В самом сердце Горного Дагестана расположено обширное Хунзахское плато, которому суждено было сыграть особую роль в истории не только Дагестана, но и всего Кавказа. Плато, окружённое с многих сторон отвесными обрывами, является своего рода крепостью, владея которой, можно контролировать всю северную Аварию. Поэтому Хунзаху самой природой было предопределено стать центром Горного Дагестана и резиденцией его правителей. По этой же причине туда стремились прорваться все завоеватели. Сюда переселились с беспокойных равнин несколько аварских племен. Некоторые из них оказались причастны к происхождению Хунзахской общины (Хундерил бо) и всех аварцев.
«Откуда есть пошла земля хунзахская»Очень интересна версия о происхождении аварцев и хунзахцев, в частности, изложенная в «Картлис Цховреба», сборнике, воедино собравшем в ХII веке все известные до этого древние рукописи Грузии. Легендарный пре- док аварцев – «Хозоних из рода Лекана» (леками грузины называли дагестанцев) – жил на равнине северо-восточного Кавказа. Оттуда он под давлением скифов переселился в «горную теснину, воздвиг там город и назвал его своим именем, т.е. Хозоних», а его страна называется Хозонихети. Хозоних есть не что иное, как искажённое Хунзах (у хунов – на аварском языке). Эта же хроника описывает и границы, в которых были расселены потомки Лекана – древние аварцы: «Лекану досталась в удел земля от моря Дарубандского (Каспий) до реки Ломеки (Терек) и до великой реки Хазарети (Волга), Кавкасу (легендарный предок вайнахов) же от реки Ломеки до западной оконечности Кавказских гор».
То есть в «Картлис Цховреба» указывается, что предкам дагестанцев и, в частности, аварцев в далёком прошлом принадлежала большая территория. В современных границах – это Дагестан, Чечня, Ингушетия, Калмыкия, восточное Ставрополье и южная часть Астраханской области. Вайнахи же располагались в современной Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и западном Ставрополье.
Эти данные подтверждаются и другими источниками. К примеру, Дионисий Периигет, древнегреческий учёный, во II веке нашей эры пишет, что «унны» живут у западного берега Каспия, южнее скифов и севернее каспиев и албанов. [Д. Периигет. Описание населённой земли. // Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. С.-Пб. 1893 г., том 1., стр. 186]. Большинство других древних историков также называют хунов народом, живущим на равнине у Каспийского моря (патриарх древнеармянской истории Мовсес Хоренаци, Присциан, Зосим, Мовсес Калакантваци, Егише, Гонорий и другие).
Некоторые учёные называют хунов тюркским племенем. Хуны упоминаются на равнине и, вероятно, в горах Северо-Восточного Кавказа уже во II веке нашей эры. Хотя бы поэтому не может быть и речи о том, чтобы считать их тюркоязычными гуннами, которые жили до конца IV века нашей эры далеко к востоку от Волги и никак не могли жить в это же самое время здесь, на Кавказе. Даже в ХVIII веке историк, католикос Албании Есаи Хасан Джалалян, описывая набеги аварцев, от которых он скрывался в горах Карабаха, называет их «хонами». Известный кавказовед и историк Камилла Тревер отмечает: «Армянские историки, говоря о хонах, никак не выделяют их, а называют в одной связи и наравне с племенами, несомненно, кавказского происхождения» [Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. 4 в. до н.э. – 8 в. н.э. М.-Л. 1959 г., стр. 192]. В «Истории Дагестана», изданной в 1967 г., тоже подчёркнуто местное, дагестанское происхождение населения «страны гуннов». А Сурен Еремян, крупнейший специалист по исторической географии Кавказа, интерпретируя средневековую армянскую географию «Ашхарацуйц», указывает хонов среди аварских племён.
Орсы и савирыМногие историки-дагестанцы в Средневековье и позже писали о происхождении хунзахской правящей династии, а иногда и всех хунзахцев от какого-то племени арус или рус. В родословной аварских нуцалов в исторической хронике «Тарихи Дагестан» первым в длинном перечне предков хана Сураката назван Ар_скан (Арускан или Араскан, но связь с племенем арус очевидна). Там же: «Султаны Авара, которые из рода султанов урус… Этот владыка получал доходы с (зависимых) владык, владений, земель и жителей всего Дагестана, от вилайата Чаркас до города Шамах». Ценные сведения на этот счёт даёт писарь имама Шамиля – Хаджи-али Нахибаши из Чоха, говоря о хунзахских правителях, что они пришельцы с Севера из племени «руссов».
Лев Гумилёв в книге «Древние тюрки» утверждает: «В районе реки Кумы и в Дагестане обитало крайне воинственное племя сабиров». В VI веке сабиры частично переселены сасанидским царём Хосровом Ануширваном в пределы закавказской части Албании в долину реки Алазани.
