Продолжаем тему приватизации. Пользуясь возможностью получить информацию, так сказать, из первых рук, которая появилась у нас благодаря инициативе первого заместителя министра имущественных отношений РД Феликса Алиева, предлагаем вашему вниманию интервью с ним.
— В последнее время из уст ответственных за приватизацию в Дагестане все чаще и чаще звучит следующий тезис: неважно, частное предприятие или государственное, главное — качество и эффективность менеджмента. Как Вы думаете, какая форма собственности более всего позволяет привлечь и в полной мере простимулировать грамотных и эффективных управленцев?
— Да, одним из главных факторов, влияющих на финансовое состояния предприятий, является уровень менеджмента, и в частном предприятии гораздо больше оперативного простора и методов стимулирования управленцев, но думать, что только сам факт того, что предприятие не государственное, гарантирует ему успех и процветание, нельзя. Приватизация — это не панацея, а лишь важное и необходимое условие для работы, необходимое, но не достаточное. И в подтверждение этому у нас в республике масса примеров. Можно назвать массу приватизированных предприятий одной и той же отрасли, где одни предприятия работают, а другие — не в состоянии функционировать и находятся в глубоком финансовом кризисе. Государство обязано создать условия для деятельности частного бизнеса. А дальше — ответственность лежит уже на хозяевах. Мировая практика показывает, что из 100 человек примерно 15 предрасположены к бизнесу и предпринимательству, способны заниматься управлением предприятий, трудовых коллективов (имеется в виду средний и крупный бизнес). И только 5 из них можно назвать успешными менеджерами. Поэтому ожидать, что все приватизированные предприятия республики будут работать на полную мощь и справляться с требованиями рынка, навряд ли оправдано. Особенно если учесть, что наши руководители не совсем готовы к работе в современных условиях. Но теперь, в отличие от прошлых времен, отвечать за результаты дела будет не государство, а новые хозяева. Собственность — это не только благо и богатство, это еще и серьезная ответственность. И многие, к сожалению, к такой постановке вопроса пока не готовы.
— Почему в республике пока не видно примеров тому, как нерадивый собственник вынужден избавиться от разорительной обузы и передать ее более эффективному и предприимчивому хозяину? Должно ли государство способствовать этому процессу, ведь от этого население республики и бюджет только выиграют?
— Наша рыночная экономика пока очень молодая, и существующее законодательство еще не в полной мере способствует тем процессам, о которых Вы говорите. В Японии, например, созданы такие условия для бизнеса, что нерадивый и некомпетентный хозяин из миллиардера за год может превратиться в миллионера, а еще через год и вовсе разориться. Так отрегулировано налоговое бремя на собственность как производственную, так и личную.
Учитывая, что у нас в Дагестане наш капитал намного слабее, мы не обладаем современными технологиями, грамотными специалистами и т.д., создавать для наших предприятий и предпринимателей такие жесткие условия еще рано. Нам надо еще расти и набираться опыта. Необходимо какое-то время.
— Так что же нам остается? Смириться с тем, что собственность, некогда принадлежащая всему народу, так и останется у тех, кто ею не может управлять? Ведь это и есть одна из причин отсталости всей республики.
— Даже если все мы смиримся с этим, сама жизнь, рыночная экономика не смирится. Рынок вытолкнет бездарных руководителей. Повторяю, для этого нужно время. А потом ведь нельзя не учитывать ту ситуацию, в которой находилась наша республика и наши предприятия с 1994 по 1999 годы.
Фактическая транспортная блокада, близость военных действий и многие другие дестабилизирующие факторы вовсе не способствовали развитию предприятий. А без притока капитала и без устоявшихся хозяйственных связей (хотим мы этого или нет) не может развиваться ни одно из предприятий.
— Можно ли говорить о том, что в республике начинается новый этап приватизации, так сказать, этому процессу дан дополнительный импульс, причем из уст главы республики?
— Да. В своем послании НС РД Магомедали Магомедович обратил внимание на то, что республику не могут устраивать существующие темпы роста экономики и упор необходимо сделать на предприимчивость и инициативу дагестанцев. А для того, чтобы эту положительную энергию направить на созидание, необходимо дать им возможность приобрести в собственность определенные объекты хозяйственного комплекса республики, тем более, что в Дагестане еще очень много государственных предприятий, деятельность которых оставляет желать лучшего.
— На последней сессии НС РД руководитель Фонда имущества РД Магомед-Пазиль Махачев обратил внимание на то, что некоторые предприятия были приватизированы без участия Фонда самим Министерством по имущественным отношениям, а также то, что комиссионный процент с суммы в результате приватизации снижен до 3%.
