[ Охота на ведьм ]

Последние два месяца в нашей республике упорно муссируются слухи о возможной череде отставок глав районных администраций. И пока мы имеем возможность наблюдать за практическим воплощением людской молвы в реальность.

Так, вслед за отставкой главы администрации Цумадинского района Алиасхаба Гусейнова (в настоящее время и.о. назначен М.Гаджидибиров) и «странной» отставкой главы Новолакского района Тамирлана Омаева (временно исполняет обязанности М.Базманов) со своим постом распрощался и Шамиль Бадрудинов — гергебильский «глава». Теперь исполнительную власть в этом районе будет представлять депутат Народного Собрания РД Магомед (он же Махач) Магомедов.

Трое «ушедших» в отставку за относительно короткий срок глав районных администраций — это уже не случайность, а тенденция. Но что же (или кто) сподвигло их на подобные крайние меры? Неужели, осознав крайнюю неэффективность своих действий на благо родного района, они решили уйти, таким образом открыв дорогу для более способных управленцев? Но не будем оценивать результаты их деятельности — это прерогатива других «компетентных» органов. Отметим лишь, что добровольная отставка глав администраций — это что-то из области фантастики и никак не присуще нашему краю. И вот почему. Как правило, в одиночку тот или иной республиканский «деятель» не в состоянии прийти к власти в том или ином отдельно взятом районе. На это, кроме серьезных финансовых средств, нужна санкция и одобрение со стороны руководства республики или главы влиятельного клана, курирующего регион. Поэтому нельзя говорить о самостоятельности руководителя райадминистрации в выборе им своей дальнейшей судьбы. Он независим в том плане, что от него ничего не зависит, а его судьба находится в исключительном ведении текущего «куратора». Кстати, все отставки прошли как-то буднично и не получили широкой огласки в средствах массовой информации. Не было митингов, народных волнений, эмоциональных речей самих глав администраций, объясняющих свой поступок. Лишь Тамирлан Омаев, не согласный с тем, что «его уходят», попытался было отозвать свое заявление, но, видимо, ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться.

Измена «феодалов»

Но кто и почему делает эти предложения? Найти ответ на данный вопрос можно, проанализировав итоги выборов в Государственную Думу РФ по Буйнакскому избирательному округу (учитывая, что все «ушедшие» главы находятся в границах этого округа). Напомню читателям, что результаты этих выборов преподнесли неприятный сюрприз руководству Дагестана, доказав слабость республиканской власти именно там, где она, казалось бы, была непоколебима. Генерал налоговой службы Магомед Гаджиев вопреки желанию и хотению Госсовета и Правительства РД протащить в депутаты ГД Гаджимурада Омарова сокрушительно выиграл у последнего, на практике реализовав известный лозунг «Пришел, увидел, победил!» Успех Гаджиева наглядно показал, что финансовый ресурс дагестанских «москвичей» в союзе с местной оппозицией, традиционно имеющей сильные позиции в Горном Дагестане, может реально привести к несанкционированному республиканской властью результату. Омарову удалось победить лишь в двух районах — родном Хунзахском и родном для Председателя Госсовета — Левашинском. Остальные главы районных администраций, несмотря на прямые указания, не смогли обеспечить необходимый руководству результат. Тогда в кабинетах «дома на площади» и возникли разговоры о предательстве и измене во втором эшелоне республиканской власти.

Все для победы в 2006 году!

Таким образом, следуя логике, руководство Дагестана с оглядкой на выборы главы республики в 2006 году спешно укрепляет свои тылы, официально объявив сезон «охоты на ведьм». Сначала расправились с главой Цумадинского района — А.Гусейновым. Там, как известно, Омаров не получил ничего. Вторым, правда, посопротивлявшись, стал новолакский Т.Омаев. Смотрим на результаты выборов в районе — почти пятикратный перевес Гаджиева! Схема проста до гениальности. Если посмотреть на итоги голосования по Буйнакскому избирательному округу, можно с точностью предсказать, кто будет следующим кандидатом на «добровольно-принудительную» отставку (см. результаты выборов). По слухам, в ближайшие месяцы «на очереди» стоят еще около 8 глав администраций — в основном горных аварских районов. А всего своих кресел лишатся не менее 22-26 районных «князьков».

