Забудьте об этом Недавно я присутствовал на конференции в Москве, посвящённой привлечению в Россию иностранных прямых инвестиций, организаторами которой стали агентство «Interfax» и лондонский Королевский институт международных отношений (Chatham House).
Обыкновенно на подобных конференциях хозяева пытаются чрезмерно расхваливать свою страну, но в данном случае российские министры, чиновники и бизнесмены соревновались друг с другом в том, кто приведёт самые сильные основания в пользу отказа от инвестиций в России.
Министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр природных ресурсов Юрий Трутнев жаловались, что правительство затягивает, даже пытается повернуть назад экономические реформы, а также что чиновничество тормозит и искажает претворение в жизнь реформ, которые уже утверждены. Это было невероятно, но понятно.
Иностранные прямые инвестиции в России низки и продолжают сокращаться; в настоящее время они составляют 5% валового внутреннего продукта страны. Если исключить крупные иностранные инвестиции в нефтегазовую отрасль, они крайне малы по мировым стандартам. В действительности на этой конференции шла речь о том, почему иностранные инвесторы не хотят инвестировать в России и почему они, возможно, не станут инвестировать здесь и в дальнейшем.
Почему Россия с её 25% разведанных мировых запасов нефти и природного газа (вероятно, эти запасы гораздо больше) и примерно с такой же долей используемых мировых запасов древесины не может привлечь иностранные прямые инвестиции, которые ей нужны, чтобы обеспечить устойчивое развитие своей экономики? Почему в настоящее время складывается впечатление, будто бы Россия в обозримом будущем осуждена оставаться лесорубом и нефтедобытчиком (и быть провайдером большого количества импортных предметов роскоши для тех, кто наживается, законно или нет, на вырубке леса и добыче нефти)?
Ответом является политика. На конференции стало ясно, что политическая ситуация в России сегодня не благоприятствует привлечению иностранных прямых инвестиций. Россия при президенте Путине в политическом плане деградирует; она становится националистической и ксенофобной.
Шаги в направлении демократии стопорятся и обращаются вспять; либеральные экономические реформы тормозятся; контроль над индивидуальными свободами ужесточается; а целые отрасли экономики ренационализируются (в том числе средства массовой информации, которые в противном случае могли бы это критиковать). Предприниматели, кроме тех, кого Путин поддерживает и привёл в свой лагерь угрозами уничтожить их империи, приходят в отчаяние.
Один предприниматель, присутствовавший на вышеупомянутой конференции, успешный национальный дистрибьютор мобильных телефонов, цифровых камер и тому подобных устройств, воскликнул, что он и ему подобные сегодня «находятся в состоянии войны с правительством, войны с бюрократами, войны с властями регионов и областей». Он рассказал, как в его магазины бросали «коктейли Молотова», как на них совершали налёты региональные налоговые органы при поддержке легковооружённой пехоты, и как одно министерство «конфисковало» партию мобильных телефонов стоимостью $ 55 млн США, которые в дальнейшем пропали без последующей денежной ком]§[