Законодательный орган власти Республики Дагестан — Народное Собрание РД — это 120 депутатов, избранных дагестанским народом весной 2003 г. Народным Собранием образовано 9 парламентских комитетов, работу дагестанского парламента обеспечивают около 12 структурных подразделений.
На наш взгляд, из всех функционирующих в республике органов власти парламент РД может и должен быть самым открытым и публичным. В отличие от исполнительных структур, где в принципе обоснован подбор кандидатов на ключевые посты по принципу команды, где вполне логично отсутствие противоречий, где зачастую единомышленники собраны в единый дисциплинированный коллектив для решения поставленных перед ними задач, так вот, в отличие от органов исполнительной ветви власти, парламент может и должен оставаться разнородным, представлять всю палитру общественного сознания и понимания того, по каким законам должно жить и работать население республики.
Дагестанцы по-разному оценивают нужность и полезность существования Народного Собрания. Многие считают, что НС мало что решает и вряд ли сможет реально повлиять на положение дел в республике. К сожалению, без помощи самого парламентского корпуса, без открытого и постоянного диалога со своим избирателем о том, чем и как занимаются наши депутаты, такого негативного мнения, существующего у части населения, не изменить.
Нам бы очень хотелось, чтобы руководство НС и депутаты доброжелательно отнеслись к нашей, может быть, не совсем профессиональной попытке каким-то образом осветить работу представительного органа, сделать деятельность парламентариев понятной, публичной, открытой.
Так же, как и парламенты других регионов РФ, Народное Собрание РД призвано выполнять ряд важных функций и задач, прописанных в Конституции и возложенных на него обществом. Основными из них являются: законотворческая, контрольная и представительская. Основные законы так называемого федерального уровня рассматриваются и принимаются в Государственной Думе, а затем спускаются в регионы для дальнейшей привязки их к местным условиям и особенностям. Конечно, очень много времени и труда уходит на доработку и адаптацию федеральных законов к местным условиям. Возникает огромное количество вопросов и проблем, без решения которых данные законы не будут эффективно функционировать. Но все же трудно считать именно законотворческую функцию главной или наиболее значимой в деятельности НС РД.
Как и любой другой парламент, Народное Собрание РД может и обязано целенаправленно и ответственно выполнять функцию контроля за действиями государственных и иных органов, да и в целом за состоянием дел в государстве и обществе. Но, кроме осуществления подконтрольным НС РД органом — Счетной палатой — мониторинга расходования бюджетных денег, все остальные контрольные функции не осуществляются. Очень редко почему-то применяется у нас практика создания парламентских комиссий по контролю за какими-то значимыми общественно-политическими событиями происходящими в республике. Допустим, за ходом расследования теракта в Каспийске. Я считаю, народные избранники не должны были оставаться в стороне от хода расследования этого очень важного для дагестанского общества события. И как результат — на скамье подсудимых сидят «стрелочники», а истинные заказчики и исполнители, как всегда, остались неизвестными.
Но сегодня мы хотели бы уделить больше внимания тому, как республиканский парламент выполняет другую, не менее важную свою функцию — представительскую.
В какой мере местному парламенту удается представлять интересы народов Дагестана? Если он ставит перед собой эту задачу, как депутаты видят и представляют себе этот механизм в действии? Что значит — интересы народов Дагестана? Это интересы наций и национальностей или интересы территорий и административных делений? Может быть, лучше думать об интересах различных социальных слоев населения, а может, групп граждан по идеологическим убеждениям? А как тогда быть с интересами бизнеса, где необходимо учитывать интересы и работодателей, и наемных рабочих? Кто сможет ответить на эти вопросы?
В такой ситуации, когда общественность не имеет четкого представления о том, чьи интересы защищает НС РД, не может существовать обратной связи, нет никакой поддержки общества Народным Собранием. Вот и получается — депутаты сами по себе, избиратели сами по себе. И давно пора прекратить неправильные толкования термина «лоббизм», потому что в нашей ситуации именно такая постановка вопроса может внести хоть какую-то ясность. К сожалению, термин «лоббизм» негативно воспринимается простым населением, хотя это вполне распространенное явление в парламентах развитых цивилизованных стран. «Лоббизм» означает: «Специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций (политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т.п.) на процесс принятия решения парламентом» (Большой энциклопедический словарь, М., 2002 г.).
Не лучше ли открыто и всенародно определиться со своим статусом и целенаправленно, методично отстаивать интересы определенной части своих избирателей, чем вычислять, кто из депутатов входит в «партию города», «партию МММ» или какие-то национальные группировки. Если уж перечислять известные специалистам «фракции» в НС РД, то существуют «горные» и «равнинные» депутаты, «северные», «газовые», «энергетические», т.е. достаточно своеобразная палитра блоков и групп. Как ведут себя эти депутатские образования при решении важных для развития республики вопросов — не знает ни один избиратель и даже сами депутаты. Они действуют по ситуации, в зависимости от расклада сил, от сложившейся в настоящий момент конъюнктуры.
Ведь их не сдерживают рамки идеологических платформ партий, которые они представляют, ни одна социальная группа не может предъявлять им претензии, поскольку они не обязаны своим избранием ни одной из них. Пока не заработает новый механизм формирования парламента, дагестанских депутатов смело можно назвать свободными от какой-либо ответственности. Наверное, из-за этого, мало кто из народных избранников считает нужным постоянно давать отчет о проделанной работе, постоянно посвящать своих избирателей в курс происходящих событий, готовящихся законов и т.д. Наверное, из-за этого люди мало знают о работе парламента. Видимо, потому что интересам очередной группировки не нужна огласка информации о деятельности парламентариев Дагестана очень мало. Согласитесь, редко кто из избранников способен на жесткую объективную критику сложившейся обстановки и действий исполнительной власти. Не любой депутат сходу готов сформулировать свое мнение по актуальным вопросам жизни республики. Это одна из многих причин снижения значимости парламента в общественно-политической жизни Республики Дагестан.
В связи со всем вышеперечисленным возникают два вопроса. Первый: какова будет роль НС РД в намеченных на 2006 год первых за всю историю Дагестана прямых выборах президента республики? Второй: какие изменения ожидают будущий парламент РД, который будет сформирован по новой схеме, предполагающей, что половину мест будут занимать представители политических партий. ]§[
- 12 просмотров