[ Иностранные рабочие в Дагестане: не роскошь, а суровая необходимость ]

Всем известно, что Дагестан — регион трудоизбыточный. То есть предложение на рынке рабочей силы намного превышает спрос. И когда при этом выясняется, что наши работодатели привозят рабочую силу из-за границы, у некоторых наших сограждан, мягко говоря, возникает масса вопросов. Особенно неадекватно общественность стала реагировать на сочетание «иностранные строители» после крушения аквапарка.

Европу построили турки

У нас в городе строители-турки возвели объект, который уже сейчас, хотя его строительство еще не завершено, считается образцово-показательным — новый муниципальный роддом на углу улиц Маркова (Даниялова) и Ярагского. При его строительстве, возможно, впервые в Дагестане (по крайней мере, за последние 20-30 лет) были соблюдены все технологии, стройка началась с тщательно разработанного проекта, от которого не отступали. Стремление к качеству обусловило и появление на стройке иностранной рабочей силы.

Говорит координатор строительства данного объекта Омар Омаров: — Когда понадобилось начать серьезное строительство в Махачкале, необходимо было серьезно отнестись и к подбору кадров. И оказалось, что наши строители в большинстве своем качественно работать либо уже давно разучились, либо не умели с самого начала. Они не знают элементарных строительных технологий, а неискоренимая привычка халтурить и красть осталась, видимо, с советских времен. При этом заказчикам наша рабочая сила обходится дороже покупки иностранных специалистов. Естественно, что в этих условиях, если считать правильно, привезти профессионалов из-за границы оказывается намного выгодней, чем пожинать плоды непрофессионализма наших строителей.

Я лично с турками сотрудничаю не первый год и успел убедиться, что работают они тщательно, качественно, красиво и при этом быстро. Без перекуров, долгих праздников и выходных. И не пытаются продавать на сторону стройматериалы и инструменты. Дополнительный плюс в пользу иностранцев и дополнительная статья экономии: досрочный ввод в эксплуатацию качественно отстроенного объекта. Вместо долгостроя заказчик начинает получать прибыль от эксплуатации.

Еще один момент — турки хорошие работники, потому что работают с удовольствием. Они не повинность отрабатывают — им нравится и процесс, и результат работы. Турки всю новую Европу отстроили! И как ни парадоксально — евроремонт они делают качественно.

Проблема с нашими строителями не только в том, что они не умеют и не хотят работать. Все гораздо серьезней. Даже при желании им реально негде учиться азам строительного дела, не говоря уж о передовых технологиях. Ни в средне-профессиональных, ни в высших учебных заведениях не учат практическим современным технологиям, а серьезных строителей, у которых можно учиться, в республике единицы. Мы, например, своих инженеров и строителей направляю на учебу в австрийскую фирму «Дока», чьи технологии возведения опалубки одни из самых передовых в мире. И считаю, что всем, кто хочет строить качественно, нужно взять за образец работу иностранных строительных фирм, поучиться у них. В Москве и, например, Баку, строительные фирмы так и сделали — несколько лет нанимали на работу иностранцев, сами к ним ездили, но теперь уже настало время, когда профессиональный уровень москвичей достиг общемирового. И сейчас они уже не нуждаются в рабочей силе из-за границы. Будем надеяться, что когда-нибудь и в Дагестане произойдет то же самое.

И последнее: я утверждаю, что катастрофа в аквапарке произошла не потому, что его строили турки, а потому, что за строительством не было надлежащего контроля. Также я знаю, что в нашей республике некоторые организации доверяли туркам и разработку проекта, и строительство и… оказывались обманутыми. Я утверждаю, что турки — хорошие строители. Но это вовсе не означает, что любой турок — хороший строитель. Мы уволили турка-инженера как плохого специалиста, а его взяла другая строительная фирма. И теперь он собирается строить объект в Махачкале. После чего опять обязательно будут говорить, что турки — плохие специалисты. А ведь непрофессионализм, так же как профессионализм — национальности не имеет.

Что им стоит дом построить? Марат Бийгишиев

Почти год 50 южно-корейских специалистов строят в республике всевозможные объекты. О том, как живется и работается заморским гостям, корреспондент «Черновика» беседует с директором ЗАО «М-Строй» — фирмы, которая пригласила корейцев на работу в Дагестан, Магомедом Магомедовым.

— В последнее время дагестанские строители научились строить хорошее, качественное жилье, но специалистов все равно не хватает. Поэтому вполне понятно, когда та или иная строительная фирма привлекает иностранцев для работы. Этим же путем пошли и мы. В августе 2003 года к нам приехали 50 рабочих, скоро прибудут еще 800 специалистов. Мы заключили контракт с южно-корейской строительной фирмой, которая готова с нами сотрудничать.

