Аксиома рынка: капитал идёт туда, где выше доход. Аксиома «чёрного» рынка бюрократических услуг: их цена растёт вслед за ростом доходности в «обслуживаемых» ими секторах экономики.
Земля – наше всёРентабельность строительства сейчас очень высока. Она колеблется в пределах от 100 до 300, а то и 400%. Такие чрезмерные доходы от строительной деятельности рождают «нездоровый» интерес к ней со стороны государственных и муниципальных административных структур.
Где тонко, там и рвётся. Земельное законодательство предоставило широкий простор для теневой коммерциализации выделения земельных участков под жилищное строительство (на жаргоне строителей – «пятно»). Официальная плата за землю в десятки раз ниже реальной рыночной. Стоимость участка под строительство многоквартирного одноподъездного дома, по слухам, составляет порядка 150-300 тыс. долларов. А в официальных бумагах отражённая сумма будет составлять примерно столько же, но теперь уже не в условных единицах, а в «деревянных» рублях.
Земля, нормативно пригодная для жилищного строительства, стала дефицитом. Специфика экономики Дагестана состоит в том, что все самые «сливковые» сферы прибираются к рукам капиталистами от бюрократии. По неподтверждённым слухам (а кто подтвердит-то?), все участки в пределах «красной линии» (участки, возведение домов на которых допустимо в соответствии с принятыми в строительстве стандартами САНПиНов, инсоляции и аэрации) давно уже застолбили за собой Магомедали Магомедов и Хизри Шихсаидов. Возведение домов за пределами «красной линии», естественно, производится с нарушениями всех писаных строительных норм и правил.
Недавний скандал вокруг постройки новых домов на проспекте Шамиля в Махачкале показал изнанку строительного бизнеса. Внутри ряда из четырёх домов планируется построить ещё три. В ход уже пошли любые мало-мальски пригодные для застройки земельные «пятна». Строят прямо во дворах жилых многоэтажек, захватывая детские площадки. В узких проходах между ближайшими домами возводят один-единственный подъезд. Жить в таких «близкопосаженных» домах вредно для здоровья. Закрытые со всех сторон, слабопроветриваемые, они не получают своей доли солнечного света и свежего воздуха. Страдает и без того низкое качество коммунальных услуг. Возрастающая нагрузка на городские инженерно-технические сети приводит к перебоям с подачей воды, света, газа, тепла как в самих построенных с нарушениями правил домах, так и в домах-соседях. Помимо низкого качества услуг, высокая нагрузка в коммунальных сетях приведёт к росту их аварийности. Коммунальные сети, например, Махачкалы рассчитаны на двухсоттысячное население. Число жителей столицы уже приблизи лось к 500 тысячам.
Мы и все остальныеИзучение данных статистики в очередной раз убеждает в «эксклюзивности» нашей экономики на пространстве «всея Руси». «Эксклюзивность» прослеживается и в структуре строительных организаций по формам их собственности. Как и во всей нашей экономике, в строительной сфере велико число государственных предприятий – их около трети от общего числа. Такого нет больше нигде по России. Государственные, а также строительные компании с участием государства (смешанные) строят почти столько же, сколько частные фирмы. Не исключено, что вывеска «государственное» (или примесь государственного) создаёт для этих предприятий неконкурентные преимущества, и, как это обычно бывает, за ширмой государственных прячутся частные интересы. Земля для подобного рода функционеров достаётся, скорее всего, даром или почти даром. Следовательно, на рынке первичного жилья оперирует группа «элитарных» подрядчиков, «снимающих сливки». О том, как ещё экономят «акулы» строительного бизнеса, можно только гадать. Но факт остаётся фактом. Пока есть чрезмерный спрос на недвижимость, цены на неё будут запредельными. С ростом дефицита земли пропорционально им будут расти нелегальные издержки ведения бизнеса, ужесточаться конкуренция за владение земельными «наделами». ]§[