«Лавина» Нил Стивенсон («Snow crash») 2003 АСТ Не так часто фантастическая книга становится национальным бестселлером, о котором вдруг с уважением начинают писать «серьёзные» критики, не так часто выходит книга, определяющая лицо жанра. Вроде бы киберпанк давно перестал быть модным течением, вроде бы Стивенсон не создал ничего такого оригинального, он просто сумел соединить в одном произведении все сильные черты жанра: техногенный, незнакомый мир беспрерывного апокалипсиса; социальную сатиру; напряжённый, увлекательный сюжет; культурные отсылки и индивидуальный стиль, узнаваемый с первого предложения...
В недалёком будущем свершилась мечта всего прогрессивного человечества, тайно ненавидящего Соединённые Штаты: страна распалась на мини-государства, управляемые итальянской мафией, китайскими иммигрантами, наркокартелями, пассионариями от бизнеса управления человеческими душами – от новых святых до генералов в отставке. Производство, контроль над грузовыми перевозками – серьёзные деньги ушли в страны третьего мира, США остались чемпионами по быстрой доставке пиццы, микропрограммированию и, как ни парадоксально, качественной музыки.
Впрочем, у этого будущего есть другое лицо – виртуальный мир там, где независимый хакер, живущий в многоквартирной трущобе, имеет особняк в престижном квартале, недалеко от центра, пользуется уважением и доступом в клубы для избранных. Этот мир – будущее. А сейчас... Сейчас будущее под угрозой, поскольку такой вариант развития событий не выгоден тем, кто пытается создать мир по собственной кальке, мир вертикали власти, в отличие от мира сетевой анархии...
Как водится, на защиту добра и справедливости выступает герой со звучным именем Хиро Протагонист. И декорации двадцать первого века не мешают ему использовать для подведения окончательных расчётов японские мечи как по ту, так и по эту сторону реальности.
Стивенсону удалось соединить литературу идей с напряжённым сюжетом, историческим расследованием, вот и стала книга событием, образцом для подражания, обязательным чтением. Клонированные Диптауны, полюбившиеся российским любителям фантастики, обрели филологическую перспективу. И, надо сказать, на её фоне смотрятся убого – мелко, сиюминутно, вторично.
Впрочем, Большие Книги всегда отбрасывают большую, недобрую тень на соседей.
И тем не менее или не более жутковатая и отчаянная история двух миров – «внешнего», расколотого на сотни мелких государств, и «виртуального», объединённого в компьютерную Метавселенную, – предлагает обычному сознанию предаться течению мыслей, которые уносят читателя в другие углы восприятия, поверить автору и стать не просто гостем, а участником.
В Метавселенной лучше. Но необходимо соблюдать жёсткие «правила игры». Здесь – проще. Вот только убить могут вполне по-настоящему. Но ни здесь, ни Там не прекращается война за «Лавину» – наркотик счастья в мире «внешнем» и старейший из вирусов, какой угрожал когда-нибудь миру «виртуальному». ]§[