Горестно оглянувшись по сторонам, еще раз убедившись, что уже снова дома, они теперь с полным основанием могут констатировать: «Нет, это не Рио-де-Жанейро». Они теперь знают, с чем сравнивать. Ведь они были там, прямо на карнавале. Поведать об этом кратко можно примерно так: «Творческая группа в составе Карена Мкртычяна, Ибрагима Магомедова, Бени Анисимова, Шуми Шаботаева, Арсена Таркнаева посетила Рио с кратким рабочим визитом. Оказалось, что местное население ест хинкал, даст сто очков вперед любому нашему «быку» и не ходит в белых штанах». А о том, как это происходило реально, пробуем подробно поговорить с Кареном. «Пробуем», потому что систематизировать впечатления сначала показалось невозможным, а потом — ненужным.
— Вот, смотрим ролики «оттуда». Вы что, там все время в папахе ходили?
— Почти, почти… В папахе и в образе Ликбеза Бетеровича. А что делать? Задание родины! Я — в папахе, Ибрашка — с камерой наперевес, Арсенчик — внутри ростовой куклы-бутылки, и т.д. Мы и лезгинку там танцевали, и хинкал ели. В смысле, это у них там какое-то свое национальное блюдо. И все один в один — мясо, тесто, томатный соус с чесноком. В общем, мы чувствовали себя почти как дома.
— Ну, давайте с самого начала: вот вы приехали, вышли на улицу и влились в карнавальное шествие…
— Никуда мы не влились. К карнавальному шествию просто так пристроиться невозможно. Это вам не первомайская демонстрация. На него можно только смотреть с трибуны. Но все равно, представьте: десятки и десятки тысяч человек одновременно танцуют, музыка отовсюду, барабаны бьют, все светится, все орут, пьют пиво. Башку сносит…
— И что же карнавал такое? По телевизору всегда показывают много голых танцующих людей в перьях…
— Они не просто так танцуют, они соревнуются! И голых, кстати, не так много. Просто их в основном и показывают. Один раз, правда, мы слегка «шокировались». Стоим на трибуне, смотрим на шествие. И вот едет каросса (это такие платформы большие, на которых все и происходит. Они не сами едут, их толкают медленно. А сзади генератор, вырабатывающий электричество, потому что вся эта беда еще и светится), а на ней вроде как огромная композиция из живых людей. Тут Ибрашка, который все это снимал, глядя в камеру, говорит: «Да они голые! Все!» Когда платформа приблизилась, трибуна повскакивала со своих мест — все действительно были голые, только покрашенные в синий цвет. А на трибунах все с биноклями… Но это концептуальное раздевание.
Ведь, как выяснилось, карнавал — это грандиозное соревнование. Соревнуются танцевальные школы, школы самбы. Они-то и идут по главной карнавальной улице — Самбадрому. Это к вопросу, почему нельзя влиться. Участвующие в шествии готовятся к нему весь год, это смысл их жизни! И все не так просто. Специальное жюри, которое я так и не понял, где сидело, оценивает их проход по 8-9 номинациям типа: концепция, песня, танец, костюмы и т.д.
Начинается выступление каждой новой школы с настоящего фейерверка. И тут же появляются барабанщики, четыреста сразу. 400 барабанщиков бьют в 400 барабанов. Можете представить себе, что это такое? И все в таком же духе… Ощущения потрясающие. Возглавляет шествие школы ее главная красавица, которая и должна сразу же поражать воображение. По идее, она идеально танцует самбу. Я же могу сказать, что эти красавицы совершенно особенным образом двигают бедрами и делают всякие телодвижения. Действительно, производит впечатление. А вот классической самбы такой, как я ее представляю, я так и не видел. Но не в ней дело.
— А что такое «концепция школы»?
