Парламентские выборы, как всегда, сопровождаются бурными дискуссиями. Их темы различны. Но люди уже устали от обсуждения войны и терроризма, они хотят просто хорошо жить. Поэтому все чаще в центре предвыборных баталий оказываются проблемы экономики. Однако и здесь порой нельзя рассмотреть четкой разницы между позициями отдельных партий.
В рамках этой статьи мы попытались проанализировать экономическую часть программных документов основных политических партий, представленных в ныне действующей Думе. Сразу оговоримся: партийные программы и манифесты — это идеал, который зачастую не имеет ничего общего с реальностью. Обещать можно все, что угодно. Наша задача — лишь разобраться в обещаниях.
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)Как ни странно, экономические позиции ЛДПР преподносятся в программных документах партии в наиболее простой и понятной форме.
ЛДПР желает построить «общество социальной справедливости», где «должно поощряться стремление людей честным путем добиваться высокого уровня благосостояния». Как, впрочем, и все остальные.
Открещиваясь от «коммунистов» и «демократов», фактически ЛДПР выдвигает лозунги, во многом созвучные и левым (КПРФ), и правым (СПС и «Яблоко»), и центристам («Единая Россия»), собирая в себе самые яркие, наиболее популярные идеи.
Из арсенала правых взяты —равноправие всех форм собственности, «экономическая амнистия» на вывезенные капиталы, прозрачность государственного управления и т.д.
Из «коммунистического» набора лозунгов — воссоздание мощного государственного сектора экономики (в том числе, огосударствление предприятий ВПК, ТЭК, транспорта, связи, металлургической промышленности и тяжелого машиностроения, а также добывающих отраслей промышленности), установление «государственной монополии на производство и сбыт алкоголя, табака и сахара», введение «монополии внешней торговли сырьем и энергоносителями», ограничение ввоза импортного продовольствия, пересмотр результатов приватизации, социальная защита населения, введение прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д.
Идеи усиления государственного управления экономикой, сильной промышленности и поддержки ВПК и наукоемких производств — близки как к идеологии левых, так и центристов. Программные положения ЛДПР настолько ярки и привлекательны, что, на первый взгляд, не заметна их внутренняя противоречивость и даже явная утопичность.
Всероссийская политическая Партия «Единство и Отечество» — «Единая Россия»Экономические воззрения «единороссов» достаточно умеренны. Как и многие другие, они строят в России «подлинное социальное государство» и ищут место между государственным доминированием левых и рыночными подходами правых. В итоге должно получиться справедливое общество, где будет «эффективная занятость», «современное трудовое законодательство», «условия для предпринимательства» и т.д. Для этого нужно сделать экономику «качественно более эффективной и конкурентоспособной», «утвердить стабильные, понятные и прозрачные правила рыночного хозяйствования, обеспечивающие свободу предпринимательства, право собственности и выбора рода занятий». Все это планируется сделать, опираясь на «мощный производственный потенциал (!), современные технологии (!) и эффективное использование уникальных природных ресурсов (!)». Звучит достаточно саркастично.
Сами идеи экономической конкурентоспособности, экономической свободы, борьбы с бедностью и т.д. полностью списаны из текста последнего Послания президента. Они настолько обтекаемы и имеют самые разные способы решения, что не вызывают особых споров. Так же как и провозглашенная главная цель экономической политики — «повышение уровня жизни населения». Леонид Брежнев говорил то же самое, возглавляя другое государство и другую партию «власти». А после него и Михаил Горбачев озвучивал те же самые идеи интенсификации, экономического роста, основанного на конверсионных современных технологиях. Единственное ключевое различие между реализацией экономической политики двух этих генеральных секретарей — шестикратная разница на экспортируемые энергоносители.
Ближе к другим классикам лежат такие задачи, как: преодоление «социального, экономического, политического неравенства женщин и мужчин», воспитание «неподкупных, открытых, эффективных, адекватных современным проблемам» государственных чиновников, «не за страх, а за совесть, служащих интересам страны».
