Понедельник, 24 октября, 6 часов вечера. Люди, живущие в Редукторном посёлке Махачкалы, спешащие домой после работы, оказываются перед вопросом, как им попасть в свои дома и квартиры. Ведь почти весь Комсомольский проспект оказался перекрытым. В чём дело? Правоохранительные органы республики проводят спецоперацию в доме № 53 по тому же злополучному проспекту. Микрорайон (что вблизи магазина «Каспий») в Редукторном посёлке был взят в плотное кольцо, внутри которого оказалось порядка 10 многоэтажных домов, 2 детсада и 2 школы. Информация о том, как правоохранительным органам стало известно, что в этом доме засели боевики, разноречива. Так, некоторые информационные агентства выдвигали версию, что на крыше 5-этажного дома было обнаружено большое количество взрывчатки.
Другими источниками говорилось, что это была обычная паспортная проверка, в результате которой наткнулись на боевиков, открывших по милиционерам огонь.
На самом деле, как нам намекнули в пресс-центре МВД РД, на них вышли благодаря совместным усилиям МВД РД, прокуратуры и УФСБ РФ по РД. МВД Дагестана отвечало за силовую составляющую (штурм квартиры), прокуратура надзирала за соблюдением законности, а УФСБ РФ по РД отвечала за оперативно-техническую (прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с различных каналов связи и т. п.) сторону операции. Кроме того, скорее всего, сработала агентурная сеть (которую у нас в республике налаживали коллеги из Москвы). При этом милиция до последнего момента не знала, в какой именно квартире засели боевики. Дабы удостовериться, в какой именно они находятся, сотрудники стали обходить все. Уже непосредственно при попытке войти в квартиру № 46 боевики изнутри открыли огонь по двери.
Хронология событий.17.30 – 18.00: блокирование района сотрудниками правоохранительных органов.
В это же время начинается эвакуация жителей близлежащих домов, в том числе и жителей дома № 53 «а». При этом органы правопорядка говорят, что были эвакуированы все жители дома, в котором находились боевики, но это не совсем так. Корреспондент газеты «ЧК» стал свидетелем того, как сотрудник ОМОНа по просьбе одной бабушки позвонил со своего мобильного телефона к ней в квартиру, где в этот момент находилась её дочь.
18.30: неудачные попытки переговоров с боевиками. Как сообщил нам начальник пресс-службы МВД РД Абдулманап Мусаев, боевикам из рупора было объявлено предложение сдаться, на что они ответили автоматными очередями.
19.00: к месту проведения спецоперации подтягивается бронетехника. Всего к участию в ней было привлечено 4 БТРа.
19.30: приезд на место штурма министра ВД РД Адильгерея Магомедтагирова, который непосредственно руководил операцией.
20.25: начало штурма квартиры с боевиками. Один из БТРов ведёт обстрел квартиры № 46 из башенного пулемёта РПК с расстояния 5 метров. Вплоть до 23.35 с промежутками 10–15 минут возобновлялись стрельба и взрывы.
23.35: началась активная фаза штурма: стрельба из крупнокалиберного пулемёта идёт не переставая, длится около 50 минут (складывалось ощущение, что боевики дают решающий бой, как впоследствии и оказалось).
04.20 утра следующего дня: именно в это время послышался последний взрыв и автоматная очередь, после чего все утихло.
Результаты: в ходе спецоперации уничтожены три боевика. Ими оказались: Гаджимагомед Исмаилов, эмир группировки «Шариат» (он им стал после убитого в июне этого года Расула Макашарипова), Мурад Лахиялов, Махач Расулов (прозвище «Ясин»).
Всё время боя боевики скрывались в подвале квартиры, делая время от времени вылазки и открывая огонь. В ходе обстрела квартиры в ней начался пожар. И боевики попытались выбежать из горящей квартиры. Двое из них (Лахиялов и Исмаилов) поднялись до третьего этажа, где и были уничтожены на лестничной площадке. Тело Исмаилова было разорвано на части в результате обстрела из крупнокалиберного пулемёта. Лахиялову «повезло» больше: в его тело попало 2 пули.
Расулов, поняв, что вверх нет хода, забежал обратно в квартиру, где и был убит. Труп Ясина (Расулова) был найден на первом этаже под обломками рухнувшей из-за обстрела стены. Вследствие возникшего пожара тело было сильно обожжено, из-за чего его долгое время не могли опознать.
Лёгкие ранения получили два сотрудника дагестанского ОМОНа. По некоторым данным, с места боя удалось скрыться двум боевикам, которых тщетно пытались найти на крышах близлежащих 9-этажек. Официальные источники подобную информацию опровергают.
Была задержана хозяйка квартиры, в которой проживали боевики (квартира не была съёмной) Раисат Исмаилова. Как заявил начальник УФСБ по РД Николай Грязнов, «если женщина знает, что у неё в квартире двое вооружённых людей, она имеет отношение к их преступлениям». Исмаилова во время штурма спокойно вышла из квартиры и попыталась убежать, но вовремя была замечена и задержана.
В связи с проведённой спецоперацией возникают два вопроса. Первый – в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом» и ст. 8 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2001 года «О порядке осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической атаки», граждане, пострадавшие от проведения спецоперации, имеют право на получение компенсации, суммы которых при этом не всегда возмещают все их утраты. В пример можно поставить жителей домов на улицах Первомайской, Маяковского и многих других районов города и республики, где проводились спецоперации и происходили теракты. А теперь представьте ситуацию: человек набирает номер 02 «милиция», дабы рассказать о подозрительных людях, живущих у него по соседству, и призадумывается: а стоит ли звонок того, чтобы затем его дом или квартиру разнесли, и тогда он получит возмещение (в лучшем случае), не покрывающее даже части нанесённого ущерба.
Второй вопрос – «густозастроеность» некоторых районов города Махачкала. Пример – спецоперация на Редукторном посёлке. Бронетехнике и пожарным машинам для того, чтобы добраться до места боя, нужно было сделать внушительный круг, виляя в узком проезде между магазинами и гаражами. А ведь совсем недавно к дому № 53 был заезд с Комсомольского проспекта. Ныне же он застроен. См. схему и делайте выводы сами. ]§[
- 20 просмотров