[Записки Барби] Оксана Робски, «Casual». Росмэн Кинокомпания «КВИД», ЗАО «Пигмалион продакшн». Москва, 2005 Фицджеральд сказал: «Богатые – это другие». И напророчил, Скотт такой. Книга Оксаны Робски – лучшее подтверждение его правоты. Не будь автор «простой девчонкой с Рублёвского шоссе», её вялая проза не взволновала бы ни читателей, ни издателей. Заурядная книга человека не слишком талантливого. Однако «Casual» был с самого начала обречён на коммерческий успех, и вот почему. Автор и героиня похожи, как две фальшивые стодолларовые банкноты.
О новых русских и их жёнах писано немало, немало снято и даже анекдотов придумано мильён, но это всё делали другие, те, кто снаружи. А вот сами они у себя внутри Садового кольца и Барвихи молчали как рыбы об лёд. Теперь Валаамова ослица заговорила, и, конечно, всем сделалось жутко интересно послушать. Хотя ничего нового, помимо имени автора, не прозвучало.
Тот продукт, что выдала Робски, мы уже потребляли. Только в гламурных журналах, где размещаются статьи о «светских львицах» типа Ксюши Собчак и рассказы о поисках скромного женского счастья, язык всё-таки получше. Авторы, как правило, какие-никакие, а профессионалы. Сложноподчинённые и сложносочинённые предложения их до обморока не доводят. А девушка с Рублёвки Оксана Робски свои несложные мысли излагает такими же несложными рублеными фразами. «Мне хотелось его поцеловать. Но он был потный и пошел в душ. Я зашла в его кабинку минут через пять». Правда, такое экстраординарное событие, как посещение морга, произведя в душе героини прямо-таки потрясение, вынудило несколько усложнить конструкцию: «Мой муж, обычно безупречный во всём, что касается внешнего вида: наглаженная рубашка, начищенные ботинки, безукоризненная стрижка, – не мог оказаться в этой жуткой комнате, на этом столе, с номерком на пятке». Но и муж, совсем мёртвый муж с номерком на пятке, и киллер, которого героиня нанимает, и дом за три лимона гринов, который она чуть было не потеряла – они все ненастоящие. Пластмассовые страсти, целлулоидное горе, вполне гигиеничные искусственные зачатия, даже кокаин в уборной дорогого клуба – не опаснее сахарной пудры.
Это бы раздражало, если бы не было так органично, если бы и героиня, и её подруги, и сама Робски так не напоминали кукол. Различаемые только по именам Лены, Вики, Олеси с их инъекциями ботокса, пластическими операциями, шубами, коктейлями возле бассейна и жалобами на тупую и вороватую прислугу – это всё Барби, которыми в дождливый день развлекает себя какая-нибудь сопливая шестилетняя девочка, полиставшая мамин «Cosmo». И совсем не из целомудрия в книге нет откровенных эротических эпизодов, а потому что шестилетние девочки в ЭТО ещё не играют. Только на таком вот стерильном уровне, мол, зашла одна Барби к одному Кену в душевую кабинку и вышла через несколько минут. И «Никто не умер от счастья». Не умер, потому что куклы бессмертны и взаимозаменяемы. Сломалась одна – купим другую.
Собственно, чтобы увидеть эту нехитрую игрушечную метафизику, не надо быть семи пядей во лбу. Подсказка уже в самом оформлении книги. На обложке кукольный домик в разрезе, с кукольной же мебелью. А ухоженные пальчики, изящно держащие кукольный стульчик, принадлежат, по-видимому, потенциальному читателю, который согласен принять предложенную ему игру. И прежде чем купить книгу, надо бы внимательно рассмотреть собственные руки – достаточно ли они безупречны? Как давно вы делали маникюр и главное – во что он вам обошёлся? Ведь всё, что ест, пьёт и носит героиня Робски, – это деньги. «Мы зашли в магазин и потратили 12 000 на троих». Сухо, как калькулятор. Никаких стонов по поводу купленных кофточек или джинсиков. Только количество потраченных денежных знаков. И это пишет женщина, которая в одном из интервью признавалась, что относится к одежде с таким трепетом, что способна отказаться от встречи с подругой, если на той надета маечка с надписью D&G. Так что подумайте. Вдруг вы не Робского десятка, и тогда эта книжка вам и на фиг не нужна. ]§[