«Все возможно», – сказал Михаил Касьянов, когда (вслед за его критикой в адрес правительства России спустя год после того, как президент Владимир Путин уволил его с поста премьер-министра) ему задали вопрос, не собирается ли он баллотироваться в президенты в 2008 году. По сравнению с Михаилом Фрадковым, его податливым и чрезмерно расхваливаемым преемником, г-н Касьянов теперь вспоминается как независимый реформатор, внезапное увольнение которого ознаменовало окончательное воцарение в Кремле «силовиков». Проводятся аналогии с Виктором Ющенко, когда-то премьер-министром Украины, а ныне – её президентом. Возможно, они неправильны, но вся эта суета всё-таки указывает на два вопроса относительно либеральной оппозиции России.
Ни один из этих вопросов не относится к тому, станет ли г-н Касьянов следующим президентом. В России всё возможно, а популярность г-на Путина несколько упала. Однако потребовалось бы что-то огромное, чтобы помешать победе в 2008 году выбранного им преемника (в настоящее время фаворитом считается министр обороны Сергей Иванов) или, если он изменит Конституцию и выставит свою кандидатуру на 3-й срок, самого г-на Путина.
Первый вопрос: могут ли враждующие между собой либеральные фракции России объединиться и затем стать во главе широкой оппозиции в украинском стиле, имея в виду достижение победы на парламентских выборах 2007 года и, возможно, на президентских выборах 2012 или 2016 года. Союз между двумя главными либеральными партиями, «Яблоко» и «Союз правых сил» (СПС), обсуждается с 2003 года, когда обе не смогли преодолеть порог для прохода в Думу, или нижнюю палату парламента, по партийным спискам. Высказываются предложения назвать тот фрукт, который получится после слияния, партией «Груша».
К сожалению, личная вражда, равно как и идеологические разногласия, препятствует подобному союзу. Лидер «Яблока» Григорий Явлинский говорит, что СПС является неоконсервативным, в то время как его партия либерально-демократическая. Г-н Явлинский добавляет, что г-н Касьянов имеет касательство к «криминальным приватизациям» 1990-х годов, а также к уже репрессивной политике в первый срок президентства Путина. Если исходить из этого мнения, то г-н Касьянов и некоторые лидеры СПС представляют собой часть боле]§[