или Во что обходится лояльность Не далее как 13 января министр по национальной политике, информации и внешним связям Загир Арухов, поздравив коллег-журналистов с 300-летием российской печати, отметил «непреходящую роль дагестанской прессы в деле патриотического воспитания» и далее привел статистику.
Из статистики явствовало, что в Дагестане созданы «благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на получение информации»: издается 200 газет и журналов разной периодичности, из них всего 90 с государственным (имеется в виду республиканским) и муниципальным участием, 80 частных и независимых издания.
На самом делеИ хотелось бы согласиться с министром, да невозможно. Не издается у нас более 200 газет и журналов, а уж 80 частных и независимых (выходящих периодически) — вообще, нечто из мира фантастики. Экономической основы для этого нет.
По нынешним временам, чтобы издавать общественно-политическую 16-ти страничную (формата А3) газету независимо от государства, требуется не менее полутора миллионов стартовых рублей, и, если государство не вступит с молодым изданием в недобросовестную конкуренцию, еще около 3-х миллионов до выхода в свет самоокупаемым (это около 15 тыс. экземпляров) тиражом.
Будьте уверены — государство вступит. Самые главные признаки недобросовестности государственной конкуренции — безлимитное финансирование и организация на уровне Правительства подписки республиканских государственных (если бы так!) изданий, когда каждому главе администрации задается план обязательной подписки.
Вообще-то, так можно обескровить любое самостоятельное дело, но республиканское правительство взялось именно за прессу. Почему? Да потому, что она (Свободная печать) давно уже стала главным украшением в короне демократического самодержавия, позволяя ему все свои грехи прикрывать фиговым листом газетных полос.
— Нарушаются гражданские права?
— Зато у нас есть свободная пресса!
— Разворовывается бюджет?
— Зато у нас есть свободная пресса!
— Задавлен бизнес?
Зато… (Да-да, «Свободная пресса»)
Нет у нас свободной прессы. На корню скупили. В республике произошел скрытый бюрократический переворот. Массовая скупка газет государством — завершающая стадия этого переворота. Ниже мы приводим сведения о размерах ежегодного финансирования так называемой республиканской печати, начиная с 1996 года.
Темпами, существенно превышающими рост инфляции, республиканский бюджет финансирует 80% расходов якобы государственной прессы.
Вдумайтесь! Не ДОТАЦИЙ, необходимых для существования этих газет (и это предусмотрено федеральным законодательством, если есть соответствующее решение представительного органа о реализации продукции (газет) по цене ниже себестоимости), а именно РАСХОДОВ. Затем ломают голову налоговики: как так, все доходы от рекламы и продажи остаются в редакциях, а их расходы на 80%, по договору с министерством, оплачивает бюджет; в итоге получается прибыль, но в основаниях платежных документов казначейства записано «Дотация». Так дотационные эти издания или прибыльные?
О независимыхПочему так много зарегистрированных и так мало периодически выходящих частных газет?
Потому что, купив в киоске «Роспечати» недорогую республиканскую газету с небольшим тиражом (благо, редакции перестали лгать о действительных тиражах), можно сделать вывод, что дело издательское нехитрое, много денег не требует, а если продавать чуть дороже, и прибыль можно получить; к тому же и общественное признание. Но как только начинается сам процесс, инвестор-учредитель понимает, что это колодец бездонный. Невдомек ему, что большая часть общественно-политических газет продается по цене в 3-15 раз ниже себестоимости! А ведь есть издания, чья себестоимость превышает цену реализации в 200 раз! Может ли конкурировать с такими вот государственными изданиями независимый издатель?
В докладах госчиновников непременно фигурируют год от года увеличивающиеся цифры о количестве изданий. Хорошо бы упомянуть и о реально востребованных (продаваемых, хотя бы и за грошовую цену) тиражах. По данным агентства «Медиа-Факт», фактический спрос читателей на дагестанскую прессу, реализуемую через розничную сеть (здесь правительство пока не может навязать распространение), ежегодно падает. График демонстрирует снижение востребовано продаваемого тиража 15-ти ведущих дагестанских изданий.
Такая же картина и по 17-ти, и по 21-й отобранных для анализа газет.
