть я буду обязан на 49 лет заключить договор с хозяйством. А зачем нужен особый статус земель? Крамола

Думаю, что многое определил не только общий неблагоприятный фон. Те руководители, которые работали раньше, и вправду умные, талантливые. Давайте рассуждать так. При грамотном директоре совхоза хозяйство успешно разоряется, а он переходит в партийные структуры, дальше продвигается. Теперь он глава администрации района (намёк на Еремеева – прим. ред.). Району всё хуже и хуже. Так же ведь получается?! Но глава администрации всё равно продолжает работать. Говорю крамольную для кого-то мысль. Может быть, не нужен такой – хороший, грамотный, без которого все пропадут, специалист? Нужен ли вообще депутат, который блокирует работу законно избранного главы МО? Это же не только на мне отражается – страдают жители рай- она! Был ли русский во главе района или кто-то другой – не важно в свете интересов всего населения. Те 18% русских в районе находятся в таком же ужасном положении, как и остальные 80%. Спекуляция идёт национальным вопросом. Думаю, просто надо не нарушать федеральное законодательство.

– То есть вы считаете, что квотирование не должно быть?

– Не должно быть. Если так вопрос ставить, у нас или клановость рождается, или местничество. Но раз уж есть, тогда возникают претензии. Почему от самого большого района республики в Правительстве нет ни одного чиновника, а на постоянной основе нет ни одного депутата? Кто интересы Кизлярского района будет защищать? У нас глава МО (то есть сам Буров – прим. ред.) – неугодный человек, глава администрации (Еремеев – прим. ред.) – невыбранный человек, он проиграл выборы. Глава МО хотел бы работать, но не получается, потому что в Правительстве его воспринимают как человека, которого хотят выгнать. А глава местной администрации сидит незаконно и, естественно, как временщик заботится не об интересах Кизлярского района. О 131-м

Сегодня ни один глава поселения не знает, как и на что он будет исполнять полномочия, переданные на уровень поселений. Пока, кроме раздувания штатов, ничего позитивного не вижу во вступлении в силу Закона «О местном самоуправлении». В Кизлярском районе нужные нормативные акты приняли. А как приняли? Нам с Минюста РД принесли образцы документов, наказали: «Быстро примите эти акты». Поселения перепечатали их, заполняя прочерки названием МО. К примеру, в каждом поселении дополнительно введут по 2 штатные единицы для работы с бюджетом. Где взять столько специалистов?

– Что скажете об идее собственной муниципальной налоговой службы по примеру Махачкалы?

– Статус муниципального служащего не позволяет использовать в работе такой инспекции хозрасчёт, рычаги стимулирования собираемости. Надо закладывать деньги на содержание такой инспекции независимо от результатов её работы. Опять же, муниципальным служащим законные методы взимания налоговых платежей, которые использует федеральная служба, недоступны. Если муниципальный инспектор обнаружил на предприятии факт сокрытия налогов, надо обращаться в традиционную налоговую инспекцию, у которой есть простор для манёвров. При сильном главе администрации, конечно, может существовать и муниципальная инспекция.

Но зачем её придумывать, если можно создать контрольно-счётную (или ревизионную) палату с такими, и даже большими функциями. Это позволяют сделать нормы 131 закона. Мы хотели бы для Кизлярского района основать такую палату с 5 штатными единицами: начальник, 2 аудитора, 2 инспектора. Мы возлагаем большие надежды на то, что палата будет работать, и местные налоги будем собирать лучше. Поживём – увидим. Опережая Козака

Люди приобретали и приобретают технику по лизингу под гарантии районного бюджета и очень часто тут же её продают. Есть незамысловатые схемы по невозврату средств. Скажем, в 2000-м году вам дали гарантию под кредит на покупку комбайна. В 2001-м вы должны погасить его часть. Вы приходите к главе администрации, говорите: «Уважаемый Такой-то, я не в состоянии платить, потому что не в состоянии» – причина может быть любая. Подсуетились известным способом, долг пролонгировали. В 2003-м году было наводнение, смыло всё с полей. Это такая хорошая причина не платить по кредиту. Естественно, откладывают ещё на год. И так большая часть сумм, выданных по лизинговым схемам, ложится на бюджет Кизлярского рай- она.