— На каких объектах работают иностранцы?

— Корейцами построена больница в селе Мехельта, сегодня они строят магазин в Махачкале. По условиям контракта, они занимаются только строительством. Питание, проживание, обеспечение строительным материалом — все за счет приглашающей стороны.

— Какие специалисты привлечены?

— Представлены все рабочие специальности — штукатуры, маляры, бетонщики, каменщики, сварщики и т.д. Команда в состоянии в любом районе республики сдать объект под ключ.

— Неужели при строительстве больницы в Мехельта в селе не нашлось маляра или сварщика из местных?

— Есть, конечно, но нашему рабочему надо объяснять, что штукатурка должна ложиться ровно. Корейцы об этом знают, а наши думают, что и так сойдет: у них другое сознание и отношение к жизни, низкая культура производства.

— А сколько стоит «высокая культура производства»?

— Они стоят тех денег, которые я им плачу. В конечном итоге мне выгоднее иметь дело с иностранцами, чем с местными. За услуги они берут дороже, но здесь необходимо рассматривать все в совокупности. Да, наш сварщик сделает ту же работу намного дешевле, чем кореец, но корейцы, в свою очередь, работают намного качественнее, точно в срок. В итоге продукт моей компании станет намного рентабельнее, услуги мои будут ликвидны, и, как следствие, репутация моей компании станет безукоризненной.

— В чем причина такого отношения к работе дагестанских рабочих?

— Мы к жизни своей так относимся. Смирились, что нас обирают, мы — бесправны, и каждый думает только о сегодняшнем дне.

— Может, причина в том, что у нас в республике не готовят рабочих-специалистов?

— Дайте мне профтехучилище, и я буду их готовить.

— И кто сегодня пойдет учиться на каменщика?

— Напрасно вы принижаете рабочие специальности. Я знаю многих штукатуров, которые не берутся за дело, если в день не заработают тысячу рублей. Сегодня намного выгоднее быть штукатуром, чем юристом.

— Каково отношение корейцев к нам?

— Они-то к нам относятся хорошо, не доставляют никому никаких хлопот. Работают, сами готовят, питаются морепродуктами. Вот только им не дают покоя правоохранительные органы. Почему-то они считают, что среди них обязательно есть шпион. Когда 20 человек пять часов сидят в камере без объяснения причин задержания, недовольство в отношении нас, конечно же, проявится. В итоге наша компания терпит убытки — ведь работа стоит.

Каждого нашего работника люди в погонах считают своим долгом доставить в райотдел и беспричинно там держать. Последний инцидент произошел буквально месяц назад. Компания заключила контракт с воинской частью, дислоцированной в Буйнакске, на строительство шести объектов. На строительную площадку привезли оборудование, необходимые материалы, начали работу. В один прекрасный день начальник Буйнакского РОВД присылает наряд, и забирают всех корейцев в райотдел. В РОВД их держат в каких-то казематах, в холоде, избивают и всячески унижают. После таких унижений моих рабочих вывозят за Буйнакский перевал, высаживают, и начальник райотдела говорит им, что они не нужны ему в его районе. Этим вопиющим инцидентом сегодня занимается наш адвокат, представители ОВИРа Дагестана. Дело обязательно будет передано в суд, где наша компания предъявит иск. В результате военные остались без казарм, а наша компания понесла убытки. Но больше всего нам стыдно перед корейцами. Вопрос о расторжении контракта не стоит, но они уже неоднократно ставят перед нами вопрос: когда же все это прекратится? Слава Аллаху, уже второй месяц мы работаем без инцидентов. В Махачкале все райотделы в курсе, что в городе работают корейцы, поэтому нас уже не трогают.

— Почему в Дагестане в основном работают специалисты из Азии?

— Потому что дешевле пригласить в Дагестан корейца или вьетнамца, чем, к примеру, немца.

— А дагестанцев приглашают за рубеж?

— Мой приятель недавно приехал из Испании, где работал на строительной площадке. Много наших работают в Москве. Но я еще раз повторяю. Специалистов у нас: раз, два и обчелся. Легче и дешевле пригласить турка, чем воспитать своего. Недавно я пригласил в Москву на работу 80 дагестанцев. Из них только половина действительно приехали зарабатывать деньги, остальные — весело провести время. Поймите меня, я могу привлечь в Москву и тысячу рабочих, которые будут получать в месяц 20 тысяч рублей. Но нет такого количества специалистов, которым не надо объяснять, что обувь должна быть чистая, по утрам надо чистить зубы, периодически бриться и разговаривать с незнакомыми на Вы. О какой вообще культуре производства может идти речь? Это очень серьезная проблема и не только предприниматели должны ее решать. ]§[

Номер газеты