Жалко прессу. Но речь, вообще-то, не о ней, а об обществе, которое теряет еще один механизм контроля за властью… Чего стоит свободомыслие на голодный желудок? Для скупленной дагестанской прессы возникает священная зона «неприкасаемых интересов». Логика хозяев проста: можете «гнобить» всех подряд, только не тех, кто в этой зоне находится, не благодетелей.
Так называемые…Почему я трижды использовал это сослагательно-сомневающееся словосочетание. Да потому, что по сию пору большинство государственных газет… государственными так и не являются. С 1996 года по принятии Гражданского Кодекса перед республиканскими «дотируемыми» изданиями лежала перспектива стать независимыми (от государства), государственными или полугосударственными. Шесть лет журналисты теряли время, а в 2002-ом грянуло. Всем было сказано — возвращайтесь на круги своя. Вот вам всем и соответствующая организационно-правовая форма, ГУ (госучреждение, то есть). Как у амбулатории, к примеру, или у детского садика. Ни имущества своего, ни возможности избрать, ни взять кредит в банке — все предопределено в организационной форме.
К чести государства (федерального) надо сказать, что оно и не требовало обязательно этой (уничтожительной для СМИ) формы, а предлагало от имени ЮОМТУ МПТР РФ привести себя в соответствие кодексу. Но наше (дагестанское) правительство настояло: никаких ГУП, АО, ООО, Автономной некоммерческой организации — только Государственное учреждение!
Думаете, что-то произошло, кто-нибудь вышел на площадь? Нет! Свободная пресса привычно села за обработку материалов и отработку бюджетных денег.
Что чувствует читатель? Протест
Но кроме того, что перестает покупать газеты, он никак его выразить и не может. Это — самая активная форма его гражданского неповиновения. Пассивную форму отследило все то же агентство «Медиа-Факт», которое в июле 2003 года провело соцопрос на тему «Актуальные проблемы СМИ». Оцените, как тонко наш читатель сортирует реальные болячки печатной несвободы. Приводим рейтинг того, что считает он главной проблемой СМИ (усредненные оценки по 10-балльной шкале).
Чрезмерная экономическая и административная зависимость СМИ от местных властей 8,3
Утрата доверия к СМИ по причине низкой достоверности информации, низкого уровня профессионализма журналистов 7,6
Миф о СМИ как о «четвертой власти» 7,4
Неэффективная система государственной поддержки СМИ в Дагестане 6,2
Отсутствие общественного органа, решающего вопросы этического регулирования деятельности СМИ 5,7
Слаборазвитая система взаимодействия СМИ с «третьим сектором» (некоммерческими организациями) 5,25
Низкий уровень социальной ответственности журналистов 5,2
Проблема создания эффективной среды некоммерческой прессы 5,05
Низкая зарплата журналистов 5,0
Отсутствие механизма привлечения к ответственности журналистов и редакций за недостоверную информацию 4,8
Неразделенность ответственности собственника, учредителя и редакции СМИ 4,6
Заказные публикации, размещение «джинсы» (рекламных материалов под видом информационных) 4,4
О цензуреЕе у нас нет. Конституцией она запрещена. Но многое ли изменилось бы, если, идя на встречу части (и очень даже большой части) депутатов Госдумы, цензуру бы все-таки ввели? Ничего не изменилось бы. По крайней мере, у нас в республике. Не нужно тратить усилий на законодательное введение цензуры, надо просто перенять дагестанский опыт регулирования правды.
Есть в республике и новый опыт регулирования правды — покупка лояльности тех самых независимых СМИ. Приводим фрагменты Постановления Правительства РД от 20 февраля 2002 г. № 34 «О государственной поддержке средств массовой информации в РД»: «Министерству по национальной политике, информации и внешним связям РД предусматривать оказание экономической поддержки государственным и иным печатным (…) СМИ, включенным в Республиканский реестр государственных и иных СМИ, которым оказывается экономическая поддержка, за исключением передач и вещаний коммерческого и эротического характера». К «иным СМИ» названное министерство отнесло лишь одно (из 80-ти названных министром) частное издание — «Новое дело». ]§[
- 13 просмотров