— Ст. 6 п.1.9 Федерального закона «О приватизации государственного имущества» гласит: «По специальному поручению правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения». Субъекты Федерации вправе устанавливать порядок приватизации и определять, кто именно в определенном регионе будет осуществлять этот процесс. Причем таких специальных государственных учреждений может быть несколько. Так вот, в законе о бюджете РД на 2004 год, за который проголосовали все депутаты НС РД, в том числе и сам Магомед-Пазиль Махачев, говорится, что продавцами государственного имущества РД являются Фонд имущества РД и Министерство имущественных отношений. Что касается размера комиссии, то он оговорен в Постановлении Правительства РД, т.к. этот вопрос в его компетенции.
— По результатам приватизации 2001-2003 годов в бюджет поступило всего лишь 36 млн рублей, хотя речь шла о 46-и предприятиях республики. Можно ли это считать положительным результатом?
— Дело все в том, что в названный Вами период продавались не предприятия целиком, а отдельные оставшиеся у государства пакеты акций предприятий, приватизированных в период с 1992 по 1999 гг. Они остались не выкупленными. В большинстве своем это пакеты из 5-10% акций. К сожалению, они не могут являться блокирующими, а тем более, контрольными, и поэтому государству никакой пользы не приносят, по этим же причинам данные пакеты не представляют какой-то особой ценности. К примеру, в 2002 г. мы продали 10% ООО «Дагмебель» (меб. фирма «Каспий»), 5% Махачкалинского мясокомбината, 19% «Избербашнефть», 20% «Стройтехсервис», 5% «ДагЗЭТО» и т.д. Вот таких объектов очень много, по числу предприятий цифра есть, а реальной серьезной стоимости этих пакетов не существует. И то, что мы уговорили хозяев предприятий выкупить эти пакеты акций, считаю нашей заслугой. Потому что дивидендов по этим акциям мы добиться не могли по причине того, что предприятия влачат жалкое существование.
И еще. Нельзя определять эффект от приватизации только поступлениями определенных сумм в бюджет республики. Министерство имущества на протяжении 10-и лет проводило огромную работу не только по подготовке предприятий и продажам на аукционе. Огромное количество предприятий подготовлено и передано в муниципальную собственность. Местные власти получили собственность в свое распоряжение путем взаимозачета в обмен на полагающиеся им средства из республиканского бюджета. Это позволило сэкономить в бюджете республики огромные деньги.
— Какие предприятия уже проданы в этом году?
— Из крупных предприятий — это «Денеб», «Кизилюртагропромкомплект», остальные мелкие и не представляют интереса.
— Какие на очереди?
— В самое ближайшее время будут выставлены на продажу Типография №1, Типография № 7, Книжно-журнальная типография. Подготовлены к продаже акции Махачкалинского винзавода, Лакокрасочного завода, многочисленных автотранспортных предприятий. Что касается коньячных комбинатов, то эти предприятия будут акционироваться во второй половине 2004 года.
— Стартовая цена, с которой начинаются торги на аукционе, в ходе торгов перекрывается? И если да, то на сколько?
— На первой заявленной сумме торги завершиться не могут, потому что по правилам аукциона должен быть сделан хотя бы один шаг. Минимальный размер шага определен в 5% от заявленной стоимости. Но раз на раз не приходится. Иногда окончательная сумма превышает стартовую в один, два шага, иногда цена поднимается в полтора-два раза. Были случаи, когда на торгах взвинчивались цены в десятки раз, но после окончания торгов объявленная сумма не уплачивалась.
Такие нарушители правил торгов лишаются внесенных ими ранее залогов, которые перечисляются в бюджет. Были случаи, когда на выставленную цену не было желающих вовсе.
— Существует ли проблема недооцененности дагестанских предприятий?
— Естественно. Есть такая проблема, как инвестиционная привлекательность Дагестана. Я не буду вдаваться в причины того, что в Дагестан не идут инвестиции, но получить в таких условиях реальную цену за предприятия, расположенные в Дагестане, очень трудно. Но другого выхода нет. Если мы по этим причинам остановим процесс приватизации, то, поверьте мне, ничего в лучшую сторону не изменится. Вот пример: государственное предприятие стекольный завод «ДагОгни» обанкрочен, а уже затем как банкрот продан. Если бы его продали в свое время в 1999 г., когда он еще работал, то можно было бы получить за него гораздо большую сумму. В данный момент в таком же состоянии наши пивзаводы, ряд строительных организаций и т.д.
У нас существуют предприятия, у которых долги превышают стоимость самого предприятия. Есть даже такие примеры, когда долги в 10 раз превышают стоимость предприятия. Вот как их продать?
— Нет ли в этом элемента искусственности? Сначала разорить предприятие, а потом самому его купить за бесценок?
— Встречаются, видимо, и такие случаи. И все же мне кажется, большая часть проблем родом из прошлого, когда из-за недофинансирования из федерального, республиканского и других бюджетов останавливались огромные предприятия, накапливались долги по коммунальным услугам, зарплате, росли проценты по кредитам, увеличивалась задолженность по налоговым отчислениям во внебюджетные фонды и т.д. В такой ситуации особенно важно иметь грамотных менеджеров.
]§[- 56 просмотров