[Торговля – благое дело] В не столь давнее время в предвечернюю пору я вместе с другом посетил Восточный рынок столицы республики: необходимо было купить куртку. Вскоре мы нашли нужный товар. Я примерил куртку, друг скрупулёзно искал изъяны. Не остался в стороне от процесса и продавец средних лет: он долго и красочно описывал прелести собственного товара.
Кроме того, он пожаловался, что навар от будущей сделки, если она состоится, почти равен нулю, а его самаритянство объясняется просто: дескать, «понравились вы мне сразу же».
В конце концов, куртку решено было приобрести. Я отдал в руки торговцу деньги, он, сказав, что принесёт новую куртку, куда-то отлучился. Через некоторое время он вернулся с пакетом, где лежала куртка. Поблагодарив друг друга, мы разошлись.
На следующее утро с бодрым настроением я взялся за рассмотрение обновки. Но вскоре настроение оказалось испорченным: на самом видном месте куртки имелись какие-то желтоватые пятна. Я знал номер контейнера, где был приобретён товар, запомнил и лицо продавца.
Контакт с ним окончательно испортил моё настроение: торговец указал на еле заметную запись в тетрадном листке, повешенном в уголке контейнера, где было записано, что «приабретений тавар абратна категарически ни принимается». Кроме того, он выразился в смысле: «Ты сам нанёс эти пятна на куртку».
Уверен, что моя ситуация не единична, также уверен, что обращения в различные государственные структуры кроме нервотрёпки ничего и не дадут. Как же разрешаются такие проблемы в исламе?
Торговля в религии считается благим и дозволенным делом. Известно, что сам Пророк Мухаммад (с.а.в.) в одно время был купцом. При этом необходимо знать рамки дозволенности и запретности даже относительно товаров.
Согласно исламу, в своих действиях и поведении все участники рыночных отношений обязаны руководствоваться принципами справедливого обмена. Это предполагает свободное заключение сделок, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку и продавцов и покупателей, правдивость в торговле, наличие полной информации о качестве, количестве и цене товаров, возможность возврата товара в обговоренные сроки при наличии дефекта или стоимости товара.
Категорически запрещено мошенничество, сокрытие недостатков товаров, обман, уменьшение меры веса, объёма и длины и совершение подобных поступков. Нельзя также излишне расхваливать свой товар, особенно если он приобретён через третьи лица.
В конце отметим, что значимость честной торговли настолько велика, что Пророк (с.а.в.) в достоверном хадисе, переданном Абу Саидом, сказал: «Праведный, честный торговец будет среди пророков, праведников и шахидов» (ат-Тирмизи, ад-Дарими). Также передал Абу Хурайры, что Пророк (с.а.в.) сказал: «Поистине, Аллах любит, когда проявляют великодушие при продаже, при покупке и при возврате долга» (ат-Тирмизи). ]§[
- 2 просмотра