В отставку с чистой совестью

Но как же главы районов соглашаются с такими унизительными требованиями? В чем их «ахиллесова пята»? Дело в том, что бюджет многих районов Дагестана (особенно горных) является дотационным, и развитие районной инфраструктуры и личного благосостояния главы напрямую зависит or благосклонности распределителей республиканского бюджета. Естественно, финансовые потоки порождают массу поводов для коррупции и злоупотреблений на этом уровне. Должен же глава оправдать финансовые средства, потраченные на достижение заветной цели — занятие должности районного «феодала». А как проворачиваются все эти финансовые махинации, очень хорошо знают чиновники из Правительства. Таким образом, бедный глава администрации вызывается «на ковер», где ему задают резонный вопрос о конечной судьбе выделенных муниципальному образованию финансовых средств (на «социалку», ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.д. и т.п.). После неубедительного мычания ему грозят проверкой, на что он, естественно, не может согласиться, а затем предлагают добровольно уйти в отставку. По принципу «из двух зол выбирают меньшее», глава скрепя сердце под диктовку пишет пресловутое заявление.

Ставка больше, чем жизнь

По логике вещей следующим шагом республиканской власти на пути усиления своих позиций в преддверии выборов главы Дагестана в 2006 году может стать введение института «назначаемости» глав районных администраций. Правда, этот пункт противоречит федеральному законодательству, однако не стоит сбрасывать со счетов возможности власти проводить в жизнь самые, казалось бы, невероятные законопроекты. В случае практической реализации этого руководство Дагестана получит гарантированный иммунитет от вероятной интервенции финансовых потоков дагестанской диаспоры. «Пример М. Гаджиева не должен повториться!» — вот лозунг республиканских чиновников на оставшиеся два года до начала выборов. И нет сомнения, что будет сделано все возможное (и невозможное) на пути претворения в жизнь этого тезиса. Ставка в этой игре слишком велика.

[Комментарий ЧК]

Статья Расула Хайбуллаева была сдана в набор во вторник, а так как все развивается стремительно, мы хотим, чтобы читатель был в курсе самых последних и более точных данных, которые относятся к этим событиям. В качестве подтверждения версии нашего автора мы при упоминании районов будем приводить данные по результатам выборов в ГД РФ, состоявшихся в декабре 2003 года. Первая цифра — голоса, отданные за Магомеда Гаджиева, вторая цифра — голоса, отданные за Гаджимурада Омарова.

Итак: Гергебильский район (6019—1677); Новолакский (10169—2567); Цумадинский (9861—1153); Цунтинский (7253—1400), главы которых уже оформили свою добровольную отставку.

По нашим данным, обдумывают предложение, от которого «невозможно» отказаться (т.е. от добровольной отставки), главы Ботлихского (15853—7097), Гумбетовского (6900—1301) районов. На очереди Гунибский (5954—2957) и Хасавюртовский (41781—27664) районы.

Мы не будем приводить данные по всем остальным районам, но смена глав администраций районов, входящих в непослушный Буйнакский избирательный округ, хоть и проходит под видом их добровольной отставки, но на самом деле является реализацией на практике новой конструкции формирования власти.

Теперь источник всех ветвей и уровней власти в России один — это Кремль. Он формирует Совет Федерации, так или иначе решает, кому быть избранным в Госдуму РФ, фактически определяет состав правительства, на 95% руководит процессом избрания глав республик, краев, областей и так далее — по всем уровням. Это называется «укрепление вертикали», или по-народному — «наведение порядка». Кстати, народу, партиям общественных движений, бизнесу в процессе формирования всех уровней власти места теперь нет и в ближайшем будущем не предполагается.

Никакие «московские» дагестанцы, даже обладая огромными финансовыми ресурсами, не имеют права на власть в Дагестане… до тех пор, пока за них не выступит Кремль. И те главы администраций районов, которые этого не понимают, уйдут в отставку по собственному желанию, либо будут отвечать за многочисленные факты нарушений, хищений и прочего компромата, которого у органов (как обычно в этой стране) хватит на каждого.