— Тема, вокруг которой все в данный момент и вертится: костюмы, фигуры, сюжеты. И тут, я вам скажу, полет их бразильской фантазии просто не знает никакого предела. Сначала с непривычки все это казалось каким-то костюмированным балом извращенных мозгов. Потому что это немыслимое что-то. Это не белочки какие-нибудь и снежинки. Это — безумные инопланетяне. Фаллические символы. Индийские слоны. И все это одно в другое буйно трансформируется.
— Эротично?
— Как вам сказать... У одной из школ была тема такая: Кама-Сутра. Мы считаем себя людьми довольно раскованными, но от того, что они там придумали, слегка ошалели: огромные фигуры мужчины и женщины, которые демонстрировали то, чему учит нас Кама-Сутра. А вообще, они там к эротике относятся легко и непринужденно. Но без нездорового ажиотажа. К магнитному билету на трибуну презерватив прилагался, ненавязчиво так.
— И сколько же длится все мероприятие?
— В этом парадном виде карнавал идет два дня, вернее, две ночи, с 6-ти вечера до 4-х утра (22-23 февраля). Всего 14 школ: 7 идут в один день, 7 — в другой. И каждая «выступает» 2 часа. Кстати, отсмотреть все это сразу у неподготовленных нет никакого шанса. Например, у каждой школы своя песня. Вдоль всего Самбадрома стоят колонки, и 2 часа из них, мягко говоря, «льется» одна и та же песня. Заводная, танцевальная и все такое. Но сразу ощущаешь: не наша песенная культура — орут больше, причем некрасивыми голосами. Базарный, сочный крик, один мотив. Тут волей-неволей почувствуешь себя немножко чужим на этом празднике жизни. Меня еще по дороге от метро желтой краской покрасили. Прикольно, но мне не понравилось. Потом долго отмывался.
— Они что там, все бешеные?
— Несомненно! Ведь это только парад длится два дня. А весь этот праздник, называемый карнавалом, идет две недели. Народ изо всех городов и сел Бразилии специально съезжается и колбасится от души. То, чего мы не умеем — отдыхать, расслабляться — они умеют очень хорошо. Ждут весь год, специально берут отпуска и уж потом отдыхают по полной. Мало того, что они сами по себе жутко темпераментные ребята, а тут еще карнавал! Вот респектабельные жители Рио из дорогих районов на время карнавала из города сваливают. Наезжает публика попроще.
По всему городу в течение двух недель ездят обычные, но украшенные машины, на них — веселящийся народ. Эти уже не костюмированные. И вот это уже действительно похоже на нашу демонстрацию. Сюда влиться можно. Там все тебя обнимают, говорят что-то… Очень радовались, когда видели камеру. Жаль, мы языка не понимали. Но поняли, что рядовые бразильцы на карнавале тоже не просто так с ума сходят. Они со знанием дела «болеют» за танцевальные школы. Если не на трибунах, то в кафешках. Там стоят телевизоры, идет трансляция шествия, жюри выставляет оценки. А они всю эту систему хорошо знают, реагируют очень, очень эмоционально.
— Как у нас на футболе?
— Мы ИХ видели на футболе. Это что-то. Пришли на стадион. Оказалось, что у перекупщиков билет стоит около 100-150 баксов на человека, решили, что обойдемся. Но главное, мы увидели всю эту кашу. Кошмар. На наш футбол идешь, кажется «гарай-гурай», беспредел, эмоции. Так вот, наши болельщики по сравнению с бразильцами — примерные ребята, душки просто. Потом мы очень радовались, что не попали на трибуны. Еще говорят — у нас «быки». Их хоть что-то может остановить…
— Так они совсем другие или чем-то похожи на дагестанцев?
— Только по темпераменту. А вообще, все время ощущалось, что люди вокруг другие совершенно. По цвету, по языку, по образу мышления. У них даже жесты не такие, как у нас. Однажды мы битый час жестами пытались объяснить, что хотим прокатиться на катере. Вот стоит катер, вот мы, 5 человек, английский знаем примерно одинаково «хорошо». Но жестикулируем отчаянно, показываем пальцами на катер. Казалось бы, чего сложного? Но ни они нас так и не поняли, ни мы их.
