…заметки на полях турнирных таблиц… Зачастили в последнее время в прессе мнения, что постепенно скатывается южнороссийский футбол в подвалы турнирных таблиц и становятся клубы с Северного Кавказа, бывшие грозой авторитетов в элите, середнячками Первого дивизиона. А потом и вовсе исчезают с футбольной карты страны. Разброс мнений о причинах данного явления чаще всего варьируется в пределах от «главам регионов надоедают игрушки» до «Москва нас не любит и любыми средствами пытается выкинуть из элиты». А если взглянуть на эту тенденцию шире и не зацикливаться только на одном, а объять весь комплекс проблем?
Сначала поговорим……об истории. Не секрет, что с момента зарождения российского чемпионата (в 1991 году) постоянным участником всех первенств главной лиги страны была лишь владикавказская «Алания». За эти годы компанию осетинам составляли в разные годы ставропольское «Динамо», сочинская «Жемчужина», кисловодский «Асмарал», новороссийский «Черноморец», элистинский «Уралан», «Анжи», краснодарская «Кубань», «Ростов» и «Терек». Все сразу они там, естественно, ни разу не были. Была лишь «Алания» и два-три клуба вместе с ней, в разные годы в разном сочетании.
Каждому из этих клубов была уготована своя участь. Ставропольское «Динамо» продержалось всего год. «Асмарал» запомнился лишь тем, что это был первый и последний клуб, в котором президентом числился эксцентричный иностранец Аль-Халиди. «Жемчужина» навсегда вошла в анналы российского футбола как «команда Найдёнова и Гогричиани». Новороссийский «Черноморец» все будут вспоминать не по играм с «Валенсией», а по лидеру хит-парадов откровений Игорю Гомуле, подарившему российскому футболу массу цитат. Надо сказать, что эти клубы можно условно назвать «калифами на час», ибо после вылета из «вышки» их падение продолжалось до самого КФК или полного расформирования. «Уралан» все будут помнить вкупе с «шахматным президентом» Кирсаном Илюмжиновым, который нет-нет да и бросал фразы вроде «хотим купить Джоркаефа, потому что в его жилах течёт калмыкская кровь». Ну, ещё и прыжки элистинцев между лигами тоже, пожалуй, будут вспоминать. «Анжи», продержавшаяся в элите три года, тоже шла к вылету постепенно, проводя каждый последующий сезон хуже, чем предыдущий. Хотя первые полтора года клуб может занести себе в актив, пиком которого стало попадание в Кубок УЕФА. Для «Терека» прошлогодняя победа в Кубке России и выход в Премьер-лигу и вовсе оборачиваются в нынешнем году конфузом. Грозненский клуб как никакой другой впитал в себя весь южный футбольный менталитет со всеми его атрибутами.
Теперь переключимся……на одну из главных составляющих сути футбола. К деньгам. Деньги, надо сказать, всегда и везде любили счёт. В том числе и счёт на табло. За последние несколько лет российский футбол сильно прибавил в количестве этих самых денег. Приход в футбол Гинера, Федуна, Белоуса, Трактовенко, Федорычева и других денежных фигур повлёк за собой и покупку приличных игроков, и развитие клубных инфраструктур, и финансирование собственных школ. Что не замедлило сказаться на результате. В это же самое время на Юге России клубы функционируют по большей части за счёт бюджетных вливаний, ручейки которых с каждым годом становятся всё тоньше и тоньше. Но не стоит думать, что проблема только в количестве денег.
Есть у денег……ещё и качество. Каждое дело должно иметь своего хозяина. Хозяин, он ведь своим деньгам счёт знает. И за каждую копейку отчёт попросит. Да не бумажную отписку, а полное обоснование затрат на то или иное действие. Поэтому любой большой российский клуб всегда управляется грамотным и понимающим дело менеджером. Есть, конечно, в российском футболе пример, когда такой менеджер управляет бюджетными вливаниями. И приносит результат. Это Филатов в московском «Локомотиве». Но оценить его реальные менеджерские способности можно будет лишь в следующем году, когда «Локо», снятое с финансирования ОАО «РЖД», будет вынуждено вести самостоятельную финансовую политику.
А что мы имеем на Юге? Все эти рассказы про специфичность наших отношений, менталитеты и тяжкое наследие прошлого – не более чем попытка скрыть свой непрофессионализм за ширмой якобы внешних факторов. Футбольные клубы Юга России сотрясают лишь сплошные скандалы и уголовные дела, связанные с растратой бюджетных средств. Грамотных менеджеров практически не наблюдается. Тренеры – это вообще отдельная статья. Гаджиев и Газзаев – вот две фигуры российского тренерского цеха, которых дал футболу южный регион. И всё! Талгаев, которого после победы в Кубке России прочили чуть ли не в наставники сборной, опростоволосился, не сумев противопоставить свои тренерские взгляды с действительностью отечественного футбола. Уж чего-чего, а денежная составляющая у проекта под названием «Терек» была не последней в Премьер-лиге. «Алания», начинавшая за здравие и чемпионствовавшая в 1995 году, заканчивает нынче за упокой. Вся чехарда, которая крутилась на административных постах владикавказского клуба, есть лишь показатель непрофессионализма тех людей, которые работали в «Алании» (хотя ещё вопрос – чего хотят люди, стремящиеся порулить футбольным клубом?).
И что……получается нынче? А ничего! Первый дивизион постепенно превращается в зону «Юг» – Махачкала, Назрань, Пятигорск (он же Грозный), Владикавказ, Краснодар, Астрахань. Качество футбола при этом не растёт, а понижается. Каждый сезон в вотчине ПФЛ становится всё менее футбольным и всё более закулисным.
Иногда кажется, что футбол на Юге любят исключительно небогатые люди, которые и составляют армию болельщиков, переживающих неудачи и поражения своих команд с искренней горечью. К тому же излишняя политизация южнороссийского футбола и постепенное превращение футбольных клубов в региональные PR-витрины под условным названием «У нас всё плохо, но зато народ имеет зрелище» есть путь гибельный, ибо отворачивает таким образом тех самых дяденек с деньгами, которые не спешат инвестировать свою голову (её в первую очередь, а не зелёные бумажки!) в родные для них края. Неужели вы верите, что условный «миллионер-уроженец Кавказа», заработавший деньги и сумевший их приумножить и остаться до сих пор живым или не посаженным в тюрьму, согласится, будучи в здравом уме, инвестировать в условный «футбольный клуб с Кавказа», в котором ничего, кроме безусловной поддержки властей, нет? Он и в родное-то село деньги вкладывать будет только в исключительном случае…
Постскриптум«Меня многие спрашивают: футбол – это часть жизни? Я думаю, что футбол намного важнее жизни…» (Энцо Беарзот, главный тренер сборной Италии на ЧМ-82). ]§[
- 4 просмотра