[ Молот ведьм ]

Молот ведьм (лат. «Malleus maleficarum») – изданная в конце XV века книга немецких инквизиторов Генриха Инститориса и Якова Ширенгера, в которой с помощью ссылок на Святое писание и труды «отцов церкви» обосновывается необходимость расправы над еретиками, ведьмами и колдунами. Эта… книга стала своеобразным пособием для инквизиторов. Она способствовала распространению самых невежественных представлений и мракобесия, разжиганию религиозного фанатизма. (Атеистический словарь. Москва, 1983 г.)

Спираль власти

История развивается по спирали. Внешне благополучные и относительно спокойные периоды жизни человечества сменяются периодами, наполненными невежеством и жестокостью. Так было всегда.

Основной причиной всех смут была борьба за власть. Для сохранения своей власти господствующие классы издавали различные директивы, указы, писались трактаты. Так, в средние века в Европе в свет вышла книга «Молот ведьм», названная Максимом Горьким не иначе как «позорнейшая книга в истории человечества».

Время идёт, но исторические процессы и законы неумолимы. Колесо истории крутится, и оно не обошло стороной Россию в целом и Дагестан в частности, прокатившись по нашей земле и распространив свои законы на наши судьбы. Владимир Сунгуров

В наше распоряжение попала докладная записка № 26/457 министра внутренних дел Дагестана Адильгерея Магомедтагирова адресованная Председателю Госсовета РД Магомедали Магомедову.

В этой записке министр докладывает об оперативной обстановке в республике. Краеугольным камнем в этом документе является исламский фактор в Стране гор: рост влияния ислама на происходящие процессы и угроза с его стороны для существующего строя.

Все опасения и озабоченность министра касаются следующих моментов:

1. Общее количество мечетей и учебных заведений: «…в республике 14 высших исламских вузов и 46 филиалов этих вузов, 132 средних исламских учебных заведения-медресе, 278 примечетских начальных школ-мактабов, около 2500 мечетей».

2. Министром выражается озабоченность тем, что дагестанская молодёжь предпочитает получать религиозное образование за рубежом: «…Одной из причин такого положения является обучение дагестанских юношей в зарубежных исламских учебных заведениях, несмотря на наличие в республике учебных заведений, не уступающих им по качеству обучения.

Особую озабоченность вызывает неконтролируемый выезд дагестанской молодёжи в исламские учебные заведения, расположенные в странах Ближнего Востока, которые попадают под влияние религиозных экстремистов».

3. Выражается недовольство тем, что главы местных администраций и их заместители не докладывают об оперативной обстановке на местах: «…Крайне слабо поступает от них информация в правоохранительные органы о реальной ситуации в религиозной среде и предложения о своевременном реагировании на ухудшение обстановки».

4. Выражается недовольство также и тем, что главы местных администраций часто советуются с представителями духовенства по различным вопросам: «…отдельные главы местных администраций по своей инициативе согласовывают принимаемые решения с имамами мечетей, что в корне недопустимо».

Для решения всех перечисленных «проблем» министр предлагает прибегнуть к некоторым мерам, которые можно объединить в следующие пункты:

а) установление контроля над религиозными организациями и организация проверки по их деятельности;

б) создание экспертного совета на базе ДУМД, уполномоченного утверждать учебные планы и программы для религиозных вузов;

в) установление контроля над оттоком молодёжи за границу для получения знаний;

г) решительное пресечение вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу.

На первый взгляд эти рекомендации выглядят безобидными, логично вытекающими из сложившейся ситуации. Но… Реальность

…Учитывая методы работы правоохранительных органов, можно с определённой уверенностью ожидать новую волну притеснений и гонений на мусульман. В данном же случае эти акции правоохранительных органов будут совершаться с благословления «святых отцов» в лице руководства республики. Непростительной ошибкой руководства как России, так и Дагестана является то, что они не хотят или не могут искать причины возникновения крайностей в сознании людей, не делают анализа происходящих процессов, не ищут причинно-следственной связи того, почему всё больше лучшей и активной части молодёжи Кавказа уходят в леса и горы. Власти не хотят ломать голову, чтобы ответить на подобные вопросы. Куда проще просто уничтожить боевиков, а вместе с ними уничтожить дома и имущество невинных людей. Наши правители глубоко ошибаются, если думают, что убийством нескольких фигур всё прекратится.

Как было сказано выше, власти не хотят или просто не могут найти причинно-следственной связи радикализации части мусульман.

К примеру, в своей докладной записке министр Магомедтагиров, отмечая большое количество мечетей и исламских учебных заведений в республике, указывает, что многие из них (Кавказский светский институт; женское медресе при мечети по ул. Орджоникидзе; мечети на ул. Котрова, 56, Малыгина, 69, Октябрьская, 2 («Рагьма»), мечети в Новом Кяхулае и Новом Хушете г. Махачкалы; Исламский институт г. Кизляра, некоторые религиозные учебные заведения г. Хасавюрта и Хасавюртовского района; Джума-мечеть г. Дербента) являются центрами по распространению экстремистских идей, всё больше молодёжи стало уезжать за границу для получения религиозного образования, но не задаётся вопросом: «Почему?»

Давайте мы сами попытаемся найти причины возникновения этих явлений.