Запомнилось большое количество красивых тел. Поголовно все занимаются спортом, культивируют тело. И ребята, и девушки. И одеты, понимаешь, таким образом, чтобы все выпуклости и достоинства подчеркнуть. Какие там белые штаны! Их и в помине нет. В центре города девушки в купальниках ходят. Идешь по улице днем и просто не знаешь, что делать. Но ничего нездорового вокруг. Все спокойно так сидят. Нам же сначала казалось, что не реагировать просто невозможно. А вот лиц красивых мало. Девушек, особенно симпатичных, мы как-то не встретили. Темпераментных встретили…
— ???
— На пляже мы с нашей рекламной куклой бегали. Сюжет снимали. Тут девчонки местные как наскочили! Сначала мы прикололись, смеялись, снимали на камеру. Но, когда они поняли, что внутри бутылки человек, то стали недвусмысленно требовать, э... сопровождая недвусмысленными жестами…
— Как, прямо на пляже?
— А то! Еле-еле отбились, убежали.
— Чего еще необычного встретили?
— Климат там, например, настолько влажный, что любой насморк сразу как рукой снимает. А распаковав чемоданы, дома мы обнаружили, что все шмотки у нас такие же влажные, как тот климат. Океан соленый, если ныряешь без очков, глаза щиплет. Песок на пляже фантастически белый, мелкий, мягкий, кажется, кушать можно. Всего не перескажешь. Это — каша. Огромное количество впечатлений. Уставали безумно. То, что карнавал — грандиозное, непостижимое, великолепнейшее зрелище, а Рио — прекрасен — это ясно. Но с другой стороны… Если б я приехал туда в начале 90-х, я, конечно, был бы шокирован, вернулся бы с «оторванной» башкой. А сейчас ясно почувствовал, что такое глобализация. В магазинах знакомые ярлыки, знакомые названия. Бра- зильское пиво всего одной марки. Ну, может быть, экзотические фрукты, которых у нас нет... А машины по улицам такие же ездят. Вроде бы и правда все другое, другая сторона земли, а кругом те же «Хайникен», «Панасоник» и «Мерседес». Это мне не понравилось.
— А не было ощущения, что карнавал— показательные выступления для туристов?
— Ну уж нет. Местные сами с этого жутко балдеют, это их праздник. Для приезжих шествие — только зрелище, а для них — азарт, соревнование и главное событие в году! Американцев вообще явно не любят, хоть они и богатые туристы. А те все едут и едут. Бразильцы носят майки, на которых написаны всякие нехорошие вещи про американцев, а тем по барабану. Они показывают на эти майки и ржут, умирают. Другое дело, что бразильцы сумели раскрутить свой праздник для иностранцев! Достопримечательностей там, между нами говоря, раз-два и обчелся. Во-первых, самая большая в мире скульптура Христа — 30 метров в высоту (знаете, во всех сериалах показывают). Во-вторых, гора — Сахарная Голова называется. На ней, конечно, эскалаторы, лифты, фуникулеры, а в принципе — ничего особенного. Просто с нее открывается прекрасный вид на город и залив. И, в-третьих, пляжи. Это я намекаю, что на деле у нас достопримечательностей гораздо больше. Но главное там, естественно, сам карнавал. Вот это не переплюнешь. Это действительно грандиозно. В целом, та же Москва на несколько порядков круче. Всем. Архитектурой. Магазинами. Рекламами. Наворотами. А в Рио вот казино нет. Все потому, что люди слишком азартные, правительству пришлось запретить игорный бизнес.
— А чего вы туда ездили-то?
— Из-за рекламной игры «Под крышечкой», в которую можно выиграть поездку на двоих на карнавал. Таких крышечек запускается…
— 3 штуки?
— Гораздо больше. ]§[
- 16 просмотров