Глава администрации Кизлярского района Еремеев с 2000 по 2005 год накопил столько гарантий по лизингу, что мы только за этот год должны были платить 15, 9 млн. Мы эти деньги возмещаем за счёт тех дотаций, которые должны были поступать к нам в район. Я не представляю, что будет в 2006-м году, ведь теперь у поселений свои бюджеты, и среди них мы распределим целевые средства и дотации! А что останется в районном бюджете? Из каких сумм район будет возмещать гарантии?

Деньги, которые можно было бы направить на программы социально-экономического развития района, идут в РГУП «Дагагроснаб» и иные организации, задействованные в лизинговых операциях. Некоторые из тех хозяйств, которые брали лизинг, сегодня успешно функционируют; некоторые успешно развалены, завтра уйдут с молотка – продадут. А долги-то надо возвращать. Но, как правило, хозяйства продают, когда уже нечего возвращать. Сегодня спросить не с кого, но с бюджета района эти деньги аккуратно снимаются. В прошлом году это было, будет в этом и в следующем. И так, по-моему, до 2011-го года.

Несмотря на то, что наш район – банкрот, ибо на 25 млн собственных доходов приходится 22 долгов по гарантиям «Дагагроснабу» и другим организациям, выдача гарантий, поручительств продолжается. Одному частному лицу на закупку товара, не имеющего отношения к сельхозпродукции, выданы 2 гарантии по 30 млн каждая. Это не считая гарантий по лизингу, поручительств по кредитам Россельхозбанка на поддержание личных подсобных хо- зяйств и т. д.

– Может, вас толкают к банкротству района, когда появляется возможность ввести временную финансовую администрацию?

– Я много об этом думаю. А чиновники в Минфине и других организациях, которые зачли гарантии, о чём думали? Человек по закону не избран, да даже законно избранный, он не имеет права выдавать гарантии на сумму, превышающую 5% бюджета. Это же бюджетные деньги Кизлярского района – деньги республики, которые Минфин контролирует!

– Принимая во внимание только эти гарантии на 60 млн, легко перешагнуть лимит в 30% доходов бюджета, за которым начинается процедура введения временной администрации.

– Теоретически да. Это прямой путь. Но вы говорите о ситуации «а вдруг не вернут».

– Да, но просрочить при желании можно. В любом случае не каждому дают гарантию на 60 млн.

– Тем более что это – примитивная торговая операция (покупка и продажа продукции).

– Правомочен ли глава администрации принимать единолично решения на такие суммы?

– По закону он должен вынести вопрос на районное Собрание, которое и утверждает выдачу гарантии. Депутаты изучают положение дел у заявителя: нет ли у него долгов по налогам, кредитам и т. д., не превысила ли сумма гарантий разрешённый лимит. Это и есть прозрачная схема, в которой нет места откатам. Для принятия решения необходимо согласие хотя бы 13 человек.

Примечательно, что вместо 15,9 млн по лизингу Минфин снял с нас лишь 8,7 млн в 2005-м году. А дальше – уже политика. Сняли бы всю сумму – вынуждены были бы, мягко говоря, признать некомпетентность Еремеева, которого само Правительство и поддерживает. Гарантии-то он выдаёт.

Для нашего района важно, чтобы политическая ситуация скорее стабилизировалась, потому что, по прогнозам, будет обильное таяние снегов, и Терек в мае-июне свой крутой нрав покажет обязательно. В мае-июне свою политическую проблему мы, может, и решим, а вот с Тереком надо разбираться уже в марте. ]§[

Номер газеты