[ Угонные земли ]

У каждой темы свой час. Поднять вопрос о землях отгонного животноводства мы планировали давно. Ещё в октябре минувшего года должно было состояться заседание Госсовета РД с «одноимённой» повесткой, но его отложили на неопределённый срок. Прозаседал ли Госсовет, взялся ли журналист за перо – события всё равно развиваются. Потому СМИ здесь призваны наносить превентивный удар, нежели оставаться статистом, фиксирующим свершившийся факт.

Лакский район возьмём как повод открыть тему и как показательный пример, чтобы её раскрыть. Ниже мы будем рассказывать лишь о кутанных землях в Бабаюртовском районе. Эти земли были выделены в 1956 году на правах постоянного (бессрочного) пользования. По новому Земельному кодексу, владеть землёй на таких основаниях стало нельзя: землю можно либо купить, либо взять в аренду. А для земель отгонного животноводства в Дагестане издан Закон РД «О статусе земель отгонного животноводства в РД», который признал эти земли собственностью республики. А республика, в свою очередь, сдаёт их в аренду. До конца 2007 года все хозяйства, пользующиеся зимними пастбищами, должны оформить с Правительством РД договор аренды. Вот тут-то и начнётся сыр-бор, симптомы которого мы видим в Лакском районе.

Желающие арендовать землю недорого и на 49 лет подают заявки главам колхозов и совхозов или в администрацию районов. Причём, по-видимому, заявки удовлетворяются в избирательном порядке. Так, например, в своём заявлении житель с. Чукна Кунбутаев на имя председателя Райсобрания Максуда Максудова констатирует, что «несколько раз обращался к председателю колхоза с просьбой оформить материал в Правительство РД о предоставлении в аренду на 49 лет» земель, на которых более 15 лет осуществляет выпас скота, и каждый раз безуспешно. В то же время в недрах администрации Лакского района подготовлен реестр перераспределяемых кутанных земель. На основании реестра составлено и направлено в правительство 19 писем-ходатайств (по одному на каждую заявку) за подписью главы района Нематуллы Алиева, в которых он просит «переоформить право аренды на 49 лет из земель колхоза «…» сел. …» (вместо многоточий – название колхоза и наименование населённого пункта).

Отдать землю колхоза можно только с согласия общего собрания его членов. По словам бывшего замглавы администрации района Магомеда Алиева, такого согласия на деле получено не было – и перераспределение происходит за спиной самих колхозников. По его же словам, часть земель перераспределяется в пользу представителей других районов, хотя приоритетное право на аренду имеют сельхозпроизводители Лакского района. Непрошеный рецепт

В недавнем интервью «ЧК» глава МО «Кизлярский район» Вячеслав Буров назвал особый статус земель отгонного животноводства противоречащим федеральному законодательству. Так получается, что, допустим, глава Лакского района может ходатайствовать перед правительством о выделении земель в другом районе. Причём глава этого, другого, района оказывается не у дел на своей же территории. Представьте себе, что глава Ногайского района запросил в Правительстве РД землю в Левашинском районе на 49 лет да ещё с возможностью последующей приватизации. Абсурдно, вроде. Почему тогда не кажется абсурдной аналогичная ситуация с кутанными землями, которые местным законом отошли в собственность республики?

В стране с цивилизованной правовой системой законы до их принятия принято проверять на коррупциогенность. Так вот, Закон «О статусе земель отгонного животноводства» прямо провоцирует коррупцию. Чтобы выбить землю, животноводу надо обратиться в колхоз; председатель колхоза идёт к главе района; тот ходатайствует перед Председателем Правительства РД; премьер, в свою очередь, перенаправляет запрос в Минимущества, там выносят заключение и возвращают дело в правительство. Арендатор, обогнув все виражи исполнительной вертикали, заключает с Правительством РД договор аренды.

Не проще ли отдать полномочия на места? Пусть главы Рутульского, Ногайского или Кизлярского районов сами заключают договоры, взимают арендную плату. Эти районы как раз наименее развиты в республике, и гарантированные доходы от арендной платы не были бы для них лишними. Право местных властей изъять землю в случае её нецелевого использования или неоплаты аренды платежей и налогов повысит качество использования земель. ]§[

Номер газеты