Российские футбольные клубы синхронно, хотя и не без ошибок, оказались в следующей стадии Лиги Европы. В общем и целом футбольная общественность расценивает этот шаг как достижение, которое нельзя умалить тем фактом, что сам турнир в Европе не считается серьёзным – все большие клубы грезят Лигой чемпионов…
…А все большие футболисты мечтают в ней играть. Но ситуация с российскими клубами, имеющими лигочемпионские амбиции, такова, что сегодня ни один из них не может претендовать на звание фаворита самого престижного турнира в Европе. Совокупность факторов, делающих из клуба гранд футбола, слишком велика, чтобы можно было за раз объяснить, что именно и кому нужно сделать для изменения ситуации. Но если от появившихся в российском футболе больших денежных вливаний клубы не стали конкурентоспособными на высшем уровне, то привлекательность российской Премьер-Лиги, несмотря на любые личные контракты, которые готовы платить своим новичкам условные «Анжи» и «Зенит», никогда не достигнет уровня АПЛ, Ла Лиги, Серии А и так далее. Мизерными останутся доходы от реализации прав на телетрансляции, в 80% матчей чемпионата будут оставаться полупустыми трибуны, юмористы всех мастей продолжат сочинять анекдоты про российский футбол, и всё останется на своих местах. Так как разговоры о необходимости вкладывать в футбольные академии, воспитывать своих тренеров, вырабатывать свою футбольную философию пока далеки от реализации – слишком хлопотное это дело и слишком туманны его перспективы, – сильные мира сего уже договорились о том, как собираются вытаскивать российский футбол на новый уровень.
Чемпионат СНГ:
всё будет хорошо…
Два года назад (см. «ЧК» №4 от 4.02.2011 г.) мы писали об устном соглашении между владельцем донецкого «Шахтёра» Ринатом Ахметовым и президентом московского ЦСКА Евгением Гинером о возможном создании в ближайшем будущем объединённого чемпионата России и Украины, который, по мнению многих футбольных экспертов и менеджеров, позволил бы увеличить интерес к отечественному футболу в Европе в разы. А одновременно с ним и доходы клубов, сделав их максимально рентабельными в условиях наступающего «правила безубыточности» fair-play. С течением времени эту идею поддержали и другие влиятельные спонсоры клубов РПЛ, в числе которых оказался и владелец «Анжи» Сулейман Керимов (представитель в оргкомитете – Константин Ремчуков), и председатель совета директоров «Газпрома» Алексей Миллер (представитель – президент клуба Александр Дюков). В декабре 2012-го тема объединённого чемпионата всплыла вновь, а уже в конце февраля 13-го, в одном из своих интервью федеральным спортивным изданиям, новоиспечённый президент будущей Суперлиги1Валерий Газзаев открыл миру предполагаемый бюджет турнира и дату его старта. От озвученной цифры в миллиард евро на лоб полезла не одна тысяча пар глаз. Ещё веселее стало, когда были озвучены призовые за участие в чемпионате. Согласно регламенту турнира в высшем его дивизионе будут участвовать 18 команд, по 9 первых мест России и Украины по итогам сезона 2013–2014 (ориентировочный старт Суперлиги намечен на осень сезона 2014–2015). Как считают организаторы идеи, коммерческий потенциал чемпионата России уже упёрся в свой потолок, и без этого радикального шага по объединению российским клубам не удастся решить вопрос соответствия доходов и расходов правилам fair-play. В случае же объединения призовые участников с лихвой покроют любые требования УЕФА (см. таблицу). 92 млн евро призовых за первое место в турнире перебивают доходы победителя Лиги чемпионов (доход «Челси» от победы в ЛЧ в прошлом году составил 60 млн евро), а 25 млн за 18-е место превосходят заработок победителя Лиги Европы (мадридский «Атлетико» заработал в прошлом году за победу в ЛЕ 10,5 млн евро). Очевидно, что в финансовом плане для участников турнир обещает быть мегавыгодным. К тому же потенциальные потребители, влекомые ностальгическими воспоминаниями о баталиях советского периода, по расчётам устроителей, будут с удовольствием забивать до отказа трибуны на матчах с классическими противостояниями московских и украинских грандов.
В целом вырисовывается весьма радужная картина профессионально-качественного перехода нашего футбола на коммерческие рельсы и наступления всеобщего футбольного финансового счастья, обеспеченного карманами налогоплательщиков (что тоже большой вопрос, но об этом ниже).