Мы будем следить за развитием этой аномальной ситуации и обязательно поинтересуемся мнением самих глав администраций, представителей районных собраний, чиновников государственного уровня о причинах такого явления. А пока мы предлагаем вам мнения лидеров дагестанских отделений партий по этому вопросу.

1. Как Вы относитесь к возможному закреплению в законодательстве назначения, а не выборов глав администраций?

2. Ваше отношение к происходящей смене глав администраций ряда районов республики. Чем, на Ваш взгляд, это вызвано?

Сулейман Ахмедов — секретарь Дагестанского Рескома КПРФ.

1. Судя по всему, идет дальнейшее разрушение народовластия. При советской власти народ избирал народных депутатов села, района, города, республики, вплоть до Верховного Совета СССР. Из числа депутатов избирали исполнительную власть: председателя и секретаря сельского совета, председателя, заместителя председателя, секретаря, членов рай(гор)исполкомов. Это было демократично. Никто не мог диктовать остальным свою волю. Все вопросы обсуждались коллегиально.

Теперь избирают главу администрации. Он подбирает по своему усмотрению заместителей, руководителей отделов. Он — хозяин. От руководителя республики глава администрации зависит, скорее, через бюджет, чем напрямую. При желании — может фрондировать в рамках существующей системы (пример тому — глава администрации г.Хасавюрта).

Оказывается, и это не устраивает верховную власть: она стремится уничтожить всякое подобие демократии. Разумеется, это неприемлемо. Таким образом снимается фиговый листок псевдодемократии.

2. Этот вопрос связан с предыдущим: видимо, Госсовет устраивают не все главы администраций. Вопрос в том, почему Госсовет они не устраивают: плохо работают или фрондируют. Не зная конкретной обстановки, мне трудно сказать что-либо определенное.

Артур Ахмедов — председатель исполкома ДРО партии «Либеральная Россия»

1. Это продолжение линии на «укрепление властной вертикали». Следующим логическим шагом, видимо, должно быть назначение глав регионов России — что, впрочем, уже проводится, если не формально, то фактически.

Правда, муниципальные образования — по определению — «органы местного самоуправления», к государственной власти отношения не имеющие; назначение их руководителей органами госвласти — примерно то же самое, что и назначение властями руководителей профсоюзов или спортивных обществ. Но у нас все, имеющее отношение к деньгам — государственным или общественным, — политика. У нас просто нет исторического опыта взаимодействия государства и самоуправления — или он давно утерян за годы советской власти. Если бы мы имели еще хоть несколько лет демократического развития, органы госвласти и руководители районов и городов смогли бы найти точки соприкосновения, разделить ответственность, научиться учитывать интересы друг друга и народа. Но очередной виток «укрепления государственности» снова отбрасывает нас в эпоху безудержного централизма. Так, конечно, руководить проще. Только власть и народ опять оказываются по разные стороны.

2. Видимо, не справились с порученным делом — выборной кампанией в Госдуму. Интересно, что все, оставившие свой пост, — представляют районы, проголосовавшие в Буйнакском округе против кандидата, поддерживаемого руководителем республики (какое это было голосование — вопрос другой). Это характеризует критерии оценки работы глав администраций руководством республики.

Фарид Бабаев, партия «Яблоко»

1. Думаю, до этого дело не дойдет. Да и «машина для голосования», судя по проходившим выборам и в марте 2003 г. и в декабре 2003 г., фактически освящала назначение и депутатов, и глав администраций, и партий-победителей. Так что данный процесс нашей властью отлажен. Однако у руководителей республики есть две причины желать подобный закон:

— при голосовании остается возможность пройти не тому кандидату, которому «разрешили» (что и случилось на выборах депутатов ГД в декабре).

При назначении стоимость должностей по «прейскуранту» возрастет, т.к. исключены всякие риски и не будет затрат на проведение предвыборной кампании и т.д.

2. Видимо, причина явно политическая, связанная с прошлыми выборами и подготовкой к новым в 2006 г. Поэтому оценка — безобразие. ]§[

Номер газеты