При этом «любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни сограждан». А «доходы государства должны быть поставлены в жесткую зависимость от доходов его граждан».
Все это звучит настолько утопично, что это признают даже сами «единороссы».Вместе с тем, заметна тяга «Единой России» к повышению влияния государства на экономику. Хотя эта тенденция и маскируется под «эффективную регулирующая роль государства в экономике», «политику низких налогов и высоких доходов», «дебюрократизацию экономики». Но она, как шило, высовывается из программной брошюры в каждом принципиальном блоке.
Так, государство должно решать: каким отраслям жить и получать поддержку, а какие должны уйти с рынка. Государство должно формировать «полноценный внутренний рынок и стимулировать внутренний спрос», поддерживать «все формы организации сельского хозяйства», «инвентаризировать производственный потенциал страны» и т.д.
Официально отстаивая центристские позиции, в экономических воззрениях «Единая Россия» находится ближе к левым, коммунистическим, воззрениям.
Коммунистическая партия Российской ФедерацииКоммунисты, как всегда, хотят освободить трудящихся и построить социализм. Правда, социализм будет «в обновленных и закрепленных в будущей Конституции формах». Но с 1917 года в воззрениях на светлое будущее изменилось не так сильно. Все те же: «гарантированное право на труд», «ликвидация эксплуатации человека человеком и всех видов социального паразитизма», «господство общественных форм собственности на средства производства» и т.д.
Но наряду с марксизмом-ленинизмом российские коммунисты вооружились новой, популярной в экономическом мире идеей «устойчивого развития». Правда, упаковав ее в своеобразную упаковку странового антагонизма, когда одни страны — это капиталисты-эксплуататоры, а другие — бедные и угнетенные. Идея «взять у богатых [стран] и отдать бедным [странам]» осталась без изменений.
Первый путь «сводится к ограничению или даже прекращению роста уровня мировой экономики при консервации нынешней структуры производства, распределения и потребления». То есть неизбежно загнивание развитых капиталистических стран и обнищание эксплуатируемой ими периферии.
Второй путь «предполагает неуклонное повышение уровня благосостояния всего населения Земли при обязательном сохранении глобального экологического равновесия на основе качественного изменения производительных сил, способа производства и потребления, гуманистической переориентации научного и технологического прогресса». Он называется «устойчивое развитие» и конкретизируется для каждой страны «с учетом общецивилизационных тенденций, имеющихся производительных сил и особенностей духовных традиций и устремлений общества».
Коммунисты считают, что в России тоже должна быть разработана своя стратегия устойчивого развития. Устойчивое развитие плавно перетекает в оптимальное социалистическое построение социализма, который «как учение, массовое движение и общественная система обретает свое второе дыхание».
По ходу социалистического строительства нужно «возвратить народу и взять под контроль государства имущество, присвоенное вопреки общественным интересам», «возглавить растущее народное сопротивление насильственной капитализации страны», не допустить «частной собственности на землю и природные богатства, их купли-продажи», «отстранить от власти мафиозно-компрадорскую буржуазию, установив власть трудящихся, патриотических сил» и сделать много других полезных дел.
Многие, общие для всех партий, идеи преподносятся избирателям в традиционной коммунистической стилистике. Как, например, «спасти научный потенциал, оборонный комплекс и Вооруженные Силы», «принять законы о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума для населения», «остановить спад производства, обеспечить основные социально-экономические права трудящихся», «создать товаропроизводителям условия, позволяющие эффективно работать в рамках закона», «принять срочные меры для выхода из экономического кризиса посредством государственного регулирования хозяйственной жизни» и т.д.
Анализ программных документов КПРФ показывает, что коммунисты уже давно не исповедуют идеологию марксизма-ленинизма, а лишь используют ее для завоевания своего куска пирога во власти. В этом они ничем не отличаются от прочих политических партий, рвущихся в Государственную Думу.
Российская демократическая партия «ЯБЛОКО»«Яблочники» объединились для того, чтобы «законными средствами бороться за утверждение в России современного правового социального государства, формирование эффективной рыночной экономики и становление гражданского общества».
