[Имидж – всё] Всему своё время. Но это даже к счастью, что Россия опоздала с амнистией капиталов лет, эдак, на десять. При нынешнем реванше бюрократии последствия для бизнеса оказались бы катастрофические.
Какой-то отчаянный оптимист назвал планируемую компанию по амнистии капиталов «популистским ходом». С невозмутимым цинизмом, который выработался как иммунитет на сомнительный успех многих начинаний правительства, воспринимаешь очередное рацпредложение, внесённое на днях на его рассмотрение. Теперь уже по части «помилования» капиталов. Именно в период правления нынешней властной элиты капитал развил, прямо-таки, спринтерскую скорость бега за рубеж.
Возвращение капиталов по амнистии – дело добровольное. Несмотря на это, её (амнистию) не спешили объявлять в эпоху Бориса Ельцина. Хотя вопрос этот поднимался и в то время неоднократно. Тогда бизнес чувствовал себя в пределах страны (о, великая сила сравнения!) уверенно. Сегодня, когда бизнес «равноудалён» от власти, и ни жив, ни мёртв в политическом и правовом пространстве России, репатриировать капитал равнозначно самоубийству. Такое сомнительное удовольствие в стране под номером 97 в международном рейтинге по уровню распространения коррупции оценено, надо сказать, недёшево – 13% от суммы возвращаемых на родину средств. В Италии в 2002-2004 годах налоговый вычет на амнистируемый капитал составлял 2,5%, в Бельгии – 6%, в случае их направления на развитие экономики ЕС, либо 9%, при их размещении на счетах в местных банках. Казахстан провёл в 2001 году легализацию доходов вообще без налоговых претензий.
«Эмиграция» доходов не является, вопреки распространённому мнению, сугубо негативным фактором. Кто знает, что сталось бы с 8-10%-ными прогнозными данными по инфляции, если бы 40 млрд. долларов, «уплывших» в текущем году за границу, застряли здесь, в России при низкой инвестиционной привлекательности? В таких условиях бегство капитала становится неформальной частью денежно-кредитной политики государства, направленной на сдерживание инфляции.
А ещё есть два вида бегства капитала: внешнее и внутреннее. Пустующие подъезды многоэтажек, с купленными впрок квартирами или «беспроцентные валютные вклады» населения в «чулках» – это и есть бегство капитала внутри страны, перелив его в гарантированные или ликвидные активы. Внутреннее бегство капитала не отражается в международной бухгалтерской отчётности, именуемой платёжным балансом государства. Может, потому такая форма миграции капитала мало кого волнует. А ускорение темпов утечки капитала за рубеж для международного имиджа страны фактор показательный. Продемонстрировать некоторые усилия на поприще борьбы с «эмиграцией» капитала перед мировым сообществом надо. Сдержать инфляцию в рамках прогноза тоже надо. А значит, особо усердствовать, ставя заслоны на пути «убегающих» активов никто и не собирается. ]§[
- 1 просмотр