Историк-кавказовед Севда Сулейманова на основе анализа всех известных данных приходит к мнению, что орсы и савиры – одно и то же племя, жившее на Северном Кавказе и в Закавказье [Малла-Мухаммад ал-Чари. Хроника Чара. Введ., пер. и ком. С. Сулеймановой. Баку 2002 г., стр. 111]. Также аварские предания говорят: орсы или сабиры («орсал яги сабал») жили в долине Алазани к востоку от Телави и на Терско-Сулакской равнине. Характерно, что лакцы называют аварцев «ярусса», что означает, конечно же, изменённое «орсал».
Разбирая происхождение названия савир, нужно знать, как называют аварцев их западные соседи (чеченцы – сули, ингуши – силу и осетины – солу). От этого слова произошло название реки Сулак: Сулахъ – то есть у сулов-аварцев (хъ – у аварцев суффикс места). К корню «сул» или «сил» примыкает и суффикс «-ви» или «-би» – множественное число. К названию народа прибавилось и -р (-ри), суффикс места, здесь принятый для обозначения страны, населённой савирами. Таким образом, Савир или – Сувар – название страны сильвов – савиров.
Савирами являются и салатавцы, название которых образовалось из этнонима сала и тюркского слова тав («гора»), вместе – сала-гора (аварцы называют её Сала-мегIер, что в переводе означает то же самое). В этом плане интересно утверждение, что салатавские аварцы «до прибытия кумыков в настоящую область уже на сих местах сидели» [Подполковник Буцковский. Военно-топографическое описание Кавказской губернии. 1812 г. ЦГВИА, ф. ВУА, колл. 414, д. 300, л. 58].
Данные археологии также говорят о том, что население этих равнин было коренным кавказским. Погребальные обряды и материальная культура на территории Северо-Восточного Дагестана с конца I тыс. до н.э. до конца I тыс. н.э., несмотря на проникновение сюда иноэтнических племён, оставались в основном местными. Пришлые иноязычные племена были ассимилированы местными племенами албанского государства. [Г.С. Федоров-Гусейнов. История происхождения кумыков. Махачкала. 1996 г., стр. 32].
Хазары – выходцы из Сарира?Государственное объединение под названием «Хазар» впервые стало известно на рубеже VI-VII веков. Прародиной хазар считается страна Барсилия (корень «арсил», возможно, связан с «орсал») – междуречье двух рек, Терека и Сулака. Оттуда они распространились на значительную территорию. Объединив племена северных равнин, барсилы создали единое государство с одним языком. Так каким же был этот язык? Хотя некоторые учёные склонны считать хазар тюрками, хотя этому нет никаких прямых подтверждений. Обратимся к самым лучшим историкам средневекового Востока – арабам:
1. Ибн-Хаукал: «Язык чистых хазар не похож на турецкий, и с ним не сходен ни один из известных языков».
2. Ал-Истахри: «Язык хазар «не сходен с языком турок и персов и вообще не похож на язык ни одного из народов, нам известных».
Автору кажется, что язык хазар был местным, на котором говорили только на Кавказе. Потому он не был известен арабским историкам того времени, в то время как тюркский язык был им давно знаком как в силу его распространённости, так и из-за того, что в гвардии многих арабских армий служили тюрки.
Версия об идентичности хазар и дагестанцев становится ещё более убедительной, если увязать название средневекового аварского государства Сарир с государством Савир. Как свидетельствуют сами хазары в переписке с евреями, место, где раньше они жили, называется «гора Сеир». [История Дагестана. М. 1967 г., том 1, стр. 171]. Письмо хазарского царя Иосифа еврейскому сановнику Андалусии Хасдаю ибн Шафруту: «Наши предки жили на горе Сеир». В основе этого предания лежит представление хазар о стране Сарир как о своей изначальной родине.
Согласно древним чеченским преданиям, хазары образовали два владения, одно из которых находилось в Дагестане, с центром «в городе Хунзах». [Терский сборник. Т. VII. 1900 г., стр. 2]. Согласно чеченской хронике «Летопись племени Нахчу», аварские ханы были одного происхождения с хазарскими каганами. [Н.Семенов. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. С-Пб., 1895 г.]. В аварской хронике «История Ирхана» сказано: «Жители Хадара (Хазара)– неверные, смутьяны, чистые русы; …Авар – все чистые русы». Там же указано что султан Ирхана (Аварии) – брат хакана (правитель) Хазарии. В хронике хазары и аварцы упомянуты как «чистые русы», что подтверждает версию автора об том, что это по сути один и тот же народ.
Приведём мнение авторитетного учёного по этой теме: «Хазары, живущие на Волге, раньше обитали в низовьях Терека и Сулака… а поздняя Тюрко-Хазарская династия произошла от тюркютов, возглавивших огромное объединение в Великой степи… Они были монголоиды… но сами хазары были европеоиды дагестанского типа…». [Л.М. Гумилёв. Древняя Русь и великая степь. М. 1989 г., стр. 38-39].
Если подвести итог, получается, что этнонимы сабиры, орсы и хазар являются частями племени хунз (хунзахцев) или названиями родственных кавказоязычных народов. Всё вышесказанное говорит о верности версии «Картлис Цховреба» о том, что хунзахцы пришли на плато с равнин Северо-Восточного Кавказа. ]§[
- 444 просмотра