[Уроки Нальчика] В четверг, 13 октября, на Кавказе ещё одним нестабильным регионом стало больше. После Чечни, Дагестана, в какой-то мере и Ингушетии боевые действия переместились к западу – в когда-то тихую Кабардино-Балкарию. Сейчас после относительно удачного отражения силовиками атаки боевиков в Нальчике политологи и аналитики выдвигают разнообразные мотивы и версии произошедшего.
Говоря о версиях, нельзя забывать, что на сегодняшний день Кабардино-Балкария вместе с Дагестаном, Чечнёй и Ингушетией входит в число четырёх беднейших регионов ЮФО. Безработица здесь достигает 70%, а доходы населения в 2,5 раза ниже, чем в целом по России. КБР – республика с преобладанием мусульманского населения. Поэтому здесь, как и в Дагестане, существует проблема раскола уммы на «правильных» и «неправильных» (ваххабитов) мусульман. Всё это: безработица, социальная напряжённость, ваххабизм, отягощённый чрезмерным рвением силовых структур побороть его, «мудрое» (как и в РД) 14-летнее правление Валерия Кокова, – по идее, привело в конечном итоге к 13-му октября 2005 года. Последствия этой громкой для КБР вылазки боевиков оказались плачевными лишь для самих членов террористического подполья.
Но нас же интересуют реальные причины и дальнейшие последствия нальчикских боёв.
Примечательно, что вылазка боевых «джамаатов» удивительным образом совпала с утверждением крупного бизнесмена Арсена Канокова новым президентом Кабардино-Балкарии взамен тяжело больного 65-летнего Кокова. Вероятно, приход в депрессивную Кабардино-Балкарию московского земляка-олигарха, кстати, замеченного в симпатиях к мусульманским «неформалам», призван был в рамках новой региональной политики Кремля стимулировать развитие республиканской экономики. Вроде, население КБР, включая преследуемые «джамааты», должно возрадоваться смене интерьера, а они вместо этого вот как… Естественно, в Центре хотели как лучше. И, естественно, получилось как всегда. В общем, вопросов много. В частности, кому и зачем понадобилась данная вооружённая акция.
Определённо, не полпреду Президента в ЮФО Дмитрию Козаку. Потому что, несмотря на убедительный разгром боевиков в КБР, Кремль (Путин) будет теперь очень осторожен при смене руководства Дагестана, чего, на наш взгляд, добивается от Президента Козак. Слишком уж много опасных аналогий можно найти, сравнивая политическую ситуацию в КБР и РД. Разница лишь в том, что руководство у нас «мудрее», а «джамааты» сильнее. Где гарантия, что в обмен на пока ещё далёкое экономическое дагестанское «чудо» мы не получим масштабные боевые действия на улицах Махачкалы? Тем более, что у каждой политической группировки, претендующей на власть в Дагестане, имеются контакты с террористическим подпольем. Поэтому приход к власти в РД человека, не связанного коррупционными связями с местными элитами, может инициировать «атаки боевиков». Так что в борьбе против Козака у кого-то 13 октября появился ещё один козырь. Возможно, что это туз… ]§[