Или плохо…
Однако как бы замечательно ни выглядел этот суперпроект, всегда найдутся те, кому что-то да не понравится. Вот, скажем, украинские специалисты переживают за национальный футбол, в связи с тем, что турнир предполагает полную отмену лимита на легионеров, а на Украине не так много клубов, способных потягаться с российскими монстрами на трансферном рынке за качественных зарубежных игроков. Это может привести к тому, что в Лиге чемпионов, по их мнению, Суперлигу будут представлять только российские клубы. Министр спорта России Виталий Мутко и вовсе считает такую затею ложной целью: «Моё отношение к чемпионату СНГ понятно, я занимаю пост министра спорта России, мой приоритет – развитие физкультуры и спорта внутри страны, а не где-либо ещё. По моему мнению, в идее этого чемпионата нет никакого мотива. У нас в последнее время выходят десятки непродуманных идей относительно футбола. И они уводят от проблем российского чемпионата. А ведь наш футбол теряет спонсоров, рейтинги, посещаемость нашего первенства падает. Согласитесь, смешно же предложить Италии с кем-нибудь объединиться. Или Англии. Так кто же вам мешает пробиваться в Лигу чемпионов, играть с итальянскими клубами?». Переживания Мутко за национальный футбол понятны – ведь и наша сборная тогда окажется в сложной ситуации. Но вполне вероятно, что формироваться она в будущем будет из футболистов команд низших дивизионов, куда отправятся все те клубы, которые не подойдут для Суперлиги по новым правилам лицензирования (к примеру, все клубы, находящиеся на областном балансе). Ведь скажем честно: лимит на легионеров, как попытка поднять уровень российских футболистов, провалился. Игроки, ощутившие, что их месту в стартовом составе ничего не угрожает, в один момент перестали прогрессировать. Число скандалов, связанных именно с «паспортистами», невероятно возросло, а сборная как испытывала дефицит кадров, так и продолжила его испытывать. Потому стоит предположить, что Виталия Леонтьевича беспокоят немного другие детали. Впрочем, договориться с министром спорта РФ всегда можно. Другое дело – президент ФИФА Йозеф Блаттер, категорически не приемлющий идею объединённого чемпионата, считающий, что клубы имеют право на участие в национальных соревнованиях лишь в рамках национальных федераций. На реализацию этого проекта необходимо разрешение всех ведущих футбольных структур, а как показывает практика, пока в Европе такого разрешения не получил ни один подобный проект. Попытки объединить бельгийский и голландский первенства, а также рассуждения об объединении чемпионатов Англии, Шотландии, Уэльса, Ирландии в один «великобританский» потерпели крах ещё на стадии проектирования. Правда, учитывая плохо скрываемую любовь к деньгам главного человека в мировом футболе вкупе с большими финансовыми возможностями инициаторов Суперлиги, утепление блаттеровской позиции – вопрос времени.
Ещё раз о миллиарде
Как мы говорили ранее, наиболее интересным вопросом является сумма бюджета в 1 млрд евро. Журналистское сообщество спрашивает: каковы источники финансирования? Несмотря на заверения господина Дюкова о том, что весь этот миллиард якобы должно дать телевидение, первоначальные расчёты, сделанные после заявления, говорят о том, что продажа прав на телетрансляцию покроет максимум 12–15% от бюджета. Где руководители возьмут остальные 85%, пока не ясно. Нетрудно предположить, что на первых порах затраты погасят за счёт средств самих влиятельных инициаторов. «Газпром», «Уралкалий» и иже с ними к услугам первого сезона Суперлиги. Что дальше? Вопрос. Организация продажи трансляций абонентам телевидения по американскому типу в России в нынешних условиях нереальна. В №47 от 30 ноября 2012 года «ЧК» подробно раскладывал формирование бюджета американской бойцовской организации UFC (бюджет – более миллиарда долларов), в которой всё выстроено намного более прозрачно и чётко, чем в российском футболе: «Прибыль компании извлекается из продажи билетов и платных трансляций. Каждый эвент приносит UFC в среднем $4 млн только с продажи билетов. Платная трансляция стоит $55. В среднем их набирается около 1 млн. Складывая, получаем почти $59 млн. На зарплату бойцам и персоналу организации за каждый турнир выплачивается около $1,5 млн. Выходит, что с очередного мероприятия UFC зарабатывает $57 млн»…
Согласно цифрам, приводимым в нашей таблице, затраты на Суперлигу составят 800 млн евро. Соответственно по итогам сезона турнир должен остаться в плюсе на 200 млн. Невероятная цифра, потому как сегодня в России и на Украине вряд ли найдутся люди, способные платить большие деньги за платные трансляции, тем более что смотреть большинство будет лишь матчи топ-пятёрки российских клубов («Зенит», «Анжи», «Спартак», ЦСКА, «Рубин») с топ-тройкой украинских («Динамо», «Шахтёр», «Днепр») – всё остальное на любителя. И компании типа «XX век фокс» с Рупертом Мёрдоком во главе у нас нет. Никто не придёт и не купит эксклюзивное право на трансляцию матчей ОФЛ за много миллионов евро, как когда-то сделал Мёрдок с АПЛ… Show, конечно, must go on, но за счёт чего, мы пока не знаем. Надеемся только на их творческий и финансовый гений и наслаждаемся последними мгновениями старого футбола…
- 5 просмотров