10 мая из Дагестана на службу в ряды Вооруженных сил будет отправлена первая партия новобранцев. А пока врачи призывной медицинской комиссии заглядывают в рот парням, измеряют вес, щупают пульс, чтобы выявить, кто годен к строевой. О весеннем призыве 2004 года корреспондент «Черновика» беседует с заместителем военного комиссара Дагестана, начальником отдела призыва полковником Сергеем Сулеймановым.
— План на весенний призыв в Дагестане — 5,5 тысяч новобранцев. Столько же молодых парней будет призвано из Москвы и Московской области, где численность населения в 5 раз больше, чем в республике? Кем и как устанавливается план призыва и от чего он зависит?
— План призыва устанавливается генеральным штабом Министерства обороны РФ, который распределяется между округами. Задание (сколько подлежит призыву в том или ином регионе) зависит не от количества местного населения, а от призывного ресурса. Проще говоря, от тех, кто подлежит прохождению службы. В Дагестане очень высокий уровень годности к военной службе. Для сравнения: по Московской области всего 5 процентов молодых ребят от призывного ресурса служат Отечеству, тогда как в Дагестане — более 30.
План ежегодно пересматривается в зависимости от демографической, социальной и др. ситуаций. К примеру, в 2002 году из Дагестана было призвано около семи тысяч ребят, а в прошлом году — 10 тысяч.
— В каких регионах служат дагестанцы? Есть ли особые зоны, куда нас не призывают?
— Никаких особых зон нет, и дагестанцы служат как в Калининградской области, так и на Курилах. Также отправляем ребят в космические войска на Байконур. Контрактники служат и в Таджикистане, кстати, доля контрактников среди срочников ежегодно увеличивается. Впервые в истории Вооруженных сил России с 1 марта во всех военкоматах республики созданы контрактные отделения.
— С 1 января 2004 года вступил в силу закон об альтернативной службе. Статья 2 этого закона в корреспонденции со статьей 9 Ф3 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» от 30.04 1999 года гарантирует дагестанцу замену военной службы на альтернативную. Дело в том, что статьей 1 постановления Госсовета от 8.10.2000 года «О коренных малочисленных народах РД» 14 национальностей отнесены к коренным и малочисленным: аварцы, агульцы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры и чеченцы. Закон РД «О территории компактного проживания коренных малочисленных народов РД» от 12.02.2003 года относит к территории компактного проживания этих малочисленных народностей всю территорию республики Дагестан. Получается, что дагестанские призывники имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской?
— Каждый имеет право на замену военной службы. При этом даже не надо относиться к коренному малочисленному народу. Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию, то пожалуйста, пишите заявление, призывная комиссия его рассмотрит. Заявления принимаются с 1 января по 1 апреля за полгода до призыва. Призывная комиссия в течение 30 дней рассматривает заявление и выносит свой вердикт. На сегодня подано 4 заявления на замену военной службы альтернативной гражданской. Четверо молодых ребят из Кизляра, состоящих в секте Свидетели Иеговы, не желают служить с оружием в руках. Так что подавайте заявления и доказывайте свое право. Срок альтернативной службы в 1,75 раза превышает срок военной службы. Список предприятий и организаций, где проходят альтернативную службу, устанавливается Министерством труда и занятости населения. Работодатель обязан обеспечить новобранца жильем и выплачивать зарплату. При этом, если дагестанец, к примеру, откажется ехать в Воркуту на металлургический комбинат, он будет призван на военную службу.
— По каким причинам медкомиссии чаще всего признают новобранцев негодными к прохождению службы?
— На первом месте среди выявленных — заболевания зоба. Вторая проблема — туберкулез. На третьем месте — психические заболевания. Преобладает олигофрения. Прежде всего это связано с родственными браками. А в России психические заболевания занимают первое место. В Дагестане среди призывников большой процент неграмотных, при этом 10 процентов от всех призванных — с высшим образованием. Это самый высокий показатель по России.
— Не секрет, что сегодня военный билет можно купить за 1000 долларов. Схвачен ли за руку дагестанский «оборотень» в погонах?
— Таких фактов у нас нет. Строгий учет и контроль позволяют избежать всяческих неправомерных действий. В одно время по рукам ходили «чеченские» военные билеты. После развала Союза в Чечне были утеряны сотни «красных книжек». Их номера есть в каждом военкомате района. Сегодня мало кто рискнет поступать на работу с «левым» билетом. Репутация и должность дороже.
— Сколько ребят-дагестанцев сегодня находятся в бегах?
— Дезертиров сегодня стало меньше. Десять лет назад их количество превышало 2,5 тысячи. На сегодня в федеральном розыске числится всего 44 солдата. Большинство из них либо сбежали из части, либо в часть не вернулись из отпуска. Основной контингент составляют те, кто в свое время покинул Дагестан навсегда.
Беспокоит другое. Среди 20 тысяч призывников, служащих в течение двух лет, более чем на 300 заведены уголовные дела за неуставные отношения. Причем прибегают наши к рукоприкладству в конце службы. Но первое, с чем сталкиваются командиры отделений, где служат дагестанцы, — наши ребята отказываются подметать плац. Уборка территории для наших ребят считается, наверно, великим позором. Поэтому они предпочитают пускать в ход кулаки, а не веник.
— Вы послали бы своего сына сегодня в армию?
— Мой единственный сын с 16 лет на казарменном положении. Уже второй год, как он служит в военном университете. У нас — семья военных. За время моей службы дети поменяли несколько школ. Я никогда не жалел, что стал военным.
P.S. Могут ли дагестанцы проходить альтернативную службу на Кубачинском или Гоцатлинском комбинате народных промыслов? Продолжение темы в следующем номере. ]§[
- 8 просмотров