1. Действительно, с распадом Советского Союза увеличился интерес к религии, и люди стали возвращаться к своим истокам. Государство разрешило гражданам строить и восстанавливать свои храмы. Но дело в том, что эти права для мусульман стали палкой о двух концах. С одной стороны разрешается строить мечети и посещать их, а с другой стороны эти же мечети находятся под неусыпным контролем государства. Ведётся скрытое наблюдение за мечетями, ставятся на учёт все прихожане, заносятся в «чёрные списки» наиболее усердствующие из них. Совершение утренних молитв в мечети стало актом героизма, на который решается не каждый правоверный мусульманин. Мечети превратились в своеобразные мышеловки.

Стоит ли говорить, что таким отношением к своим гражданам-мусульманам государство только лишь накаляет и так непростую ситуацию в регионе.

2. «Получение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», «Идите за знаниями даже в Китай» – это призыв ислама к своим последователям. Руководствуясь этим, мусульмане ищут знания. Не находя их на Родине, дагестанцы вынуждены отправляться за ними в другие страны, оставляя свои дома, семьи, привычный быт.

Отсутствие полных и достоверных знаний и отсутствие доверия к местному духовенству заставляет дагестанскую молодёжь ехать на учёбу за границу. Это понимает и сам министр внутренних дел, который указывает в своей записке на внутреннюю борьбу между приверженцами «традиционного ислама»: «…Другим фактором, определяющим оперативную обстановку в религиозной среде, является противоречие внутри приверженцев тарикатистского толка из-за наметившейся борьбы за лидерство. При этом пускаются в ход обвинения «конкурентов» в «ваххабизме», приклеивания ярлыков «лже-шейхов» и т. д.» Понимая это, министр рекомендует создать экспертный совет на основе всё того же местного духовенства!

Естественно, что экспертный совет на основе местных «тарикатистов», раздираемых внутренними распрями, не будет способствовать улучшению в этом вопросе. Вполне ожидаемо, что такой экспертный совет будет отвергать всё незнакомое и будет пытаться навязывать всем свою линию, обвиняя всех недовольных в «ваххабизме», что ещё больше ухудшит обстановку в республике. Наковальня

Теперь попытаемся рассмотреть самое главное опасение министра: возрастающее влияние ислама на политические процессы в республике и его попытки проникновения во власть.

Для начала вкратце ознакомимся с природой ислама как религии.

В сознании многих обывателей ислам – это одна из многих религий, которая предписывает соблюдение ряда ритуалов: молитва, пост, паломничество и т. д. Одним словом, ислам такими людьми ограничивается «молитвенным ковриком».

В действительности ислам – всеохватывающая религия, которая регулирует все стороны жизни верующего. Это касается и политики.

Христианский принцип «Богу – богово, Кесарю – кесарево» в исламе не приемлем в корне, так как ислам регулирует и взаимоотношения между гражданином и государством, их взаимные права и обязанности.

Сознательный отказ от Божественных законов для мусульманина означает выход из религии, с чем он не может согласиться.

И тут у мусульман возникают определённые трудности, связанные с тем, что верующие не могут соблюдать (им не дают) каноны своей религии в полном объёме на своей же земле. Мусульмане в недоумении задаются вопросами: почему представители других религий в своих странах могут жить по своим законам, и только мы лишены этого права? Почему парламент страны включает в себя демократов, коммунистов, либералов и других, которые представляют свои интересы, а мусульмане не могут создать свою партию, которая бы представляла наши интересы? Почему в случае поддержки населением через выборы мусульмане не могут управлять страной?

Может прозвучать ответ, мол, мусульмане в стране – меньшинство. Но ведь управляет же полуторамиллиардным Китаем Коммунистическая партия Китая, насчитывающая 70 миллионов человек (примерно 4,7% от всего населения страны).

Другие могут сказать, что Россия – демократическое, светское государство. Но им можно резонно ответить, что в Германии (к которой, кстати, президент Путин питает большие симпатии), где демократии и светскости больше, чем в России, долгое время правил Христианский Демократический Союз и страной управляли люди, делающие упор на христианские ценности. Этот же блок победил на недавних выборах и теперь вновь правит страной.

Продолжая тему, нужно отметить, что любые попытки мусульман воплотить в жизнь вполне законными способами эти свои устремления жёстко пресекаются государством. Это выражается в установлении наблюдения за мечетями, внесении прихожан в «чёрные списки», арестах наиболее активных мусульман.

Естественно, всё это и приводит к обострению в среде мусульман, в особенности – в среде молодёжи.

Методы, которые использует государственная машина для сохранения своей власти, в очередной раз доказывают, что она очень далека от тех демократических принципов, о которых заявляет.

В качестве примера ещё раз обратимся к докладной записке министра внутренних дел РД.

Перечисляя в ней лиц, дестабилизирующих обстановку в республике, министр называет имя Абдулхалима Абдулкаримова, говоря, что Абдулкаримов – «…подозреваемый в совершении теракта 9 мая 2002 года в г. Каспийске». И это при том, что тот же Абдулкаримов был оправдан по этому обвинению Верховным судом РД в июле 2005 года.

Таким образом, министр нарушил принцип презумпции невиновности, который гласит, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Этот принцип закреплён в Конституциях России и Дагестана, в защиту которых министром и был занесён вверх МОЛОТ.

Реальность такова, что властям надо скорейшим образом пересмотреть свою внутреннюю политику в отношении своих же граждан. Иначе накал страстей и эмоций, накапливающихся в регионе, может привести к очередному витку кровавых событий.

P.S. Докладная записка министра внутренних дел РД датирована 16 августа 2005 года. Со дня её написания прошло полгода. За это время многие люди смогли убедиться, что МОЛОТ над их головами уже занесён… ]§[

Номер газеты