[ Абстракция с натуры ]

Скоро Дагестан сможет увидеть полотна художника Дарвина Велибекова. Его картины давно «живут» в галереях Англии, Америки, Японии, Германии, Франции, Норвегии, Италии, Югославии. Живописные работы Велибекова находятся в личных коллекциях бывшего главы администрации Президента РФ Александра Волошина, премьер-министра Турции, президента национальной нефтяной компании Турции, посла Франции в Азербайджане, мэра австрийской столицы… В Дагестане же работы этого художника есть только у одного-двух частных коллекционеров. И предстоящая выставка — это первая демонстрация живописи Велибекова на родине.

Дело в том, что в 1976 году художник вместе с семьей переехал в Баку. И хотя по окончании Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной он несколько лет работал у нас в республике, живописью здесь почти не занимался. Выставлял изделия из стекла и керамики, был известен как монументалист. Например, композиция «В Мир науки» (роспись актового зала биофака ДГУ в технике темперной живописи в соавторстве с Шерифом Шахмардановым) включена во многие энциклопедии дагестанского искусства и до сих пор считается классикой монументального искусства Дагестана.

Переехав в Баку, Дарвин Велибеков какое-то время еще занимался росписью стен, оформлением фасадов, тем искусством, которое в 80-ые не могло не быть идеологизированным. И в определенный момент он почувствовал, что с него хватит. И… ушел в лес. Буквально. Чтобы писать то, что на тот момент было редкостью, диковиной и идеологической диверсией, — пейзаж в постимпрессионистской манере и абстракцию. Причем, как он сам говорит, «абстракцию с натуры». Именно в этом, придуманном им, жанре он и нашел самовыражение, хотя продать такую картину до 1985 года было нереально. А если уж и появлялся покупатель из-за границы, то художник готов был отдать свои работы даром: «Сам не свободен, пусть хоть живопись моя будет свободна».

После того, как не стало ни советской идеологии, ни советского государства, Велибеков с удовольствием поучаствовал в творческой революции в Баку, которая полностью освободила искусство от идеологических «оков». И после семи лет добровольного затворничества для Велибекова и его картин настали те самые «лучшие времена».

За 20 лет востребованности Дарвин Велибеков продал десятки и десятки картин за рубеж. Теперь он хочет, чтобы его живопись увидели дагестанцы. И наоборот: чтобы его картины увидели его родину и остались здесь навсегда. «С некоторыми вещами мне трудно расставаться, но если уж приходится — хочу знать, что могу вернуться к своим работам, посмотреть на них. Хочу знать, что они в Дагестане», — говорит художник. Собственно, это и есть ответ на вопрос, почему, наконец, Дарвин Велибеков выставляет картины в Махачкале. Формальным поводом является победа в конкурсе по созданию мемориала «Белые журавли», объявленном Госсоветом РД. Проект, созданный авторским коллективом в составе архитектора Керима Керимова, скульптора Алигаджи Сайгидова и художника Дарвина Велибекова, победил, и теперь представители трех направлений искусства объединились для решения еще одной задачи — организации масштабной совместной экспозиции. О месте и дате ее открытия мы сообщим дополнительно. ]§[

Номер газеты