У ЗЕРКАЛА Обычно мы стараемся отмечать праздники широко, с душой, не взирая на магазинные ценники. Поэтому после завершения празднеств неизменно обнаруживаем в своих карманах сильно похудевшие кошельки. Но из всех существующих «красных дней календаря» новогодние праздники считаются наиболее любимыми и отмечаются с особым размахом: ведь как Новый год встретишь, так его и проведешь!
Продукты, спиртные напитки, елка и украшения, фейерверки, петарды, бенгальские огни, новогодние подарки, обновки для встречи Нового года, новогодние открытки, телеграммы, телефонные поздравления. Все стоит денег. Конечно, Новый год можно отмечать по-разному, поэтому верхний предел того, что можно потратить в эти дни, теряется в вершинах нашей фантазии.
Неизменными остаются лишь три символа праздника: новогодний стол, новогодняя елка и новогодние подарки.
Как накрыть новогодний стол, так или иначе знают все. У нас велика тяга к традициям, и еще с советских времен, не балующих граждан изобилием продуктов, выработался определенный стандарт на обязательные новогодние блюда. Со временем стандарт превратился в традицию.
Новый год — праздник семейный. Длится он обычно два дня (31 декабря и 1 января) или две недели (с 31 декабря по 14 января). Чтобы наши расчеты были приближены к реальной жизни, будем оценивать затраты для стандартной средней семьи из четырех человек.
Итак, возьмем простой тетрадный листочек и подсчитаем, во сколько все это нам обойдется. Салаты и закуски оценим в среднем в 300 рублей. Немного мяса, немного риса и немного картофеля, воплощенные в аппетитных горячих блюдах, — в 400 рублей. Для тех, кто не привык напиваться под Новый год до животного состояния, чтобы вплотную приблизиться к символу наступающего или уходящего года, вполне хватит обычного набора напитков. Если взять для застолья две бутылки дагестанского вина и шампанского, среднюю по цене качественную водку, наиболее дешевый трехзвездочный дербентский коньяк, сок, безалкогольные напитки, то сумма 400 рублей возникает неизбежно. Если праздник затягивается, дополняется гостями и тягой к приключениям, то все становится куда дороже.
Новый год без сладкого, вкуса тропических фруктов и запаха мандарин у нас вообще не воспринимается. Фрукты вместе с десертом (основное праздничное блюдо для младших членов семьи) обойдутся примерно в 300 рублей.
В итоге новогодний стол «весит» в среднем полторы тысячи рубликов. Осталось установить его поближе к елке и телевизору, чтобы можно было приступать к празднованию.
Искусственную новогоднюю елку можно купить один раз и наряжать каждый год, пока ее вид не будет вызывать у всех отвращения. Искусственная елка — это разумно, но совсем неинтересно, ведь запах свежей хвои тоже приносит ощущение праздника, точно так, как осыпавшаяся елка поведает нам об окончании новогодних праздников. Разброс цен на сосны и ели в зависимости от размеров, товарного вида и прочего — очень велик, поэтому главная причина того, сколько потратить на елку, — чисто психологическая. Если ограничиться самой дешевой сосновой веткой, десятком игрушек, китайскими гирляндами и простенькой мишурой, то этот символ праздника можно будет уложить в какие-нибудь 350 рублей. Но под елку принято класть подарки. А подарки — дело индивидуальное. Часто люди откладывают деньги заранее для того, чтобы к Новому году подарить своим близким что-то особенное. Поэтому на подарки тратят как сотни рублей, так и тысячи. Наша среднестатистическая семья ограничивается среднестатистическим вниманием друг к другу и тратит на подарки в среднем — 150 рублей на человека.
Итого: в среднем для семьи, встреча 2004 года обойдется в 2750 рублей.
ЗА ЗЕРКАЛОМТеперь задумаемся над тем, а хорошо ли тратить за два дня половину семейного бюджета? Может быть, наша тяга к празднованию на широкую ногу вредна?
Бытует мнение, что экономика теряет от обилия праздников. В советской плановой экономической системе, когда мощности предприятий работали почти без резервов, это мнение было оправдано. Праздники не отменяли и не сокращали, но появлялся так называемый добровольный труд в выходные дни, в виде разнообразных субботников, воскресников и т.п.
В рыночной экономике редкое предприятие работает на полную мощность, поэтому праздники практически не влияют на возможные объемы произведенной продукции. Но зато на производство очень сильно влияет фактор совокупного спроса: чем больше любим праздник, чем лучше мы стараемся его отмечать, тем больше потребляем, стимулируя производителей.
Цветы, конфеты, драгоценности — к 8 марта, мужская парфюмерия — к 23 февраля. Целые отрасли регулируют свою работу, ориентируясь на праздники.
Экономическими аналитиками развитых стран мира уже давно отмечена закономерность между показателями активности рождественской торговли и успехами экономики в будущем году. Чем больше люди покупают под Новый год, тем лучше будет состояние экономики.
В нашей республике тратится на встречу Нового года 1,5-3 млрд рублей. Что эквивалентно почти квартальной работе всей дагестанской промышленности. В теории, один праздник должен обеспечивать работу республиканских предприятий не один месяц. Но в Дагестане все имеет свою специфику. Если еще раз взглянуть на новогодние приобретения, то мы увидим, что доля дагестанских товаров составляет лишь 40-55 %. То есть в Дагестане из этих денег лишь 600-800 млн рублей остается в цепочке «производство — торговля — общественное питание — транспорт — связь». В большей степени праздники кормят производителей других стран и регионов.
Пусть Новый год станет еще одним поводом задуматься над тем, что экономику нужно повернуть к человеку, к его нуждам и потребностям.]§[
- 3 просмотра