В качестве своей цели они провозглашают «создание демократической, процветающей России, сильной страны, способной: сохранить свою целостность и единство, преодолеть глубокий демографический кризис, создать общедоступные системы образования и здравоохранения мирового уровня, сохранить и преумножить свою великую культуру, на равных конкурировать с ведущими странами мира, войти в качестве полноправного члена в Европейский Союз и другие политические, экономические и оборонные европейские организации».
По мнению «Яблока», «положение России в современном мире исключительно сложно: она вынуждена «догонять» ведущие страны в момент, когда они делают в своем социальном и экономическом развитии мощный рывок, связанный с новой технологической революцией». Избежать нового цикла отставания страны «можно только сосредоточив все усилия на формировании постиндустриального экономического уклада и информационного общества». «Три направления интеллектуальной деятельности — образование, наука и высокие технологии — должны быть признаны на государственном уровне важнейшими стратегическими ресурсами развития России. Эти ресурсы обладают огромным потенциалом, который может быть реализован путем объединения науки, высшей школы и высокотехнологичного производства в единую экономику знаний».
В случае своего прихода в исполнительную власть РДП «Яблоко» берет на себя обязательства: остановить бегство капиталов; утроить общий объем инвестиций в экономику; вывести Россию из числа самых коррумпированных стран мира; поднять минимальную зарплату до реального прожиточного минимума; снизить в три раза число россиян, живущих за чертой бедности; провести модернизацию ЖКХ без ущерба для граждан; увеличить в 2 раза долю ВВП, направляемую на выплату пенсий; решить проблему внешнего долга СССР; сделать Россию удобной для жизни страной.
Главный недостаток партий, баллотирующихся 7 декабря в Государственную Думу, заключен в том, что все они рассказывают не про то, что нужно сделать в экономике в ближайшие четыре года, а сосредоточиваются на очень отдаленной перспективе. Их программные документы становятся бесконечно многоразовыми, так как большинство декларируют лишь общий набор расплывчатых целей и задач.
Политическая партия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»СПС уверен в том, что только либеральная рыночная экономика способна обеспечить динамичное накопление и справедливое распределение общественного богатства. Для этого нужно сформировать основы рыночной экономики, осознать, что свободная экономика является наилучшим фундаментом для эффективного накопления и справедливого распределения национального богатства. Также необходима постепенная интеграция России в европейские и мировые экономические и политические структуры, развитие плюрализма и терпимости, растущее уважение к свободному выбору личности в политике, экономике, культуре и повседневной жизни.
По мнению сторонников СПС, «Россия обретет благополучие, когда собственники средств производства и земли, финансового и интеллектуального капитала получат широкую общественную поддержку и необратимые правовые гарантии на эффективное предпринимательство». Это иллюстрируется лозунгом: «свобода без собственности бесплодна, собственность без свободы неэффективна!»
Вместо безразмерного «государства всеобщего разграбления» СПС желает построить компактное, но максимально эффективное «государство профессионального управления».
СПС выступает за полномасштабную либерализацию рынка труда, обеспеченную законодательно закрепленной свободой перемещения трудовых ресурсов. Считает необходимым «проведение курса на скорейшее построение в России эффективной, конкурентоспособной рыночной экономики, способной генерировать средства как для создания новых безопасных рабочих мест, так и для внедрения надежных природоохранных технологий в сам производственный процесс».
По их мнению, необходима решительная общенациональная реформа образования, подчиненная логике долгосрочной глобальной конкурентоспособности российской экономики. Должен быть заключен некий «общественный договор между различными поколениями россиян, подразумевающий высокую гражданскую ответственность за развитие человеческого потенциала, сохранение культурных ценностей, долгосрочные инвестиции в социальное и интеллектуальное развитие нации, за обеспечение достойной жизни пожилым людям, за ликвидацию социальной дискриминации по возрасту или инвалидности». ]§[
- 1 просмотр