[Лидер компромиссов] Не припомню ни одного отставного главу региона, который явился бы на приём к Президенту России Владимиру Путину с рекомендациями относительно своего преемника.
Муху Алиев принадлежит к новому поколению лидеров, востребованному именно в этот уникальный период новейшей истории России. Этот тип политиков стал выдвигаться на авансцену политической жизни лет эдак 6–7 назад. Дагестанцы уже имели счастье наблюдать пример такого лидерства в лице премьер-министра Атая Алиева. Объединяет их, отличая от всех прочих вождей, бесспорное личное обаяние вкупе с налётом интеллигентности, рациональное зерно мышления и, самое главное, умение говорить одно, делая при этом совершенно противоположное (или совсем ничего не делая).
Первое, что наметил для себя Муху Алиев в новом качестве, – это реформирование исполнительной власти и даже серьёзные кадровые перестановки. Помнится, нечто подобное обещал и его фамильный тёзка Атай Алиев при своём вступлении в премьерскую должность в сентябре 2004-го.
Какой-нибудь скептик скажет, что Муху Алиев не «хозяйственник», а нам, видите ли, именно оный нужен! Так вот, уверяю вас как журналист, регулярно аккредитуемый на сессии НС, экс-спикер за 15 лет руководства законотворческими потугами нашего парламента накопил немалый опыт тонкого понимания истоков самых различных проблем в самых различных областях общественно-экономической жизни республики, а также знание путей выхода из них. Но при всех его несомненных профессиональных достоинствах итоги самодеятельности парламента на ниве законодательства можно оценить как весьма и весьма скромные, это в лучшем случае, а в худшем – как прямо работающие на узурпацию власти, экономической и политической, в руках одной-двух наиболее влиятельных группировок.
У первого президента Дагестана много общего с премьером Алиевым, который, судя по всему, пока сохранит status quo: они оба ставленники МММ, обоих никогда не презентовали как самостоятельных политических бонз.
Отсюда вывод: плановое «прикрытие лавочки» «АО «МММ», мощь и одновременно немощность которого зиждется на безнадёжно дотационном бюджете и повальной коррупции, отменяется. Значит, жди внепланового социального взрыва. А может, взрыв и есть конечная цель чьего-то коварного плана?
P.S. У России и Дагестана сейчас очень много общего: дармовые потоки денег (нефтяные доходы и дотации соответственно), якобы забота власти о благе народа через раздутый бюджет, тотальное вторжение бюрократии в экономику, страшная коррупция и абсолютное игнорирование всех правил и законов развития экономики. За 15 лет такой политики Дагестан фактически подошёл к черте, за которой – политический коллапс. Россия ступила на этот соблазнительный путь десять лет спустя. Надеяться на ветер перемен в отдельно взятой полуфеодальной республике при таком вираже в истории «Большого брата» было по-детски наивно. ]§[